Дело № 2а-1943/2023
91RS0004-01-2023-002617-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Ксендз И.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Бойко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ярыгина С.О. к Администрации <адрес> Республики Крым об отмене постановления, возложении определенной обязанности, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО7, действуя в интересах Ярыгина С.О. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Алушта Республики Крым, в котором просит:
- признать незаконным постановление Администрации города Алушта Республики Крым № 3580 от 29.09.2023г. «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги»
- обязать Администрации города Алушта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ярыгина С.О. от 02.02.2021г. об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>.
- взыскать с Администрации города Алушта Республики Крым в пользу Ярыгина С.О. компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей
- наложить на Администрацию города Алушта Республики Крым судебный штраф в размере 500 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда по истечении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Административный иск обоснован тем, что ФИО2 является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях предоставления бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от 29.09.2023г. «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано на основании пп.5 п.13.2 Административного регламента в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлено п.12 ст. 11.10 ЗК РФ. Кроме того, заявитель проинформирован, что согласно акту осмотра объекта земельных отношений от 18.05.2021г. №.04-37/272 на земельном участке площадью 355 кв.м. по адресу: <адрес> расположено два объекта капитального строительства двухэтажное здание (жилой дом), одноэтажный объект капитального строительства с металлической конструкцией на втором этаже, однако согласно сведений ЕГРН по адресу: <адрес> расположен одноэтажный жилой дом общей площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером №, сведения о правах на который не внесены. Административный истец ссылается на те обстоятельства, что ранее на основании решения Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. №а-587/2023 было отменено постановление Администрации города Алушта Республики Крым № 2296 от 26 августа 2022г. «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги», на Администрацию города Алушта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ярыгина С.О. об утверждении схемы расположения земельного участка, однако административный ответчик вновь отказал в предоставлении муниципальной услуги по аналогичным основаниям. Административный истец не согласен с оспариваемым постановлением, полагает, что оно противоречит закону и нарушает его права. Полагает, что право собственности на жилой дом возникло у истца до 18 марта 2014г., в связи с чем к данным правоотношениям применимы ч.7 ст. 18 Закона №66-ЗРК/2015, что свидетельствует о наличии у истца законного права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в его фактическом пользовании.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявляли.
От представителя Администрации г.Алушта Республики Крым Стеблина А.А. поступило заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы административного дела, доводы административного искового заявления, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В отношении земли и других природных ресурсов часть 3 статьи 209 ГК РФ установила, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, то есть законами о земле и других природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, и свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями, должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
П. 1 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
П. 3 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В ст. 37 Закона N 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762.
В соответствии с п. 3 и п. 4 Приказа N 762 схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Данный документ утратил силу с 1 сентября 2022 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.04.2022 N 216.
Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148 с 1 сентября 2022 года вводится в действие новая форма и требования к подготовке схемы, так утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 4 Требований при подготовке схем расположения земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 19.04.2022г. №П/0148 при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 26.09.2023г. жилое здание площадью 35,5 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> поставлено на кадастровый учет 07.02.2017г., год постройки 1960, сведения об объекте имеют статус актуальные, ранее учтенные, сведения о зарегистрированных правах, описание местоположения объекта недвижимости отсутствуют.
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа ФИО6, номер по реестру 1340, ФИО2 купил жилой <адрес> в <адрес> с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями общей площадью 15.1 кв.м., в соответствии с техническим паспортом состоит из А – основное, а – тамбур, крыльцо, Б-санузел, в-топочная, сооружения, право собственности за ФИО2 зарегистрировано Симферопольским межгородским бюро регистрации и технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГг.
02.08.2022 года Ярыгин С.О. обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г. Алушты от 26.08.2022 года №2296 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» Ярыгину С.О. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем причинам, что схема разработана с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, на образуемом земельном участке отсутствует жилой дом, в отношении которого зарегистрирован договор купли-продажи от 02.03.2001г. и имеются разночтения в адресе жилого дома в техническом паспорте и договоре купли-продажи.
В соответствии с решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023г. №2а-587/2023 постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 26 августа 2022 года №2296 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» признано незаконным, на Администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность в установленный законом срок после вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 355 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории с целью индивидуального жилищного строительства, от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Администрации г. Алушты от 29 сентября 2023г. №3580 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» при рассмотрении заявления Ярыгина С.О. от 02.08.2022г., решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023г. №2а-587/2023 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем причинам, что схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены п.12 ст. 11.10 ЗК РФ.
Заявитель проинформирован о том, что в соответствии с п. 4 Требований при подготовке схем расположения земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 19.04.2022г. №П/0148 при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, согласно акту внепланового выездного обследования объекта земельных отношений от 27 сентября 2023г. №1611 установлено, что доступ к земельному участку ограничен, по периметру расположен высокий капитальный забор, на земельном участке расположен двухэтажный объект капитального строительства с признаками жилого дома и одноэтажный объект капитального строительства с признаками объекта гаражного назначения.
В техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 08.07.2019г. отражено двухэтажное строение литер А, общая площадь которого составляет 129,3 кв.м., год постройки 2009г., гараж литер Г площадью 22,6 кв.м.
Таким образом, площадь здания на представленной схеме расположения не соответствует площади здания, на которое представлен правоустанавливающий документ, что указывает на несоответствие формы представленной схемы требованиям к ее подготовке установленными п.12 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 4 Требований при подготовке схем расположения земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 19.04.2022г. №П/0148
Аналогичные требования к форме схемы (при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений) отражены в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 (п.п.3 и 4) который действовал на дату обращения Ярыгина С.О. - 02.08.2022г.
При указанных обстоятельствах, основания, указанные в постановлении № 3580 от 29 сентября 2023г. для отказа Ярыгину С.О. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нельзя признать необоснованными и незаконными.
Суд отмечает, что сам факт отмены в судебном порядке первоначально принятого решения (постановления Администрации г. Алушты Республики Крым от 26 августа 2022 года №2296) не влечет неправомерность действий административного ответчика, поскольку такие действия совершены в пределах полномочий органа местного самоуправления, отказ в предоставлении муниципальной услуги мотивирован иными основаниями.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации г. Алушты от 29 сентября 2023г. №3580 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» отвечает требованиям, предусмотренным Земельным Кодексом РФ, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца Ярыгина С.О. о признании его незаконным не подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению и производные требования о возложении на Администрацию города Алушта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ярыгина С.О. от 02.02.2021г. об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. - обязать Администрации <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 02.02.2021г. об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, а также требования о наложении на административного ответчика судебный штраф за неисполнение решения суда.
В связи с тем, что судом не установлены обстоятельства нарушений прав Ярыгина С.О. действиями административного ответчика при вынесении оспариваемого постановления, не подлежат удовлетворению требования о взыскании с Администрации города Алушта Республики Крым в пользу Ярыгина С.О. компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ярыгина С.О. к Администрации <адрес> Республики Крым об отмене постановления, возложении определенной обязанности, взыскании морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда Ксендз И.С.