ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1964/2022 от 28.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1964/2022

55RS0007-01-2022-002686-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Омска о признании незаконным постановления Администрации города Омска, заключения межведомственной комиссии,

установил:

ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО14, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании незаконным постановления о признании незаконным постановления Администрации г. Омска, заключения межведомственной комиссии.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником жилых помещений в в .

31.01.2022 на основании заключения межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 1054 от 14.01.2022 Администрация города Омска Постановлением № 24-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» признала многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , аварийным и подлежащим сносу до 31.12.2029.

Указывая на положения Жилищного Кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» административный истец считает результаты обследования, проведенного ООО «АРХБЮРО 91», на основании которого было принято заключение межведомственной комиссии недостоверными и необоснованными, не соответствующими Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, введенных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153, Методике определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом Минкоммухоза РСФСР от 27.10.1970 № 404.

Настаивая на формальном подходе межведомственной комиссии в процессе принятия решения вопроса об аварийности дома, административный истец полагает, что Администрация г. Омска принятием решения о признании многоквартирного дома аварийным и отселением граждан в новое жилье в далеком будущем (в 2029 году) пытается аннулировать свои обязательства по проведению капитального ремонта дома, который обязана была провести по решению Центрального районного суда города Омска от 24.12.2013.

Кроме того, административный истец обращает внимание на содержание ответа от ДД.ММ.ГГГГ департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, в соответствии с которым многоквартирный жилой находится в реестре многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту со сроком исполнения до конца 2015, определение конкретного срока проведения капитального ремонта не представляется возможным в связи с направлением бюджетных средств в приоритетном порядке на исполнение мировых соглашений и капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на первых позициях в реестре.

Считая решение административного ответчика незаконным, нарушающим жилищные права граждан проживающих в многоквартирном доме, права граждан на улучшение жилищных условий путем проведения капитального ремонта на основании решения суда, не соответствующим нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оценки жилых помещений жилого фонда Российской Федерации, процессуальный истец считает, что жилой дом хоть и не является памятником культуры, но является фоновой исторической застройкой в границах исторического поселения регионального значения, в пределах защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения – «Дом жилой И.Е. Имянникова».

С учетом изложенного, административный истец в лице представителя по доверенности ФИО14, просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 14 января 2022 № 1054 незаконным в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: ; признать Постановление Администрации г. Омска № 24-п от 31.01.2022 о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу незаконным в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: .

Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент городского хозяйства Администрации г. Омска в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО2, ФИО21, ООО «Управляющая компания «Ресурс», Государственная жилищная инспекция Омской области, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в качестве административных ответчиков члены межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда: ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО23, ФИО28, ФИО29, ФИО30ФИО31, ФИО32ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО4, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44ФИО45

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО14, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивали на незаконности и необоснованности обжалуемого заключения, наличии оснований для повторной оценки состояния дома. Дополнительно пояснили, что с результатами проведенной судебной экспертизы согласны и оснований не доверять экспертам бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» не имеется.

