ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2022 от 18.02.2022 Борского городского суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2022 г.

Дело № 2а-196/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бор 07 февраля 2022 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Баевой С.К.

с участием административного истца С.А..Ю., представителя В.С.В. (доверенность), представителя административного ответчика Администрации г.го.г.Бор Нижегородской области С.Ю.Ю. (доверенность),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А..Ю. к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконным решения, обязании внести изменения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец С.А..Ю. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконным отказа администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, изложенного в письме №3507 от 16.08.2021 г., о внесении изменений в ст.15.2 Правил землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области, утв.решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 г. №114 в части изменения (частично) территориальной зоны, в которую включён земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: и решения комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области от 23.07.2021 г. в аналогичной части и обязании администрацию г.о.г.Бор Нижегородской области внести изменения в ст.15.2 Правил землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области, утв.решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 г. №114 в части изменения (частично) территориальной зоны, в которую включён земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу:

В обоснование заявленных требований указано следующее.

20.07.2021 года административный истец обратился в Администрацию г.о.г.Бор с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, утв.решением Совета депутатов городского округа город Бор Нижегородской области от 25.12.2012 № 114, в котором просил изменить (частично) границы территориальной зоны Р-4 - «Зона специализированных ландшафтных парков», в которую входит земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, принадлежащий мне на праве собственности, с кадастровым номером , и установить для участка территориальную зону СХ-6 - «Зона ведения садоводства и огородничества».

16.08.2021 года С.А..Ю. получил ответ от Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, которым административному истцу отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

С.А..Ю. полагает отказ Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, изложенный в письме № 3507 от 16.08.2021 г., и решение комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области и иным вопросам землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области от 23.07.2021 г. в части отказа в удовлетворении заявления о внесении изменений в статью 15.2 Правил землепользования и застройки городского округа юрод Бор Нижегородской области, незаконным и необоснованным.

С.А..Ю. в административном иске указывает, что согласно п.1 ст.79 ЗК РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, занятые многолетними насаждениями (садами виноградниками и другими).

В соответствии с п.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Административный истец полагает, что положения ч. 6 ст. 79 ЗК РФ в данном случае применены быть не могут, поскольку Решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 № 114 на территории г.о.гБор Нижегородской области были утверждены Правила землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области. Согласно названным Правилам принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок был включен в состав территориальной зоны Р-4 «Зона специализированных ландшафтных парков» с установленным на ней градостроительным регламентом и, соответственно, перестал классифицироваться как сельскохозяйственные уголья в составе земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п.6 ст.36 ГрК РФ.

Кроме того, само решение о включение участка в территориальную зону Р-4 «Зона специализированных ландшафтных парков» само по себе говорит о том, что Администрация г.о.г.Бор Нижегородской области признает тот факт, что данный участок нецелесообразно использовать в сельскохозяйственном производстве как пашню для выращивания сельскохозяйственных культур, и он уже не мог классифицироваться как сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Так же исходя из видов разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне Р-4 можно сделать вывод, что Администрация г.о.г.Бор Нижегородской области допускает иные виды использования данного земельного участка, в том числе возведение на данном участке капитальных жилых сооружений и выращивание растений, в связи с чем не может быть никаких препятствий для использования данного земельного участка под ведение садоводства и огородничества.

Приводя в обоснование указанное, а также ссылаясь на положения ст.77, 79 ЗК РФ, ст.31, 32, 33 ГрК РФ административный истец просил принять решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании административный истец С.А..Ю. и его представитель В.С.В., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, повторив их.

Также в судебном заседании ранее административный истец на вопросы суда пояснил, что хочет изменить территориальную зону земельного участка на садоводство, чтобы возможно впоследствии построить на нем садовые дома и продать их.

Представитель В.С.В. пояснила, что возможно ранее данный участок и относился к сельхозназначению, но поскольку для данного земельного участка в настоящее установлена территориальная зона, т.е. он перестал быть сельхозугодьями и сельхозназначением. Судьба земельного участка была разрешена в 2012 г. решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области.

Пояснила, что С.А..Ю. хотел изменить территориальную зону земельного участка на СХ-6, при этом категорию земельного участка административный истец менять не хотел.

Полагает, что если бы в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, не была бы установлена территориальная зона вообще, С.А..Ю. не имел бы права обращаться с заявлением об изменении территориальной зоны.

Представитель административного ответчика администрации г.о.г.Бор Нижегородской области С.Ю.Ю., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно пункта 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течении двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правиле землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в которое содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

20 июля 2021г. в адрес администрации поступило заявление административного истца о внесении изменений в ПЗЗ г. Бор, а именно изменения территориальной зоны Р-4 («Зона специализированных и тематических ландшафтных парков») и установления зоны СХ-6 («Зона ведения садоводства и огородничества») для земельного участка с кадастровым номером , который принадлежит С.А..Ю. на праве собственности.

23 июля 2021г. Комиссией по ПЗЗ г. Бор было принято решение об отказе в изменении территориальной зоны для спорного земельного участка. Принимая указанное решение, члены Комиссии по ПЗЗ г. Бор руководствовались следующим:

1. Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок общей площадью 124 935 кв.м. относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Представитель С.Ю.Ю. указала, что данный земельный участок был образован из земельного участка общей площадью 2 552 000 кв.м. (единое землепользование) в счет выделенной доли (пая) в соответствии с проектом перераспределения земель, находящихся в собственности, владении, пользовании АО Сельскохозяйственное предприятие «Кантаурово» Борского района Нижегородской области. Все доли (паи) выделялись гражданами из состава сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, исключенными из состава земель лесфонда).

В соответствии с частью 6 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке, как того просил С.А..Ю. в своем заявлении.

В зоне СХ-6, в которую просил перевести свой земельный участок С.А.В., предусмотрен такой вид разрешенного использования как ведение садоводства, который в свою очередь разрешает строительство садовых и жилых домов.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1,6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Представитель административного ответчика указывает, что при рассмотрении заявления административного истца об изменении территориальной зоны было установлено, что данный земельный участок относится к сельхозугодьям, в связи с чем полагает, что требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.

На вопросы суда представитель С.Ю.Ю. пояснила, что рассмотрение вопросов по внесению изменений в Правила застройки и землепользования администрации г.о.г.Бор Нижегородской области происходит на заседании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области, какого-либо специального решения комиссией не принимается, оформляется лишь протокол заседания комиссии. В случае, если комиссии придет к выводу о целесообразности внесения изменений, администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области издается соответствующее постановление, в случае отказа – заявителю направляется информационное письмо с разъяснением оснований для отказа.

Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Ранее представителем административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области М.и.А., действующей в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, суду представлен письменный отзыв по заявленным административным истцом требованиям, продержанный М.и.А. в судебном заседании ранее.

Согласно позиции LINK Word.Document.8 "G:\\БОР\\КАС\\РЕШЕНИЯ\\2022\\2а-196 ФИО1 Администрация ОТКАЗ изменние терзоны зем.участка.doc" OLE_LINK1 \a \r Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, организация разработки документов территориального планирования городского округа город Бор и их утверждения относится к полномочиям Комитета архитектуры администрации городского округа город Бор.

Комитет архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Бор является структурным подразделением администрации городского округа город Бор Нижегородской области, который создан в целях планирования комплексного развития территории городского округа г. Бор для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, согласно Положению о комитете архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденного распоряжением администрации городского округа город Бор от 25.05.2011 №166,

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденного Советом депутатов городского округа город Бор от 10.02.2010 №86, Департамент имущества полномочий по разработке документов территориального планирования городского округа город Бор и их утверждению не имеет.

На основании изложенного административный ответчик полагает, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор не является должным ответчиком по данному административному заявлению.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства и объектов животного мира Нижегородской области в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Ранее представителем Министерства лесного хозяйства и объектов животного мира Нижегородской области З.И.А., действующей в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, суду представлены письменные возражения по заявленным требованиям, согласно которым С.А..Ю. обратился 01.11.2021 с просьбой о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка (далее-ЗУ) с кадастровым номером (далее-КН) .

Указанный в обращении участок, имеющий пересечения с ЗУ с КН был вынесен на рассмотрение межведомственной рабочей группой по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Лесной участок с КН расположен в Нижегородской области, г.о.г.Бор, входит в границы Борского участкового лесничества, Борского районного лесничества, квартал 152, выдел 10. Вид разрешенного использования: в соответствии со ст.25 Лесного кодекса РФ, за исключением ограничений, предусмотренных ст.27 Ж РФ. На лесном участке присутствуют особо защитные участки лесов с соответствующим правовым режимом использования лесов.

На данный лесной участок распространяется Лесохозяйственный регламент Борского районного лесничества, утв. приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области №131 от 16.02.2018.

Лесной участок с КН покрыт лесными насаждениями, возраст которых в соответствии с таксационным описанием составляет 55 лет.

Таким образом, в отношении лесного участка с КН проведено проектирование и лесоустройство в соответствии с действующим законодательством.

Право собственности на ЗУ с КН зарегистрировано за Российской Федерацией.

Право собственности на спорный земельный участок с КН возникло после 01.01.2016, в связи с чем нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не применяются.

С.А..Ю. по обращению дан отказ.

Кроме того, в письменном отзыве указывается, что спорный земельный участок с КН административным истцом по целевому назначению не используется.

В соответствии с запросом министерства получен ответ Россельхознадзора о том, что в отношении ЗУ с КН последним выявлено административное правонарушение по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В целях осуществления защиты прав и законных интересов Российской Федерации в связи с выявленным пересечением спорного ЗУ с КН и ЗУ лесного фонда с КН министерством направлен пакет документов в отношении данного земельного участка, в уполномоченный орган - департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному органу.

На основании изложенного, заинтересованное лицо просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов г.о.г.Бор в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направив суду письменную позицию по заявленным требованиям.

Так, согласно представленной позиции, заинтересованное лицо указывает, что в рамках полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом РФ, Советом депутатов городского округа город Бор были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Бор Нижегородской области (решение от 25.12.2012 №114).

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки определен статей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что до вынесения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки на рассмотрение Совета депутатов он должен быть рассмотрен на комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории. Состав и порядок деятельности указанной комиссии утверждается главой местной администрации (часть 6 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Только в том случае, если комиссией будет рекомендовано внести в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки и главой местной администрации принято решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки, вопрос может быть вынесен на рассмотрение представительного органа местного самоуправления.

20 июля 2021 года в адрес администрации городского округа город Бор поступило заявление административного истца о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа город Бор, а именно изменения территориальной зоны Р-4 - «Зона специализированных ландшафтных парков» и установления зоны СХ-6 - «Зона ведения садоводства и огородничества» для земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с частью 6 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке, как того просил С.А..Ю. в своем заявлении в администрацию городского округа город Бор.

В зоне СХ-6, в которую просил перевести свой земельный участок административный истец, предусмотрен такой вид разрешенного использования как ведение садоводства, который в свою очередь разрешает строительство садовых и жилых домов.

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014, указывается на то, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, в следствие этого они не могут быть изменены.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях указанных в ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов, в связи с чем просили в удовлетворении требований С.А..Ю. отказать в полном объеме.

Опрошенная в качестве специалиста в настоящем судебном заседании начальник сектора управления земельными отношениями Департамента имущества и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области специалист П.О.Н. пояснила, первоначально территории колхоза различались, сельскохозяйственные угодья – это и пашни, и сенокосы, которые впоследствии и передавались гражданам. В данном конкретном случае земельный участок относился к территории пашни, эта земля пахалась, и в отношении нее не могут быть установлены регламенты, она не может использоваться для ведения садоводства и постройки садовых домов.

Иные заинтересованные лица в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, позиции по заявленным требованиям не выразили, в связи с чем, учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.

Суд, заслушав участников процесса, специалиста, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п.1 ч.9 и ч.11 ст.226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов.

Из положений статей 20 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе внесение изменений в данные документы, утверждаются представительными органами местного самоуправления этих муниципальных образований, а утверждению документов территориального планирования муниципальных образований предшествует их подготовка в порядке, регламентированном положениями указанных статей Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Силу части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 1).

