копия
Дело №2а-2-234/2023
УИД: 66RS0029-02-2023-000298-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мотивированное решение
изготовлено 24.10.2023 года
пгт.Пышма 18 октября 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зоновой С.Н.,
при секретаре Киселевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова В.В. к Думе Пышминского городского округа, председателю Думы Пышминского городского округа Фоминых С.С. о признании незаконным решения Думы,
УСТАНОВИЛ:
Соколов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Пышминского городского округа в лице председателя Думы Фоминых С.С. о признании незаконным решения Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года о рассмотрении представления прокурора Пышминского района.
В административном иске указано, что 26.07.2023 года Думой Пышминского городского округа было принято решение №80 о рассмотрении представления прокурора Пышминского района. Данным решением было признано обоснованным Представление Прокуратуры Пышминского района №02-11-2023 от 21.07.2023 года за подписью прокурора Амелиной О.В. об устранении нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления. Также было принято решение рассмотреть на заседании Думы Пышминского городского округа обращение депутатов Думы Пышминского городского округа об удалении в отставку Главы Пышминского городского округа Соколова В.В., внесенное в Думу Пышминского городского округа 26.07.2023 года, с направлением соответствующего уведомления Губернатору Свердловской области Куйвашеву Е.В. и главе Пышминского городского округа Соколову В.В.. Данное решение Думы Пышминского городского округа непосредственно затрагивает права и законные интересы Соколова В.В., который является действующим Главой Пышминского городского округа. Основания для удаления главы муниципального образования в отставку перечислены в ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Необходимо учесть, что признанное обоснованным представление прокурора содержит в себе утверждение, что Соколовым В.В. в нарушение требований федерального законодательства на основании незаконных распоряжений о привлечении его как главы муниципального образования к работе в выходные и праздничные дни, принятых в отсутствие в правовых актах представительного органа местного самоуправления положений, устанавливающих соответствующие выплаты, незаконно получены в 2022 году денежные выплаты. По мнению прокурора, Соколовым В.В. допущено грубое нарушение федерального законодательства о противодействии коррупции, не приняты меры по недопущению конфликта интересов, стороной которого является Соколов В.В. Данное утверждение не основано на законе, поскольку все выплаты Соколову В.В. производились в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством РФ, в связи с чем, является необоснованным утверждение о том, что Соколовым В.В. допущены грубые нарушения законодательства о противодействии коррупции. Признанное обоснованным представление прокурора содержит в себе утверждение, что Соколов В.В. не исполняет свои полномочия более трех месяцев, а именно, согласно информации Администрации Пышминского городского округа от 23.05.2023 года Глава Администрации Пышминского городского округа Соколов В.В. фактически не исполняет свои обязанности с 28.06.2022 года по настоящее время. Данное мнение прокурора не основано на законе, является бездоказательным и голословным. В представлении прокурора не указано, какие требования и нормы действующего законодательства РФ нарушены Соколовым В.В. в обозначенный промежуток времени. По настоящее время Соколов В.В. является действующим Главой Пышминского городского округа, обязанности главы исполняет в полном объеме. Каких-либо нарушений требований действующего законодательства РФ в части исполнения обязанностей Главы Пышминского городского округа за период с 28.06.2022 года по настоящее время Соколовым В.В. не допущено. При сложившихся обстоятельствах доводы прокурора, содержащиеся в представлении, являются необоснованными, в связи с чем, у Думы Пышминского городского округа отсутствовали основания для принятия решения о признании данного представления прокуратуры обоснованным, а также отсутствовали основания для рассмотрения вопроса об удалении Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку. При рассмотрении представления прокурора и обращения депутатов Пышминского городского округа об удалении в отставку Главы Пышминского городского округа, Думой был нарушен порядок рассмотрения поступивших актов и принятия по ним решения, установленный регламентов Думы Пышминского городского округа. В соответствии с п.4 ст.20 Регламента, проекты решений направляются субъектами правотворческой инициативы председателю Думы в письменном виде не позднее, чем за 20 дней до заседания Думы. В соответствии с п.5 ст.20 Регламента, председатель Думы организует регистрацию поступающих проектов и в течение трех суток после рассмотрения проекта в аппарате Думы, направляет их в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предполагаемый к рассмотрению вопрос. Перечень направленных на рассмотрение комиссий проектов председатель Думы доводит до сведения всех депутатов. Проект решения Думы должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии. Комиссия не позднее, чем в недельный срок до заседания Думы представляет председателю Думы свое заключение по проекту решения Думы. В соответствии с п.10 ст.20 Регламента, вопросы, требующие безотлагательного решения, рассматриваются в укороченные сроки. Согласованные проекты данных решений направляются в Думу не позднее, чем за 3 дня до заседания комиссии. Обращение депутатов Пышминского городского округа было внесено в Думу 26.07.2023 года и этой же датой было рассмотрено на заседании Думы, что является нарушением Регламента. Таким образом, при принятии решения №80 от 26.07.2003 года Думой Пышминского городского округа был нарушен порядок, установленный ст.20 Регламента Думы Пышминского городского округа. В связи с чем, административный истец просит о признании незаконным решения Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года о рассмотрении представления прокурора Пышминского района.
Определением Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель Думы Пышминского городского округа Фоминых С.С.
Определением Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Прокуратура Свердловской области.
Административный истец Соколов В.В., извещенный заказным письмом с уведомлением, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела с его участием.
Представитель административного истца Вискунов С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска, поддержав его доводы, пояснив, что решение Думы нарушает права административного истца, так как инициируется процедура об удалении административного истца в отставку без оснований. Полагает, что нарушен регламент, так как должны были провести заседание в течение трех дней, а было сделано все сразу.
Представитель административного ответчика Думы Пышминского городского округа, административный ответчик председатель Думы Пышминского городского округа Фоминых С.С., извещенный судебной повесткой с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Думы, предоставил отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, указав, что с требованиями Соколова В.В. Дума Пышминского городского округа не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое решение законным и обоснованным по следующим основаниям: 21.07.2023 года в Думу Пышминского городского округа поступило представление прокурора Пышминского района Свердловской области Амелиной О.В. №02-11-2023 от 21.07.2023 года об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления. В представлении указано на то, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлены основания для удаления Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку и предъявлено требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Кроме того, 26.07.2023 года в Думу Пышминского городского округа поступило обращение одиннадцати депутатов Думы, в котором выдвинута инициатива об удалении Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктами 2, 4 п.2 ст.43.1 Устава Пышминского городского округа; направлен проект решения Думы Пышминского городского округа об удалении Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку; заявлено требование о рассмотрении обращения на заседании Думы Пышминского городского округа. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Часть 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусматривает, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования(ч.3 ст.74.1 Закона №131-ФЗ). Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения(ч.7 ст.74.1 Закона №131-ФЗ). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования(ч.8 ст.74.1 Закона №131-ФЗ). Пункты 1, 3 статьи 43.1 Устава Пышминского городского округа предусматривают, что Дума Пышминского городского округа, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе удалить Главу Пышминского городского округа в отставку по инициативе депутатов Думы Пышминского городского округа или по инициативе Губернатора Свердловской области. Выдвижение инициативы депутатов Думы Пышминского городского округа об удалении Главы Пышминского городского округа в отставку, рассмотрение и принятие решения об удалении Главы Пышминского городского округа в отставку осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ. Статья 74.1 Закона №131-ФЗ, ст.43.1 Устава предусматривают, что основаниями для удаления главы Пышминского городского округа являются неисполнение в течение трех или более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Законом №131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом; несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В представлении прокурор указывал на то, что Соколовым В.В. совершены действия, являющиеся основаниями для удаления его в отставку. Представление направлено надлежаще уполномоченным лицом - прокурором в Думу Пышминского городского округа, то есть, в орган местного самоуправления, полномочный принимать решение об удалении в отставку главы Пышминского городского округа. Кроме того, на момент принятия оспариваемого по настоящему делу решения в Думу Пышминского городского округа поступило обращение депутатов об удалении Соколова В.В. в отставку, подлежащее рассмотрению в установленном законом порядке. В такой ситуации представление прокурора было признано Думой Пышминского городского округа обоснованным, поскольку содержало требование о принятии конкретных мер – рассмотрении вопроса об удалении Соколова В.В. в отставку. Такой вопрос подлежал рассмотрению представительным органом вне зависимости от наличия или отсутствия представления прокурора, а по факту поступления обращения, поданного более чем одной трети от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (Дума Пышминского городского округа состоит из шестнадцати депутатов – п.2 ст.23 Устава). Дума Пышминского городского округа не наделена полномочиями согласовывать, утверждать или иным образом оценивать представление прокурора. В данном случае указание оспариваемого истцом решения на признание представления прокурора обоснованным – это согласие с тем, что оно внесено надлежащим должностным лицом, в надлежащий орган и рассматривается при наличии обращения депутатов как процессуального основания для начала установленной законом процедуры рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку. Пункты 2 и 3 оспариваемого решения также полностью соответствуют положениям статьи 74.1 Закона №131-ФЗ и статьи 43.1 Устава. Само по себе решение Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 не создает для Соколова В.В. никаких новых обязанностей и никак не ограничивает его права. Каких – либо возражений против доводов прокурора и депутатов и в целом относительно удаления его в отставку Соколов В.В. в Думу Пышминского городского округа не направил. 25.08.2023 года и после перерыва 28.08.2023 года вопрос об удалении Соколова В.В. в отставку был рассмотрен на заседании Думы Пышминского городского округа. Обращение группы депутатов представительным органом поддержано не было, поскольку за отставку Соколова В.В. проголосовало 10 присутствующих на заседании депутатов при том, что для отставки главы муниципального образования необходимо квалифицированное большинство(не менее двух третей от установленной численности депутатов – ч.8 ст.74.1 Закона №131-ФЗ). Также не обоснованы доводы административного истца о нарушении при принятии оспариваемого решения Регламента Думы Пышминского городского округа. Статья 20 Регламента устанавливает процедуру внесения на рассмотрение представительного органа проектов нормативных правовых актов, инициируемых субъектами правотворческой инициативы. Оспариваемое решение №80 не устанавливает прав и/или обязанностей в отношении неограниченного круга лиц. Прокурор не является субъектом правотворческой инициативы. В данном случае процедура, в том числе, сроки рассмотрения обращения депутатов представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку и иные особенности принятия решения об удалении в отставке как правового акта индивидуального действия, предусмотрены специальной нормой ст.43.1 Закона №131-ФЗ, также как и судебный порядок обжалования такого решения. Регламент Думы Пышминского городского округа не устанавливает каких - либо иных требований к процедуре рассмотрения и принятия решений об удалении Главы Пышминского городского округа в отставку(л.д.36-38).
