Дело № 2а-2-64/2021
№
Решение
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года село Балтай
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гозенко Л.А.,
с участием: помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Адамова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайский района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балтайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по разработке перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - администрация) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по разработке перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства о концессионных соглашениях, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации. В ходе проведения проверки установлено, что по реестру муниципального имущества, находящего в собственности муниципального образования, в собственности муниципального района находится: автомобильные дороги в границах Балтайского, Царевщинского, Большеозерского и Барнуковского муниципальных образований, водопроводные сети, водозабор, сооружение, 15 комплектных трансформаторных подстанций, котельные. Таким образом, у Балтайского муниципального района имеются объекты, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения. Вместе с тем по результатам проведенной проверки установлено, что администрацией не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и данный перечень не размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации, что в свою очередь влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, не обеспечивает эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений, снижает качество товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. В результате принятых прокуратурой досудебных мер реагирования нарушения не устранены.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации и возложить на ответчика обязанность разработать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ): автомобильные дороги в границах Балтайского, Царевщинского, Большеозерского и Барнуковского муниципальных образований, водопроводные сети, водозабор, сооружение, 15 комплектных трансформаторных подстанций, котельные, и разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте «adm-baltay.ru» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия. При этом представитель ответчика против заявленных требований возражений не имеет. Явка указанных лиц для данной категории дел обязательной не является.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства о концессионных соглашениях, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации.
В ходе указанной проверки в деятельности администрации выявлены нарушения законодательства.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы содействия в развитии сельскохозяйственного производства, создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.
На основании уставов Балтайского муниципального образования и Балтайского муниципального района, администрация является исполнительным органом местного самоуправления Балтайского муниципального образования и Балтайского муниципального района, наделена полномочиями как в границах муниципального образования, итак и в границах муниципального района.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктов 1, 9, 10, 11, 18, 19, 20 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий; объекты социального обслуживания граждан; объекты газоснабжения.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.
Согласно реестру муниципального имущества, в собственности Балтайского муниципального района находится: автомобильные дороги в границах Балтайского, Царевщинского, Большеозерского и Барнуковского муниципальных образований, водопроводные сети, водозабор, сооружение, 15 комплектных трансформаторных подстанций, котельные.
Таким образом, у Балтайского муниципального района имеются объекты, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения.
По результатам проведенной прокуратурой в 2021 году проверки установлено, что администрацией не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и данный перечень не размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации, что в свою очередь влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, не обеспечивает эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений, снижает качество товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В адрес главы Балтайского муниципального района прокурором внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем до настоящего времени перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений не размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте «adm-baltay.ru».
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Балтайского муниципального района Саратовской области, выраженное в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений: автомобильных дорог в границах Балтайского, Царевщинского, Большеозерского и Барнуковского муниципальных образований, водопроводных сетей, водозабора, сооружения, 15 комплектных трансформаторных подстанций, котельных, на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте «adm-baltay.ru».
Возложить на администрацию Балтайского муниципального района Саратовской области обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: автомобильных дорог в границах Балтайского, Царевщинского, Большеозерского и Барнуковского муниципальных образований, водопроводных сетей, водозабора, сооружения, 15 комплектных трансформаторных подстанций, котельных, и разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте «adm-baltay.ru».
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, <...>).
Председательствующий А.А. Верейкин