Землями сельскохозяйственного назначения согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

Абзацем первым п.1 ст.78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

При этом п.1 ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья (включая сенокосы, пастбища, залежи), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, в связи с чем в силу п. 6 этой же статьи установлен запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также их использование для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения в целом и сельскохозяйственных угодий в частности, различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Судом в судебном заседании достоверно установлено, что между С.А..Ю. и гражданином-банкротом С.А.В. в лице финансового управляющего В.К.А. 18.05.2021 г. заключен договор купли-продажи земельного участка №131.

Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь объекта 124935+/-3093 кв.м, адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д.Крутец, участок находится примерно в 30 м по направлению на юг от ориентира, почтовый адрес ориентира: .

Судом на основании представленных доказательств и пояснений специалиста П.О.Н. установлено, что данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2 552 000 кв.м. (единое землепользование), в счет выделенной доли (пая) в соответствии с проектом перераспределения земель, находящихся в собственности, владении, пользовании .

Согласно представленному в материалы дела проекту землеустройства (перераспределения земель) АОЗТ «Сельскохозяйственное предприятие «Кантаурово» Борского района Нижегородской области, выполненному институтом «ВолговятНИИгипрозем» 1994 г., доли (паи) выделялись гражданами из состава сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища).

Установлено, что 20.07.2021 г. административный истец обратился в администрацию г.о.г.Бор Нижегородской области с заявлением в соответствии с п.3 ч.5 ст.33 ГрК РФ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области, утв.решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 г. №114, в части внесения изменений в ст.15.2 ПЗЗ г.о.г.Бор, а именно: изменить (частично) границы территориальной зоны Р-4 «Зона специализированных и тематических ландшафтных парков» и установить границы территориальной зоны СХ-6 «Зона ведения садоводства и городничества» для земельного участка с кадастровым номером .

Судом установлено, что основание обращения административного истца с указанным заявлением – п.3 ч.5 ст.33 ГрК РФ, в Градостроительном Кодексе РФ отсутствует.

Рассмотрев в установленные ГрК РФ сроки на заседании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области и иным вопросам землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области 23.07.2021 г. и установив, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером к землям сельскохозяйственных угодий, которые не могут включаться в границы территории ведения садоводства для собственных нужд (в соответствии с ч.6 ст.79 ГрК РФ), комиссия пришла к выводу о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области в части изменения (частично) границ территориальной зоны Р-4 и установления границ территориальной зоны СХ-6 для данного земельного участка.

16.08.2021 г. в соответствии с требованиями ч.5 ст.33 ГрК РФ заместителем главы администрации г.о.г.Бор Нижегородской области ФИО1 направлен соответствующий ответ о принятом решении о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области в просимой административным истцом части.

Проанализировав нормы действующего законодательства (ст.33 ГрК РФ, ст.ст.1, 7, 77, 78, 79 ЗК РФ) в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области и иным вопросам землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области в пределах предоставленных ей полномочий при руководстве нормами закона.

При этом наличие права физического или юридического лица на подачу предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки не возлагают на орган местного самоуправления безусловную обязанность принять соответствующее решение о внесении таких изменений.

Указанное в решении Комиссии от 23.07.2021 г. основание отказа в удовлетворении заявления С.А..Ю. соответствует ч.6 ст.79 ГрК РФ.

При этом суд считает необходимым отметить, что вопрос о правомерности установления той или иной территориальной зоны в отношении спорного участка, а также наличие или отсутствие градостроительных регламентов в соответствующей территориальной зоне, подлежит разрешению в порядке абстрактного нормоконтроля и не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления С.А..Ю. к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконными отказа администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, изложенный в письме №3507 от 16.08.2021 г., о внесении изменений в ст.15.2 Правил землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области, утв.решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 г. №114 в части изменения (частично) территориальной зоны, в которую включён земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: и решения комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории г.о.г.Бор Нижегородской области от 23.07.2021 г. в аналогичной части и обязании администрацию г.о.г.Бор Нижегородской области внести изменения в ст.15.2 Правил землепользования и застройки г.о.г.Бор Нижегородской области, утв.решением Совета депутатов г.о.г.Бор Нижегородской области от 25.12.2012 г. №114 в части изменения (частично) территориальной зоны, в которую включён земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Е.М.Калынова