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Свердловской области, заинтересованное лицо прокурор Пышминского района Амелина О.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного иска, поддержав доводы, изложенные в возражении на административное исковое заявление, указав, что, в соответствии со ст.218 КАС РФ, к оспариваемым действиям должностных лиц относятся те, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Вместе с тем для признания действий (бездействия) указанных государственных органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий (бездействия) незаконными. В прокуратуру Пышминского района ДД.ММ.ГГГГ года поступило обращение председателя Думы Пышминского городского округа Фоминых С.С. о проведении проверки в отношении Главы Пышминского городского округа по факту неисполнения своих обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ и получения выплат из средств бюджета. Прокуратурой Пышминского района в рамках надзорных мероприятий по соблюдению федерального законодательства о противодействии коррупции и об органах местного самоуправления установлены факты издания незаконных распоряжений Главой Пышминского района Соколовым В.В. о привлечении его как Главы муниципального образования к работе в выходные и праздничные дни, принятых в отсутствие в правовых актах представительного органа местного самоуправления положений, устанавливающих соответствующие выплаты, в связи с чем, им незаконно получены выплаты из средств местного бюджета. При этом установлено, что Глава Пышминского городского округаСоколов В.В. отсутствовал на рабочем месте в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ по основаниям временной нетрудоспособности, либо в связи с предоставлением дополнительных дней отдыха за привлечение его как главы муниципального образования к работе в выходные и праздничные дни. Исполняющие обязанности главы в соответствии с Уставом Пышминского городского округа не имеют возможности реализовать часть полномочий, что препятствует осуществлению деятельности администрации Пышминского городского округа в интересах граждан и создает предпосылки для социальной напряженности. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ года в адрес председателя Думы Пышминского городского округа прокурором Пышминского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления, которое ДД.ММ.ГГГГ года рассмотрено и признано обоснованным. Рассмотрение представления прокурора по вопросу прекращения полномочий Соколова В.В., ввиду допущенных им нарушений закона относится именно к полномочиям Думы Пышминского городского округа. В представлении прокурором поставлен вопрос о принятии конкретных мер по устранению причин и условий, способствовавших нарушению главой Пышминского городского округа антикоррупционного законодательства. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Кроме того, 26.07.2023 года в Думу Пышминского городского округа поступило обращение одиннадцати депутатов Думы, в котором выдвинута инициатива об удалении главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку по основаниям, предусмотренным п.п.2,4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подп.2,4 п.2 ст.43.1 Устава Пышминского городского округа; направлен проект решения думы Пышминского городского округа об удалении главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку; заявлено требование о рассмотрении обращения на заседании Думы Пышминского городского округа. На заседании Думы Пышминского городского округа ДД.ММ.ГГГГ года на обсуждение поставлен вопрос об удалении главы Пышминского городского округа в отставку, рассмотреть который не представилось возможным, в связи с отсутствием кворума. Указанный вопрос включен в повестку следующего заседания Думы Пышминского городского округа. Доводы административного искового заявления не содержат нормативно-правового обоснования незаконности принятого Думой Пышминского городского округа решения. Необходимо отметить, что решением Камышловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года по административному делу № № оставлены без удовлетворения требования Соколова В.В. о признании о признании незаконным представления прокуратуры Пышминского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом(л.д.144-147).
Явка участников судебного разбирательства не признана судом обязательной.
Кроме того, информация о рассмотрении дела была размещена на официальном сайте постоянного судебного присутствия в р.п.Пышма Камышловского районного суда Свердловской области (pyshminsky.svd@sudrf.ru) в сети "Интернет" в соответствии с ч.8 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, обозрев материалы проверки, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного(в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из административного искового заявления следует, что административному истцу стало известно о нарушении прав 02.08.2023 года, то есть, срок, предусмотренный ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение в суд не истек.
В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства, обязанность доказывания факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия(бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Вместе с тем для признания действий (бездействия) указанных государственных органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокуратурой Пышминского района на постоянной основе проводятся надзорные мероприятия по соблюдению федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления и, в соответствии с решением прокурора Пышминского района Амелиной О.В. о проведении проверки, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка по соблюдению федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления, в том числе, по обращению председателя Думы Пышминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года о фактическом неисполнении с ДД.ММ.ГГГГ Главой Пышминского городского округа Соколовым В.В., что подтверждается обозренными материалами проверки об исполнении бюджетного законодательства, законодательства об общих принципах местного самоуправления.
