Дело № 2а-2-18/2020
64RS0008-02-2020-000030-36
Решение
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года село Балтай
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балтайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по обеспечению наружным уличным освещением проезжих частей,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – администрации) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по обеспечению наружным уличным освещением проезжих частей.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой проведен анализ исполнения органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения. На администрацию в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» возложены обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Согласно акту обследования от 24.12.2019 года проезжие части дорог в <...> Октября, Мира и ФИО1 не оснащены наружным уличным освещением. Дорожная деятельность, включая деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, входит в компетенцию Балтайского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области и вытекает из установленной законом функции публичного органа в области содержания муниципальной дорожной сети. Ненадлежащее выполнение данной функции приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации по не обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в отсутствии наружного уличного освещения в селе Балтай проезжих частей дорог. Возложить на администрацию обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение наружным уличным освещением в <...> Октября, Мира и ФИО1 проезжих частей улиц не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из представленных доказательств установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Проезжие части дорог в <...> Октября, Мира и ФИО1 не оснащены наружным уличным освещением.
В ходе указанной проверки в деятельности администрации выявлены нарушения законодательства.
Так, на администрацию в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возложены обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
Согласно пунктам 4.6.1.13 и 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижения освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
При этом в силу пункта 3.4.5. Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике. РД 153-34.0-03.420-2002 (утвержденного Минэнерго РФ 15.03.2002, РАО «ЕЭС России» 19.02.2002 года) доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположения неработающих светильников подряд, один за другим.
По данному факту прокуратурой Балтайского района Саратовской области в адрес администрации вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени нарушения указанные в представлении не устранены, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Бездействие администрации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Балтайского муниципального района Саратовской области в отношении неопределенного круга лиц по необеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в отсутствии наружного уличного освещения в <...> Октября, Мира и ФИО1.
Возложить на администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение наружным уличным освещением в <...> Октября, Мира и ФИО1 не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, <...>).
Судья А.А. Верейкин