Представители административных ответчиков Администрации г. Омска ФИО9, действующий на основании доверенности, представитель Межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда и одновременно представитель департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО10, действующая на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним, настаивали на законности заключения межведомственной комиссии, соблюдении порядка его принятия, отсутствии правовых оснований для его отмены. Указали на наличие рецензии на заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом организации «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» по жилому дому, которая была подготовлена 27.07.2022 ООО «СибДорЦентр» по запросу отдела эксплуатации жилищного фонда департамента городского хозяйства Администрации г. Омска. Ссылаясь на выводы рецензента представитель административного ответчика настаивает на том, что имеющееся понижение прочности древесины чердачного перекрытия во времени до величины 80% от первоначальных значений снижает несущую способность перекрытия. Отсутствие расчетов по проверке несущей способности перекрытия в заключении эксперта не позволяет утверждать об отсутствии угрозы обрушения перекрытия; снижение несущей способности чердачного перекрытия при наличии замачивания (увлажнения, протечек) не обеспечивают безопасность жильцов второго этажа части здания литеры А; обследованием, проведенным экспертом, не исключена вероятность обрушения чердачного перекрытия вследствие нарушения требований статьи 8 Федерального законна № 73-ФЗ от 31.05.2001 о полноте исследований. Также указали на отсутствие нарушений прав административного истца обжалуемым заключением, поскольку оно не препятствует повторному обращению иных собственников жилых помещений в доме в межведомственную комиссию. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик ФИО41, в судебном заседании суду пояснил, что является исполняющим обязанности начальника отдела энергетического аудита, проектирования и экспертиз – ГИП бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», а также о том, что о включении его в члены Межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на момент проведения им экспертизы он знал, однако, при поручении судом проведения судебной экспертизы экспертам бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» не счел необходимым доложить об этом суду. Сомнений в объективности данного заключения не усматривает, до начала проведения экспертизы предупрежден об уголовной ответственности, выводы проведенной экспертизы поддерживает, разрешение судебного спора оставляет на усмотрение суда. При этом указал, что несмотря на то, что руководители ГИП бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» включаются в число членов межведомственной комиссии, данное учреждение, подготавливает отчеты об оценке состояния жилых помещений и домов для обращения заинтересованных лиц в межведомственную комиссию.

Иные, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков, лица участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела слушанием не представлено.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО16, ФИО3, в судебном заседании не возражали относительно заявленных требований, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФИО19ФИО22 в судебном заседании так же не возражала относительно заявленных требований, с результатами проведенной судебной экспертизы была полностью согласна.

Заинтересованное лицо ФИО15 настаивала на том, что помещение, находящееся в её собственности находится в критическом состоянии, в связи с чем, полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению. В подтверждение своих доводов в материалы дела представила копии ответов департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по вопросу проведения капитального ремонта дома за период 2015, 2016 годы, копия искового заявления и определение Центрального районного суда г. Омска по результатам его рассмотрения от 16.09.2016, а так же ответ Государственной жилищной инспекции Омской области от 21.12.2021 (т. 2 л.д. 235-241, 241а-242, 243).

Заинтересованные лица ООО «Архбюро 91», ООО «УК «Ресурс», Государственная жилищная инспекция Омской области, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 в судебном заседании участия не принимали, о дате и месте рассмотрения извещены, ходатайств об отложении дела слушанием не представляли, просили о рассмотрении дела без их участия (т. 3 л.д. 128-131). До отложения дела слушанием представитель ООО «УК «Ресурс» ФИО11, действующий на основании доверенности, возражал относительно заявленных требований, полагал их не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы представленного письменного отзыва на административное исковое заявление (т. 2 л.д. 17).

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, письменные возражения, отзывы на административное исковое заявления, письменные пояснения и дополнения к ним, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: , в подтверждение чего имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 133-136).

14.01.2022 Межведомственной комиссией г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда вынесено заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 1054, согласно которого в результате рассмотрения заявления ФИО2, представившей на рассмотрение комиссии копию своего паспорта, удостоверения ветерана, копии технического паспорта на жилое помещение 6 в многоквартирном доме по адресу: , копии свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 02.11.1999 № 55-01/00-22/1999-43175, копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.07.2018, копии технического паспорта на многоквартирный в , технический отчет по результатам обследования несущих строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: № 225-21-ТО ООО «АРХБЮРО 91», приняла заключение (решение) о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 68-69).

31.01.2022 Администрацией г. Омска вынесено постановление № 24-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», где в приложении к постановлению в перечне многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу на основании заключения комиссии от 14.01.2022 указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: (т. 1 л.д. 70-71).

Не соглашаясь с заключением комиссии и постановлением Администрации г. Омска полагая их незаконными и необоснованными, нарушающими ее права, как жильца данного дома, административный истец обратилась в суд.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об обоснованности доводов административных истцов о наличии оснований для отмены обжалуемого решения межведомственной комиссии.

В соответствии с положениями ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Постановлением Правительства российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абз. 1).

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3).

Распоряжением Мэра города Омска от 24.03.2006 № 93-р «О создании межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда» создана межведомственная комиссия города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, которым утвержден состав комиссии и положение о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.

Постановлением Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос или реконструкции (город Омск)», в соответствии с п. 4 которого данная муниципальная услуга предоставляется Администрацией г. Омска в лице уполномоченного структурного подразделения Администрации г. Омска – департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.

Согласно пп. 1 п. 18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443, департамент организует деятельность комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно положением абз. 2 п. 49 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Пункт 51 предусматривает, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения.

В случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

В соответствии с п. 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из материалов дела, изложенные требования подателем заявления в комиссию – заинтересованным лицом по настоящему делу ФИО2 при обращении в межведомственную комиссию города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (далее - межведомственной комиссии) с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным соблюдены. ФИО2 обратилась с заявлением в установленной форме, приложив, в том числе технический отчет по результатам обследования несущих строительных конструкций многоквартирного дома ООО «АРХБЮРО 91» № 225-21-ТО о техническом состоянии многоквартирного . Данные обстоятельства представителями административных ответчиков и заинтересованными лицами, не заявляющими самостоятельных требований по делу, не оспаривались. Оснований не соблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом заключении не содержится. Указание в судебном заседании ФИО2 на то, что она была введена в заблуждение относительно результата рассмотрения ее заявления, имела намерение получить заключение о необходимости провести реконструкцию здания в части элементов, которые не были отремонтированы в рамках капитального ремонта, о незаконности проведенной процедуры не свидетельствуют. При этом из протокола заседания комиссии следует, что ФИО2 присутствовала на заседании комиссии, в том числе при принятии решения по ее заявлению.

Применительно к изложенным положения и установленным обстоятельствам, заявление ФИО2 рассмотрено в установленном порядке и с соблюдением сроков рассмотрения.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Из обжалуемого заключения следует, что заявление ФИО2 рассмотрено на основании представленных документов в частности отчета по результатам обследования несущих строительных конструкций многоквартирного дома ООО «АРХБЮРО 91» № 225-21-ТО.

В качестве мотивов, обосновывающих обжалуемое решение, межведомственной комиссией указано на то, что в техническом отчете ООО «АРХБЮРО 91» по результатам обследования многоквартирного сделан вывод о том, что физический износ многоквартирного дома на момент обследования составляет 74%. Дефекты и повреждения отмостки способствуют замачиванию кирпичной кладки наружных стен первого этажа, а также строительных конструкций деревянной жилой пристройки здания и сеней. Зафиксированные дефекты и повреждения чердачного перекрытия, стропильной системы крыши и кровли здания, а также дефекты и повреждения строительных конструкций сеней указывают на значительное снижение несущей способности за счет прогрессирующего разрушения ввиду постоянного негативного воздействия внешней среды, несущие в себе угрозу внезапного обрушения, угрозу жизни и здоровью жителей здания и пребывающих в непосредственной близости людей, и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» находятся в предельном состоянии строительных конструкций – состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно. Осуществление ремонтных мероприятий по восстановлению несущей способности конструкций здания является невозможным, так как текущее состояние чердачного перекрытия и крыши обследуемого здания, строительных конструкций сеней достигло в настоящий момент критического положения, при котором технические решения и методы ремонтно-строительных работ не позволяют обеспечить восстановление утраченной прочности и создание противоаварийных условий, исключающих вероятность внезапного обрушения. По результатам обследования данному многоквартирному дому установлена общая категория технического состояния, согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», – аварийное. Выполнение противоаварийных мероприятий, направленных на временную фиксацию текущего состояния дефектов несущих конструкций и исключающих вероятность их внезапного обрушения в реальных условия эксплуатации технические невозможно. В техническом отчете ООО «АРХБЮРО 91» указано, что в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в связи с аварийным состоянием основных несущих конструкций и с учетом процента физического износа 74% рекомендуется признать обследуемый многоквартирный дом, расположенный по адресу: , аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 68 оборот).