По результатам данной проверки прокурором Пышминского района Амелиной О.В. в адрес Думы Пышминского городского округа внесено представление прокурора Пышминского района №02-11-2023 от 21.07.2023 года об устранении нарушений федерального законодательства, о противодействий коррупции, об органах местного самоуправления, с указанием на нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, при получении Главой Администрации Пышминского городского округа Соколовым В.В. денежных выплат на основании незаконных распоряжений о привлечении его как главы муниципального образования к работе в выходные и праздничные дни, принятых в отсутствие в правовых актах представительного органа местного самоуправления положений, устанавливающих соответствующие выплаты, а также фактическом неисполнении Главой Администрации Пышминского района Соколовым В.В. своих обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, в связи с чем, указал о наличии вышеуказанных основания для удаления Главы муниципального образования Пышминского городского округа в отставку, указав, что непринятие мер по удалению в отставку Главы администрации Пышминского городского округа, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», и неисполнением в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Пышминского городского округа, а именно: в соответствии с п.16 ст.29 Устава Пышминского городского округа исполняющий обязанности главы не может осуществлять полномочия, указанные в подпунктах 7,10,11,12,14,15,18,19,24 п.6 ст.29 Устава, что препятствует осуществлению деятельности администрации Пышминского городского округа в интересах граждан и создает предпосылки для социальной напряженности, в котором требует безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, извещении прокурора о дате и времени рассмотрения представления, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах для устранения нарушений направить в прокуратуру Пышминского района в установленный срок(л.д.5-9).
Согласно решения Думы Пышминского городского округа №311 от 23.08.2017 года главой Пышминского городского округа избран Соколов В.В.(л.д.92).
В соответствии с ч.1 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривает, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с ч.3 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Согласно ч.7 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Согласно ч.8 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1,3 ст.43.1 Устава Пышминского городского округа предусматривают, что Дума Пышминского городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе удалить главу Пышминского городского округа в отставку по инициативе депутатов Думы Пышминского городского округа или по инициативе Губернатора Свердловской области. Выдвижение инициативы депутатов Думы Пышминского городского округа об удалении главы Пышминского городского округа в отставку, рассмотрение и принятие решения об удалении главы Пышминского городского округа в отставку осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(л.д.40-71).
Согласно справке Думы Пышминского городского округа по состоянию на 25.09.2023 года, в состав Думы Пышминского городского округа входят 14 депутатов(л.д.91).
Статья 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 43.1 Устава Пышминского городского округа предусматривают, что основаниями для удаления главы Пышминского городского округа являются неисполнение в течение трех или более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных указанным Законом, иными федеральными законами, Уставом; несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с обращением от 26.07.2023 года 11 депутатов Думы Пышминского городского округа выдвинули инициативу об удалении Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку по основаниям, предусмотренным п.2,4 ч.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ (л.д.93), то есть, более одной трети от числа депутатов, в соответствии с ч.8 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно решения Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года решено: представление прокурора Пышминского района от 21.07.2023 года №02-11-2023 «Об установлении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, об органах местного самоуправления» признать обоснованным, рассмотреть на заседании Думы Пышминского городского округа обращение депутатов Думы Пышминского городского округа об удалении в отставку Главы Пышминского городского округа Соколова В.В., внесенное в Думу Пышминского городского округа 26.07.2023 года, уведомить Губернатора Свердловской области Куйвашева Е.В., Главу Пышминского городского округа Соколова В.В. о внесении в Думу Пышминского городского округа обращения депутатов Думы Пышминского городского округа об удалении в отставку Главы Пышминского городского округа Соколова В.В.(л.д.98).
Статья 20 Регламента Думы Пышминского городского округа, утвержденного решением Думы Пышминского городского округа №139 от 28.08.2006 года с последующими извмнениями и дополнениями(далее Регламент), устанавливает процедуру внесения на рассмотрение представительного органа проектов нормативных правовых актов, инициируемых субъектами правотворческой инициативы(л.д.77-90).
В соответствии с п.4 ст.20 Регламента, проекты решений направляются субъектами правотворческой инициативы председателю Думы в письменном виде не позднее, чем за 20 дней до заседания Думы.
В соответствии с п.5 ст.20 Регламента, председатель Думы организует регистрацию поступающих проектов и в течение трех суток после рассмотрения проекта в аппарате Думы, направляет их в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предполагаемый к рассмотрению вопрос. Перечень направленных на рассмотрение комиссий проектов председатель Думы доводит до сведения всех депутатов. Проект решения Думы должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии. Комиссия не позднее, чем в недельный срок до заседания Думы представляет председателю Думы свое заключение по проекту решения Думы.
В соответствии с п.10 ст.20 Регламента, вопросы, требующие безотлагательного решения, рассматриваются в укороченные сроки. Согласованные проекты данных решений направляются в Думу не позднее, чем за 3 дня до заседания комиссии.
В соответствии с ч.3 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Как установлено судом, Глава Пышминского городского округа Соколов В.В. и Губернатор Свердловской области Куйвашев Е.В. были уведомлены Думой Пышминского городского округа о поступлении обращения группы депутатов Думы Пышминского городского округа, согласно уведомлений №140 от 27.07.2023 года, №139 от 27.07.2023 года(л.д.99-100,106-107).
В соответствии с ч.4 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителям в орган или должностному лицу, которое полномочны устранить допущенные нарушения и подлежат безотлагательному рассмотрению.
Судом установлено, что ст.20 Регламента устанавливает процедуру внесения на рассмотрение представительного органа проектов нормативных правовых актов, инициируемых субъектами правотворческой инициативы.
При этом, прокурор не является субъектом правотворческой инициативы, а оспариваемое решение Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года не устанавливает прав и/или обязанностей в отношении неограниченного круга лиц, а имеет индивидуальное действие.
В данном случае процедура, в том числе, сроки рассмотрения обращения депутатов представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку и рассмотрения представления прокурора, как правового акта индивидуального действия, предусмотрены специальной нормой ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Регламент Думы Пышминского городского округа, вопреки доводам административного истца и представителя административного истца, не устанавливает каких - либо специальных требований, как к рассмотрению представления прокурора, так и процедуре рассмотрения и принятия решений об удалении главы Пышминского городского округа в отставку.
При этом, решение Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года принято кворумом, в соответствии с ч.8 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что подтверждается выпиской из протокола заседания №18 от 26.07.2023 года(л.д.95-97).
Доводы стороны административного истца, обусловленные незаконностью и необоснованностью выводов, содержащихся в представлении прокурора Пышминского района №02-11-2023 от 21.07.2023 года, суд находит неубедительными, поскольку на день рассмотрения представления оно не было оспорено в установленном законом порядке, а кроме того, данное представление не имеет силы принудительного исполнения.
Суд учитывает, что в настоящее время решение об удалении административного истца Соколова В.В. в отставку административным ответчиком Думой Пышминского городского округа не принято, что подтверждается выпиской из протокола заседания №19 от 25.08.2023 года, 28.08.2023 года(л.д.111-113), а оспариваемое решение Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года является процедурным решением о начале рассмотрения вопроса об удалении Главы Пышминского городского округа Соколова В.В. в отставку, а потому не создает административному истцу новых обязанностей и не ограничивает его права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушения прав, в том числе трудовых, и законных интересов административного истца решением Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года не допущено, поскольку нарушений порядка принятия данного решения Думы Пышминского городского округа судом не установлено. Данное решение принято уполномоченным на то лицом и при наличии оснований для его принятия. Кроме того административным истцом, в нарушение ч.2 ст.62 КАС РФ, соответствующие доказательства в обоснование доводов административного иска суду не представлены.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
Принимая вышеизложенное, судом не установлено совокупности указанных обстоятельств, поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административным истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.00 коп.(л.д.2), в удовлетворении административного иска отказано, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с административных ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Соколова В.В. к Думе Пышминского городского округа, председателю Думы Пышминского городского округа Фоминых С.С. о признании незаконным решения Думы Пышминского городского округа №80 от 26.07.2023 года о рассмотрении представления прокурора Пышминского района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.
Председательствующий С.Н.Зонова