ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/20 от 30.01.2020 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-197/2020

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Этмановой Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., с участием административного истца – Шабля Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шабля Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании недействительным решения налогового органа о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «ЮУСК»,

УСТАНОВИЛ:

Шабля Н.В. обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать недействительным решение МРИ ФНС № 10 по Оренбургской области от 27.11.2019 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «ЮУСК».

Заявленные требования мотивированы тем, что 27.11.2019 руководителем МРИ ФНС № 10 вынесено решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «Южно-Уральская сырьевая компания». Это решение противоречит законодательству и подлежит признанию недействительным, поскольку ООО «ЮУСК» задолжало истцу заработную плату, решением Новотроицкого городского суда от 17.12.2018 в сумме 80707,57 руб. и возмещение морального вреда в сумме 5000 руб. в связи с невыплатой задолженности истец обратился в суд 30.09.2019 с требованием обязать работодателя выплатить заработную плату с учетом компенсации на 01.09.2019 в сумме 91962,89 руб. ООО «ЮУСК» по состоянию на 17.12.2019 задолженность по заработной плате не выплатило. 29.07.2019 МРИ ФНС № 10 по Оренбургской области приняло решение о предстоящей ликвидации ООО «ЮУСК», не уведомив истца о принятом решении, а также о сроке, в течение которого он мог заявить свои требования на общую сумму 91962 руб. с учетом компенсации на 01.09.2019 к ликвидируемому лицу. О том, что ООО «ЮУСК» ликвидировано 27.11.2019 истец узнал из разговора с бывшим коллегой. Представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс ООО «ЮУСК» содержал недостоверные сведения, что препятствовало государственной регистрации ликвидации юридического лица. Ликвидацией ООО «ЮУСК» нарушены права истца.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал, дал пояснения, аналогичные доводам иска, указывая, что решением административного ответчика о ликвидации ООО «ЮУСК» нарушены его права на исполнение решения суда по взысканию заработной платы.

Представитель административного истца МРИ ФНС № 10 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать.

Суд в соответствие со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Судебные извещения, направленные в адрес ООО «ЮУСК», возвращены в суд в связи с «истечением срока хранения».

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствие со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.08.2001 № 12-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствие с ними нормативных правовых актов РФ.

На основании ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, налоговым органом осуществляется проверка достоверности указанных сведений посредством проведения мероприятий, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в том числе: изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получение справок и сведений по вопросам возникающим при проведении проверки; проведение осмотра объектов недвижимости; привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствие с п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» п. 1 ст. 5 указанного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Согласно п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях наличий в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В соответствие с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствие с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В соответствие с п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-З-09\355 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Судом установлено, что решением Новотроицкого городского суда от 17.12.2018 с ООО «ЮУСК» в пользу Шабля Н.В. взыскана задолженность по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 76218,69 руб., денежная компенсация в размере 4488,88 руб., компенсация морального вреда в сумме 5000 руб. Решением Новотроицкого городского суда от 27.11.2019 с ООО «ЮУСК» в пользу Шабля Н.В. взыскана задолженность в сумме 20744 руб.

По сведениям, представленным Новотроицким ГОСП исполнительные производства, возбужденные на основании выданных исполнительных документов о взыскании с ООО «ЮУСК» задолженности в пользу Шабля Н.В. прекращены на основании п. 7 ч. 2 ст. 43 ФЗ-229.

Из представленных ИФНС № 10 по Оренбургской области документов судом установлено, что в соответствие с п. 4.2 ст. 9 закона № 129-ФЗ 02.08.2017 инспекцией проведена проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ: места нахождения ООО «ЮУСК» (ОГРН 1155658017514, ИНН 5607140424, Оренбургская область, г. Новотроицк, пер. Студенческий, д. 9 офис 3). По итогам осмотра оформлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 20.12.2018 № 397, из которого следует, что по адресу: 462353, Оренбургская область, г. Новотроицк, пер. Студенческий, д. 9, офис 3, ООО «ЮУСК» не располагается, как и его представители. Вывески, баннеры, таблички, указывающие на нахождение юридического лица, отсутствуют.

МРИ ФНС № 10 по Оренбургской области в адрес руководителя общества, а также в адрес ООО «ЮУСК» направлены уведомления № 03-13/110 от 24.12.2018 о необходимости представления в инспекцию достоверных сведений.

Письмо с уведомлением, направленное по адресу местонахождения ООО «ЮУСК», возвращено в инспекцию в связи с отсутствием адресата. Письмо, направленное по адресу проживания руководителя ООО «ЮУСК» О., возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

Применительно к статье 165.1 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.

ООО «ЮУСК» в инспекцию сведения или документы, свидетельствующие о достоверности адреса (места нахождения) представлены не были.

Инспекцией 30.01.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2195658063490 о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. 29.07.2019 ИФНС № 10 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 2370.

Решение о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ опубликовано 31.07.2019 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 30 ч. 2. Публикация содержит: наименование регистрирующего органа, адрес регистрирующего органа, полное наименование юридического лица, ОГРН и дату его присвоения, ИНН юридического лица, номер решения о предстоящем исключении, дату решения о предстоящем исключении. Также в указанном номере на стр. 3 опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Аналогичная информация содержится на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Кроме того, с целью соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков ответчиком в адрес МРИ ФНС № 8 по Оренбургской области направлен запрос от 15.10.2019 № 05-01-17/020455@ о предоставлении информации, препятствующей исключению ООО «ЮУСК» из ЕГРЮЛ. Согласно письму МРИ ФНС № 8 по Оренбургской области от 28.10.2019 № 06-24/12434@, запрашиваемые сведения отсутствовали.

На момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО «ЮУСК» из ЕГРЮЛ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступили.

27.11.2019 ООО «ЮУСК» было исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, о чем регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2195658427886.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности принятого МРИ ФНС № 10 решения от 27.11.2019 об исключении ООО «ЮУСК» из ЕГРЮЛ.

Нарушений прав Шабля Н.В., вопреки доводам административного иска, судом не установлено. Решения и действия регистрирующего органа исполнены в срок и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, совершены в пределах предоставленных им полномочий.

Довод административного истца о том, что МРИ ФНС № 10 в нарушение норм законодательства не известило его как кредитора о предстоящем исключении записи ООО «ЮУСК» из ЕГРЮЛ противоречат установленным судом обстоятельствам. Так, судом установлено, что решение о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ опубликовано 31.07.2019 в журнале «Вестник государственной регистрации». При этом административный истец не был лишен права своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ.

Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

Довод Шабля Н.В. о том, что представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, что являлось препятствием процедуры государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, судом отклоняется, поскольку ООО «ЮУСК» прекратило свою деятельность в административном порядке, предусмотренном пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, следовательно, ликвидационный баланс обществом в инспекцию не представлялся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шабля Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании недействительным решения налогового органа о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «ЮУСК», полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 04.02.2020

Судья: