Дело № 2а- 1974/2019 КОПИЯ+
24RS0017-01-2019-000984-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Коллонтай В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об обжаловании действий, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об обжаловании действий, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности. Мотивируют свои требования тем, что между ФИО4 и административными соистцами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор дарения №, по условиям которого даритель безвозмездно передает в собственность ФИО1 и ФИО2 по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, общей площадью 99 кв.м., по адресу: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка Ориентир д. Сухая. Участок находится примерно в 1,6 км. по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, МО <адрес>, участок: №. Земельный участок, кадастровый номер №, общей площадью 1420 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. Местоположение и почтовый адрес земельного участка и жилого дома совпадают. Даритель является единственным собственником указанного имущества. Подписанный сторонами договор дарения и все необходимые документы были поданы на регистрацию сделки через КГБУ МФЦ в Управление Росреестра по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ доверенным лицом Дарителя, который одновременно является законным представителем административных соистцов. Решением Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ регистрация сделки была приостановлена, поскольку представленный на государственную регистрацию договор дарения не соответствует требованиям действующего законодательства, подлежит нотариальному удостоверению. Приостановление регистрации и требование предоставить нотариально удостоверенный договор дарения являются незаконными и нарушают права и законные интересы истцов свободно приобретать в собственность имущество, распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению. Кроме того, рассматриваемая сделка не требует нотариального удостоверения, поскольку даритель является единственным собственником данного имущества. Других собственников нет, а следовательно, имущество не находится в общей собственности. На основании изложенного, истцы просят признать решение Управления Росреестра по Красноярскому краю о приостановлении государственной регистрации сделки по договору дарения № от ДД.ММ.ГГГГ и требование нотариального заверения данной сделки незаконными, подлежащими отмене, возложить обязанность осуществить государственную регистрацию сделки по договору дарения.
Законный представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным выше основаниям, просил иск удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО5 ( полномочия проверены) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на письменные возражения, представленные суду, в которых указала, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона № 218-ФЗ, и включает, в том числе правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов. ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратились ФИО4 в лице представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, с заявлением о государственной регистрации перехода прав, а также ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице законного представителя ФИО3 с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении жилого здания с кадастровым номером: № и земельного участка с кадастровым номером: №, расположенных по адресу: <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, участок №. В качестве правоустанавливающего документа в структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» представлен договор дарения долей жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО4 безвозмездно передает ФИО1 и ФИО2 каждому по ? доле в праве собственности на жилой дом с кадастровым №, расположенный по адресу: РФ, <адрес>. Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Сухая. Участок находится примерно в 1.6 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, участок №, и каждому по ? доле в праве собственности на земельный участок с кадастровым № №, расположенной по адресу: Россия, <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, участок №. Указанный договор составлен в простой письменной форме. Согласно пункту 3 статьи 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Пунктом 2 статьи 163 ГК РФ предусмотрено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (пункт 3 статьи 163 ГК РФ). Положения пункта 1 статьи 42 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливают, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению. Следовательно, положения пункта 1 статьи 42 Федерального закона № 218-ФЗ распространяются на случаи, когда предметом любого договора (соглашения) об отчуждении выступает доля (доли) в праве общей собственности на объект недвижимости. Поскольку, предметом сделки является доля в праве общей собственности, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО4 безвозмездно передала в собственность ФИО1, ФИО2 по ? доли в праве собственности на указанный выше жилой дом и земельный участок подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы сделки свидетельствует о том, что правоустанавливающий документ по форме не соответствует требованиям действующего законодательства. Несоблюдение нотариальной формы сделки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ является основанием для приостановления государственной регистрации прав. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена, о чем заявители были письменно уведомлены (исх. №, исх. №№, исх. №№, исх. №№, исх. №№, исх. №№). Уведомление о приостановлении государственной регистрации было принято в соответствии с процедурой и порядком, установленным Федеральным законом № 218-ФЗ, действующим на момент принятия оспариваемого решения. Совершенный в простой письменной форме договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ., предметом которого являются доли в праве на жилой дом и земельный участок, в силу положений ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 218-ФЗ, п. 3 ст. 163 ГК РФ является ничтожной сделкой, не порождающей правовых последствий, вне зависимости от наличия записи в ЕГРН. На основании изложенного, Управление Росреестра по Красноярскому краю считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Заслушав законного представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости":
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность, либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратились ФИО4 в лице представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, с заявлением о государственной регистрации перехода прав, а также ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице законного представителя ФИО3 с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении жилого здания с кадастровым номером: № и земельного участка с кадастровым номером: №, расположенных по адресу: <адрес>, Муниципальное образование <адрес>, участок №.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственной услуги по государственной регистрации прав на государственную регистрацию перехода права долевой собственности на жилой дом и земельный участок в качестве основания перехода права представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ дарения по ? доли в праве собственности на указанный выше жилой дом и на земельный участок, заключенный между ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 и ФИО4
Государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и принято решение о приостановлении государственной регистрации права сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", о чем в адрес заявителей направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, №№, №№, №№, №№, №№.
В соответствии с п. 3 ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Статьей 163 ГК РФ установлено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. При этом согласно пункту 2 статьи 163 ГК РФ в случае, если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ( в редакции ФЗ от 03.07.2016 г.), государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).
Анализируя изложенные выше нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу, что договор дарения доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, заключенный между ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 и ФИО4 должен быть удостоверен нотариально.
Доводы административного истца о том, что договор дарения доли в квартире не требует обязательного нотариального удостоверения, суд находит ошибочными, не основанными на законе.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Красноярскому краю отсутствовали правовые основания для регистрации перехода права собственности по ? доли в праве собственности на указанные выше жилой дом и земельный участок от ФИО4 к ФИО1, ФИО2
На основании п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Красноярскому краю о незаконным действий (бездействий), выразившихся в приостановлении государственной регистрации права собственности на основании договора дарения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4, ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 по ? доле каждому на жилой дом и земельный участок, почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, МО <адрес>, участок 4, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 не лишены возможности вновь обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о регистрации перехода права собственности на доли жилого дома и земельного участка, предоставив документы, предусмотренные действующим законодательством для государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным действий (бездействий), выразившихся в приостановлении государственной регистрации права собственности на основании договора дарения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4, ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 по ? доле каждому на жилой дом и земельный участок, почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, МО <адрес>, участок 4, наложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 19 июля 2019