С учетом позиции административного истца, в ходе судебного заседания настаивавшей на возможности дальнейшей эксплуатации жилого дома, а так же обращавшей внимание суда на имеющееся вступившее в законную силу заочное решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Администрацию г. Омска возложена обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31.12.2015, чего до настоящего времени в полном объеме сделано не было, суд полагает принять во внимание то обстоятельство, что согласно представленному протоколу № 1 от 14.01.2022 заседания межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, вопрос об экономической целесообразности проведения капитального ремонта данного дома не разрешался, решение принято исходя того, что представлено в отчете ООО «АРХБЮРО 91» (т. 1 л.д. 111-121).

С учетом позиции лиц, участвующих в деле, оспаривающих техническое состояние дома его конструкции, возможности их приведения в состояние пригодное для проживания людей путем проведения капитального ремонта, в ходе рассмотрения дела судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено БУ «Омский центр КО и ТД».

Согласно заключению эксперта БУ «Омский центр КО и ТД» от 11.07.2022, по результатам обследования сделан вывод о том, что капитальный ремонт строительных конструкций в жилом доме по адресу: не проводился в течение длительного времени. И, следовательно, эксперт допускает вывод о том, что состояние строительных конструкций жилого дома на момент принятия заключения межведомственной комиссии №10547 от 14.01.2022 и на момент проведения по делу судебной экспертизы было одинаковое. Доступ в жилые пристройки литера А1, А2, А3, А4 не предоставлялся. Определение технического состояния конструкций определялось в контуре жилого дома (литера А).

Существующие конструкции фундаментов, стен, перегородок, перекрытия, полов, оконных и дверных блоков на момент обследования находились в работоспособном техническом состоянии. Существующие инженерные системы на момент обследования находились в работоспособном техническом состоянии. Работоспособное состояние - категория технического состояния, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечает требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформации, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводит к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Существующие конструкции крыши на момент обследования находились в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкции, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Конструкции холодной пристройки (литера а) на момент обследования находились в недопустимом техническом состоянии. Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции, характеризующая снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Конструкции лестницы на момент обследования находились в аварийном техническом состоянии. Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

На вопрос второй, поставленный перед экспертом о возможности привести конструкции дома по адресу: состояние пригодное для проживания людей на момент проведения по делу судебной экспертизы эксперт указал, что конструкции жилого дома (литера А): фундаменты, стен, перегородки, перекрытия, полы, оконные и дверные блоки находятся в работоспособном техническом состоянии, пригодны для эксплуатации, обладают прочностью и устойчивостью, не влекут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В жилом доме (литера А) имеются повреждения конструкций кровли. Требуется ремонт покрытия кровли, выполненной из металлических листов. Требуется ремонт наружного штукатурного слоя с подготовкой поверхности, ремонт поврежденных участков стен в месте отпадения штукатурки с заделкой швов кирпичной кладки. Требуется ремонт существующей отмостки и устройство новой отмостки в месте ее отсутствия (со стороны ).

Необходимо установить маяки наблюдения за единичной трещиной, выявленной в кирпичной кладке подполья, вести постоянное наблюдение за состоянием маяков, согласно п.4.2.1.14 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170) - Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или другим способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.

Конструкции холодной пристройки (литера а) и конструкции находящейся в ней лестницы необходимо полностью заменить.

Проведение работ по ремонту кровли целесообразно; восстановление штукатурного слоя наружных стен с ремонтом поврежденных участков стен целесообразно; ремонт и устройство отмостки целесообразно.

Проведение работ по реконструкции жилого дома (возведению новой пристройки с расположенной в ней лестницей) целесообразно.

На основании вышесказанного экспертом сделан вывод, что жилой дом по адресу: , подлежит реконструкции и капитальному ремонту.

Поскольку в определении суда о назначении судебной экспертизы, разъяснено экспертам, что в случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение, доводы представителей административных ответчиков о выводах эксперта за пределами поставленных судом вопросов, подлежат отклонению.

В том числе техническое состояние дома подтверждается имеющимися в деле фотоматериалами, представленными в отчете, заключениях специалиста, эксперта (т. 1 л.д. 48-60, л.д. 181-194, т. 2 л.д. 168-176, л.д. 232-234, т. 3 л.д. 67-78).

Принимая во внимание изложенные выше положения, определяющие нормативный порядок признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также исходя из анализа компетенции межведомственной комиссии в соответствии с данным нормативным порядком, любое решение межведомственное комиссии должно быть мотивированным и обоснованным, то есть основанным на подробном анализе представленных и самостоятельно добытых документов для рассмотрения вопроса в соответствии с компетенцией межведомственной комиссии. Оценка соответствия многоквартирного жилого дома критериям, определенным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, предполагает подробный анализ представленных заявителем документов, в том числе специалистами, обладающими строительно-техническими познаниями для оценки выводов, изложенных в экспертном заключении о технических характеристиках жилого дома. Указанная оценка является комплексной, в том числе исходя из технических характеристик конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, отраженных в техническом отчете, которое представляет заявитель в межведомственную комиссию.

Данное заключение должно быть подвергнуто всестороннему анализу, подлежат учету все выводы, приведенные специалистом и, при необходимости, затребованы дополнительные сведения. В ином случае, учет межведомственной комиссией одного из итоговых суждений или выводов без должного анализа заключения в целом о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома свидетельствует о формальном подходе и нарушении имеющейся у межведомственной комиссии компетенции.

Исходя из указанного, доводы представителей административных ответчиков о том, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, являются верными. Однако при этом, межведомственная комиссия проводит соответствующую оценку технического состояния несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, проверяет наличие достаточных фактических данных свидетельствующих об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Поскольку специальных требований к заключению специализированной организации, заключение которой предъявляется в межведомственную комиссию, нормативно не предусмотрено, изложенные в экспертном заключении выводы подлежат анализу именно межведомственной комиссией на предмет наличия или отсутствия предусмотренных Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оснований для признания жилого жома аварийным и подлежащим сносу, без предъявления каких-либо специальных требований к выводам эксперта (специалиста).

Опрошенный в качестве эксперта ФИО41, который одновременно является членом межведомственной комиссии – исполняющий обязанности начальника отдела энергетического аудита, проектирования и экспертиз – ГИП бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» выводы проведенной экспертизы о том, что жилой дом, расположенный по адресу: , подлежит реконструкции и капитальному ремонту поддержал, поскольку специалистом приведен перечень работ, при осуществлении которых здание подлежит восстановлению.

В свою очередь допрошенный в судебном заседании представитель ООО «Архбюро 91» ФИО12 суду пояснил, что при подготовке технического отчета обследование объекта, расположенного по адресу: , он лично не проводил, однако, считает необходимым сообщить, что исходя из анализа показателей представленных в техническом отчете можно утверждать, что фактически обнаруженные дефекты подпадают под квалификационные признаки физического износа 61-70% чердачного перекрытия; физический износ несущих конструкций: рубленных деревянных стен здания в данном случае не имеют практического значения с учетом того, что задачей исследуемого случая является оценка безопасности деревянного чердачного перекрытия на предмет отсутствия угрозы жизни и здоровью жильцов. Решением данной задачи в техническом отчёте является признание чердачного деревянного перекрытия аварийным. Относительно необходимости выполнения расчётов на основе методов строительной механики и сопротивления материалов указал, что в данном случае они не применимы для здания 104-летней давности, строительные материалы которого утратили нормативные показатели для расчётов. Полагал, представленный отчет ООО «Архбюро 91» обоснованным.

Таким образом, при рассмотрении заявления ФИО2 приведенные выше требования Положения межведомственной комиссией надлежаще реализованы не были, в связи, с чем обжалуемое решение межведомственной комиссии не может быть признано соответствующим нормам действующего законодательства и принятым с соблюдением прав и законных интересов административного истца.

Также суд полагает необходимым указать, что из анализа закрепленных в Положении нормативных предписаний следует, что первичным является определение технического состояния оцениваемого объекта, после чего подлежит определению дальнейшая возможность (способ) его приведения в пригодное для проживания состояние.

Вопреки доводам представителя административного ответчика Межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда и департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, представленная рецензия № 2707-22 от 27.07.2022 ООО «СибДорЦентр», при отсутствии единых инструментов, регулирующих методическое обеспечение на организационно-правовом и научно-методическом уровнях, является лишь мнением отдельного лица, обладающего специальными познаниями и содержащее критику методических основ экспертного заключения, что не всегда может быть объективным.

Кроме того выводы эксперта о длительном не проведении капитального ремонта и, как следствие, необходимости реконструкции и проведения капитального ремонта многоквартирного дома подтверждается содержащимися в материалах дела доказательствами.

19.01.2018 Постановлением Администрации г. Омска № 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов» установлено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирного дома согласно приложению (т. 2 л.д. 106-112).

По сведениям сайта Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирный дом, расположенный по адресу: , имеет непосредственный способ управления (т. 2 л.д. 113).

10.06.2022 по сведениям, представленным РФКР МКД Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области на 2014 - 2043 г.г.» предусмотрена региональная программа, разработанная в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области». Одним из приоритетных направлений жилищной политики в Омской области является обеспечение комфортных условий проживания граждан, в том числе путем создания условий для проведения своевременного капитального ремонта. Как далее следует из содержания ответа на запрос: в первую и последующие редакции региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п многоквартирный дом, расположенный по адресу: не был включен, соответственно у Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов не возникало обязательств по проведению капитального ремонта указанного дома (т. 2 л.д. 131-132).

14.06.2022 Государственная жилищная инспекция в ответе на судебный запрос так же сообщила о том, что согласно постановлению Правительства Омской области от 30.12.2021 № 666-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п» многоквартирный дом, расположенный по адресу: , не содержится в перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (т. 2 л.д. 137).

06.07.2022 Минэнерго Омской области представило ответ на судебный запрос, согласно которого указано на то, что информация по многоквартирному дому, расположенному по адресу: , ул. , , за период с июля 2019 по настоящее время на предмет включения его в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области на 2014-2043 года не поступала (т. 3 л.д. 26).

Так из материалов дела следует, что между жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: ООО «УК «Ресурс» заключен договор аварийного обслуживания А от 01.09.2021 «На оказание услуг и выполнение работ на многоквартирном доме по адресу: » (т. 2 л.д. 18-19). Данный договор был заключен на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 17.09.2021. В перечень услуг по договору работы по осуществлению капитального ремонта дома не входят (т. 2 л.д. 19 оборот).

06.10.2021 ООО «УК «Ресурс» в адрес департамента городского хозяйства Администрации города Омска представило заявление о предоставлении субсидии и гарантийное письмо, так же 06.10.2021 между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и ООО «УК «Ресурс» было заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансирование обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе – многоквартирный дом, расположенный по адресу: (т. 2 л.д. 67-82). Денежные средства предоставлены ООО «УК «Ресурс» согласно платежных поручений от 07.10.2021, 21.12.2021, 29.10.2021, 22.12.2021 и выставленных счетов на оплату (т. 2 л.д. 83-88).

18.10.2021 между ООО «УК «Ресурс» и ООО «Архбюро 91» был заключен договор № 225-21, согласно которого ООО «Архбюро 91» обязалось выполнить обмерные работы и обследование конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: представить письменное заключениепо результатам обследования (т. 2 л.д. 89-98).

31.10.2019 между ООО «УК «Жилищник 1» и ООО «УК «Ресурс» заключен договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (т. 2 л.д. 103-105).

По указанным выше обстоятельствам департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска 23.06.2022 в адрес суда были представлены пояснения, исходя из которых департамент подтверждает наличие возложенной на Администрацию г. Омска обязанности в соответствии с решением Центрального районного суда города Омска № 2-6087/2013 провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном в в срок до 31.12.2015. Администрацией г. Омска после проведения структурного анализа общего объема имеющихся на исполнении аналогичных решений суда и финансовых возможностей их исполнения подготовлен реестр в порядке очередности по окончательному сроку исполнения судебных решений. Спорный многоквартирный дом в реестре находится под номером 371. Исходя из принципа достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, в целях исполнения судебных актов по обязательствам провести капитальный ремонт многоквартирных домов Администрация города Омска заключает мировые соглашения, однако с взыскателями по исполнительному производству в рамках судебного решения об обязании Администрации города Омска выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: , мировое соглашение не заключалось. Но в целях исполнения судебного акта в 2021 году ООО «Архбюро 91» проведено обследование конструкций спорного многоквартирного дома, по результатам которого было установлено, что осуществление мероприятий по восстановлению несущей способности конструкций здания является невозможным, так как текущее состояние чердачного перекрытия крыши обследуемого здания, строительных конструкций сеней достигло в настоящий момент критического положения, при котором технические решения и методы ремонтно-строительных работ не позволяют обеспечить восстановление утраченной прочности и создание противоаварийных условий, исключающих возможность внезапного обрушения. Таким образом, полагали проведение капитального ремонта нецелесообразным (т. 2 л.д. 222-223).

Доводы и документы, представленные в части исполнения стороной административных ответчиков капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме во исполнение заочного решения Центрального районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ, а равно пояснения, допрошенного в ходе судебного заседания в качестве специалиста ФИО13, пояснившего, что имеется возможность проведения капитального ремонта многоквартирного дома, принимаются судом лишь в части указания на техническое состояние дома. Вопросы не возможности исполнения указанного судебного акта предметом рассмотрения заявленных требований не являлись.

Судом так же приняты во внимания пояснения члена Межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда ФИО23, который суду пояснил, что в рамках оказания ФИО2 муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» обследование самого спорного объекта членами комиссии не проводилось.

Таким образом, судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и, как следствие принятие оспариваемого заключения межведомственной комиссии проведено без проведения комиссионного обследования дома, без использования какого-либо оборудования или проведения специальных замеров, визуального осмотра так же не проводилось.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищной политики Администрации г. Омска сообщается, что в 2022 году обращения от собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , по вопросам получения компенсации в размере рыночной стоимости жилого помещения или иного жилого помещения взамен имеющегося в аварийном доме в департамент не поступали (т. 3 л.д. 24).

Вопреки доводам представителей административных ответчиков наличие возможности повторного обращения какого-либо из собственников помещений в многоквартирном доме с аналогичным заявлением в комиссию не влечет само по себе восстановление нарушенного права.

Применительно к изложенному, заключение об оценке соответствия многоквартирного дома критериям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 1054 от 14.01.2022 не может быть признано соотвествующим требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», что в свою очередь влечет признание незаконным Постановления Администрации города Омска № 24-п от 31.01.2022 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которое принято на основании указанного заключения.

Таким образом, административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным заключения межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 14 января 2022 № 1054 в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: , а также о признании незаконным Постановления Администрации г. Омска № 24-п от 31.01.2022 о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу незаконным в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: , подлежат удовлетворению.

В порядке устранения последствий незаконного действия (бездействия), решения, суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Учитывая требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти субъекта Российской Федерации и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

Поскольку предметом настоящего спора является проверка законности действий (решения) административного ответчика по рассмотрению заявления ФИО2 о признании аварийным многоквартирного дома по адресу: , способом для восстановления нарушенного права административного истца в данном случае является возложение на межведомственную комиссию города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, повторно провести оценку соответствия многоквартирного дома по адресу: , установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, требованиям.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 1054 от 14 января 2022 года в части решения о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: .

Возложить обязанность на межведомственную комиссию города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, повторно провести оценку соответствия многоквартирного дома по адресу: , установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, требованиям.

Признать незаконным постановление Администрации города Омска № 24-п от 31 января 2022 года о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу незаконным в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: .

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года.