Дело № 2а-2-150/2018
Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года село Балтай
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,
при секретаре Джанунц Н.М.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Лукьянова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайский района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению «Балтайский лесхоз» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по принятию мер, направленных на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на ежегодное предоставление технического отчета,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению (далее по тексту – ОГУ) «Балтайский лесхоз» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по принятию мер, направленных на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на ежегодное предоставление технического отчета.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства об охране окружающей среды в ОГУ «Балтайский лесхоз», расположенном по адресу: <...>. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно предписанию Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Саратовской области об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды от 20.05.2016 года № 3675-13 ОГУ «Балтайский лесхоз» в срок до 01.11.2016 года необходимо получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также ежегодно предоставлять в Управление Росприроднадзора по Саратовской области технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращении с отходами. Необходимые меры не приняты. 20.01.2017 года руководителю ОГУ «Балтайский лесхоз» Управлением Росприроднадзора по Саратовской области повторно выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды № 3675-1 в целях устранения вышеназванных нарушений в срок до 01.10.2017 года. В нарушение статей 11 и18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ), статей 19, 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) по состоянию на 31.07.2018 года ОГУ «Балтайский лесхоз» не приняты меры, направленные на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на ежегодное предоставление в Управление Росприроднадзора по Саратовской области технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращения с отходами.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие ОГУ «Балтайский лесхоз» и возложить на учреждение обязанность по принятию мер, направленных на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на ежегодное предоставление в Управление Росприроднадзора по Саратовской области технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращении с отходами не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При этом представитель ответчика заявленные требования признает в полном объеме. Явка указанного лица для данной категории дел обязательной не является (л.д. 20-25, 30-31).
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства об охране окружающей среды в ОГУ «Балтайский лесхоз», расположенном по адресу: <...> (л.д. 14-18).
В ходе указанной проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения законодательства.
Согласно статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
20.01.2016 года, 20.05.2017 года по данному факту Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в адрес начальника ОГУ «Балтайский лесхоз» вносились предписания об устранении выявленных нарушений закона (л.д. 10-13).
Однако до настоящего времени нарушения указанные в предписании не устранены (л.д. 9).
Бездействие ОГУ «Балтайского лесхоза» влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно, на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие областного государственного учреждения «Балтайский лесхоз» по не принятию мер, направленных на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодному предоставлению в Управление Росприроднадзора по Саратовской области технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращении с отходами.
Возложить на областное государственное учреждение «Балтайский лесхоз» обязанность по принятию мер, направленных на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на ежегодное предоставление в Управление Росприроднадзора по Саратовской области технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращении с отходами не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, <...>).
Председательствующий А.А. Верейкин