Дело № 2а-2-121/2022
64RS0015-02-2022-000171-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года город Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Дорошенко Е.В., Лубинской Е.С.,
с участием:
прокурора прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесяна Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Дергачевского района Саратовской области, предъявленному в интересах неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведений об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, о возложении на Администрацию Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведения об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений,
установил:
Прокурор Дергачевского района Саратовской области (далее по тексту также - административный истец) в целях защиты прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту также - административный ответчик), выразившегося в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведений об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, о возложении на Администрацию Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведения об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений.
Административные исковые требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой проведён анализ состояния законности в сфере управления муниципальной собственностью в деятельности Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого - либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой о заключении концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьёй 52 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Исчерпывающий перечень объектов концессионных соглашений приведён в части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», к числу которых относятся объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, гидротехнические сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий. При этом часть 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве сторон концессионного соглашения называет: концедента - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях; концессионера - индивидуального предпринимателя, российского или иностранного юридического лица либо действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двух и более указанных юридических лиц. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Администрацией Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области в установленный срок не разработан перечень объектов, в отношении которых планируется заключение в 2022 году концессионных соглашений, указанный перечень за 2022 год не размещён до 1 февраля 2022 года и до настоящего времени на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор в пределах своих полномочий может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), информация о месте, дате и времени рассмотрения административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Ершовского районного суда Саратовской области (http://ershovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство) (т. 1, л.д. 16).
В судебном заседании прокурор, реализующий функции административного истца, - прокурор прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесян Бениамин Левонович административные исковые требования поддержал, полагал, что таковые основаны на законе и доказательствах, сославшись в обоснование занятой позиции доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Администрация Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, извещённый о времени и месте рассмотрения административного дела, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частями 1, 2, 3, 7 и 8 статьи 96 КАС РФ, предмете и основаниях административных исковых требований (т. 1, л.д. 5; 13), явка представителя которого не является обязательной и не признана судом обязательной, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
При таких обстоятельствах неявка представителя Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях статьи 150 и части 6 статьи 226 КАС РФ, суд счёл возможным и определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика в судебном заседании.
Изучив сведения и доводы, приведённые в административном исковом заявлении прокурора Дергачевского района Саратовской области (т. 1, л.д. 2, 3), выслушав объяснения прокурора Оганесяна Б.Л., реализующего процессуальные функции административного истца, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Применительно к этому, частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исполняя процессуальную функцию, возложенную частью 2 статьи 178 КАС РФ, определяя нормы права, подлежащие применению в рассматриваемом административном деле, суд отмечает следующее.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Статьёй 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закреплены такие вопросы местного значения, как: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из содержания части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса (пункт 1); объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», сторонами концессионного соглашения являются: концедент - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях (пункт 1); концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого - либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой о заключении концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьёй 52 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения, в том числе информации о проведении торгов, включая публичные, определён сайт www.torgi.gov.ru.
Исходя из статей 34 и 35 Устава Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, принятого Решением Совета Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями, внесёнными Решением Совета Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1, л.д. 18-45), пунктов 1.1, 2.1 и 2.2 Положения об Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, утверждённого Решением Совета Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 46; 47), Администрация Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законом Саратовской области.
Таким образом, обязанность по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и размещению этого перечня на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», возложена на соответствующий орган местного самоуправления - Администрацию Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области.
Постановлением Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности Камышевского муниципального образования, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, который должен быть размещён на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru (т. 1, л.д. 49-52).
В процессе рассмотрения административного дела нашло подтверждение, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, с указателем адреса сайта www.torgi.gov.ru вопреки обязательным для исполнения предписаниям части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, Администрацией Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области не размещён, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 4), скриншотом страницы сайта с указателем адреса сайта www.torgi.gov.ru в её актуальном состоянии (т. 1, л.д. 53; 54), объяснениями прокурора и не опровергнуто административным ответчиком.
По правилу, сформулированному в части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделённого публичными полномочиями, на совершение оспариваемого действия (бездействия), порядка совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, оснований для совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствия совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на орган, наделённый публичными полномочиями и совершивший оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, доказательств исполнения обязанности по размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, утверждённого перечня объектов, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, до дня принятия решения судом административный ответчик не представил, в то время, как необходимость в совершении таких действий объективно имелась.
Таким образом, в судебном заседании нашёл подтверждение тот факт, что Администрация Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области длительное время не принимает организационные меры, направленные на размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, утверждённого перечня объектов, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, то есть бездействует.
Давая оценку правомерности бездействия органа местного самоуправления, суд учитывает следующее.
Местное самоуправление, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Осуществление местного самоуправления предполагает совершение соответствующими органами местного самоуправления конкретных действий, целью которых является решение вопросов местного значения.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Изложенное означает, что соблюдение органами местного самоуправления законов, а равно принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, предполагает выполнение содержащихся в них предписаний, поскольку в противном случае цели правового регулирования, вводимого ими для соответствующих отраслей общественных отношений, не будут достигнуты.
Однако никаких доказательств конкретных мер, направленных на размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, утверждённого перечня объектов, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, Администрацией Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области в дело не представлено.
Из содержания части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Поэтому неисполнение Администрацией Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области требований законодательства в области, регулирующей размещение в информационно - телекоммуникационной сети официальной информации о перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
Из содержания части 1 статьи 219 КАС РФ следует, что, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Это правило в полной мере распространяется на случаи предъявления административного иска прокурором в рамках полномочий, которыми он наделён в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 39 КАС РФ.
Принимая во внимание, что бездействие административного ответчика, явившееся основанием предъявления административного иска, стало противоправным ДД.ММ.ГГГГ, факт такого бездействия выявлен прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, а административное исковое заявление прокурора поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с административным исковым заявлением прокурором не пропущен.
В этой связи административные исковые требования прокурора в вышеуказанной их части являются обоснованными.
Вместе с тем, на момент принятия судом решения утверждённый перечень объектов, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, Администрацией Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области размещён на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru (т. 1, л.д. 55).
В этой связи требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неразмещении на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведений об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, и о возложении на Администрацию Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности разместить на официальном сайте местной администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области http://dergachi.sarmo.ru сведения об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений, нельзя признать обоснованными.
При таком положении административные исковые требования прокурора Дергачевского района Саратовской области подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких - либо решений, совершения каких - либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из этого, учитывая порядок и сроки проведения необходимых мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства, по мнению суда, обязанность по принятию таких мер должна быть исполнена административным ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ, при том, что такой срок будет являться разумным.
В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор (административный истец) и орган местного самоуправления (административный ответчик) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Меры предварительной защиты по административному иску применены не были.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Дергачевского района Саратовской области - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы неопределённого круга лиц бездействие Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, сведений об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений.
Возложить на Администрацию Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанность в срок до 1 июля 2022 года устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц путём размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, сведения об объектах, в отношении которых в 2022 году планируется заключение концессионных соглашений.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Дергачевского района Саратовской области в остальной части - отказать.
Сообщение об исполнении решения по административному делу Администрации Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области необходимо представить в Ершовский районный суд Саратовской области и прокурору Дергачевского района Саратовской области в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц, то есть до 1 августа 2022 года.
Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, включая только рабочие дни, а именно до 12 мая 2022 года.
Принятое по административному делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 12 мая 2022 года.
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв