Дело №2а-2-68/2022
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 17 мая 2022 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Белоусова А.А.,
при секретаре Калининой Э.М.,
с участием в деле:
административного истца – ФИО5, его представителей ФИО6, действующей на основании доверенности 77 АГ №8655789 от 24 января 2022 года, ФИО7, действующего на основании доверенности 77 АГ №5284085 от 22 марта 2022 года,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
заинтересованных лиц - Управления внутренних дел по Южному административному округу ГУ МВД России по Москве, ОМВД России по району Нагорный, <<ФИО1>>, <<ФИО2>>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации права, об отказе государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию права,
установил:
ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что 10 апреля 2021 года между <<ФИО1>> и административным истцом был заключен договор купли-продажи квартиры, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, расположенной по адресу: <АДРЕС 1>. В день заключения договора он внес денежные средства в размере <СУММА 1> на аккредитив <ДАТА И НОМЕР АККРЕДИТИВА> ПАО Сбербанк на имя <<ФИО1>>. В этот же день, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее по тексту – Управление Росреестра по Москве) на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи квартиры от 10 апреля 2021 года, расположенной по вышеуказанному адресу, заключенный между <<ФИО1>> и ФИО5, удостоверенный нотариусом ФИО8, врио нотариуса города Москвы ФИО9 (реестровый номер 77/797-Н/77-2021-3-1711).
12 апреля 2021 года по результатам рассмотрения указанных документов административным ответчиком было принято решение №КУВД-001/2021-14037351/1 о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости до 12 июля 2021 года по основаниям наличия в отношении вышеуказанной квартиры прав третьих лиц.
17 ноября 2021 года административный истец обратился в Управление внутренних дел по Южному административному округу ГУ МВД России по Москве (далее по тексту - УВД по ЮАО ГУ МВД России по Москве) с целью проведения проверки по факту приостановления перехода права собственности по договору купли-продажи вышеуказанной квартиры (копия заявления, №КУСП 27518, №19329).
08 января 2022 года им был получен ответ, согласно которому по материалам проверки по факту обращения принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления (письмо от 16 декабря 2021 года №5235/19329).
11 января 2022 года он повторно обратился в Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ Крылатское с документами для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС 1>, однако, 13 января 2022 года им было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.
По сведениям, имеющимся в Управлении Росреестра по Москве, поступила информация от УВД по ЮАО ГУ МВД России по Москве от 29 ноября 2021 года исх.№04/б-55119, от 12 мая 2021 года исх. №04 2-20787 о возможности противоправных действий в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, в связи с чем, в УВД по ЮАО ГУ МВД России по Москве был направлен соответствующей запрос.
Кроме того, в Управление Росреестра по Москве представлен пакет документов на регистрацию права (перехода права) собственности, по которому также было принято решение о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости.
Считает решения от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351/1 и от 13 января 2022 года №MFC-0558/2022-26972 о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости незаконными, поскольку они нарушают его права и законные интересы по тем основаниям, что он, действуя добросовестно и осмотрительно, перед совершением сделки совершил все необходимые проверочные действия, направленные на изучение документов по объекту недвижимости, сделал соответствующие запросы в Управление Росреестра по Москве об отсутствии обременений по объекту недвижимости. Сделка была совершена в нотариальной форме, удостоверена нотариусом, в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариальной деятельности и всем требованиям, предъявляемым к совершению подобных сделок. В выписке из ЕГРН от 09 апреля 2021 года имеются сведения о том, что ограничения прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Обязательства по исполнению договора купли-продажи, а именно: открытию аккредитива и зачислению денежных средств на аккредитив в размере 6 500 000 рублей, передаче наличных денежных средств продавцу в размере 1 500 000 рублей по расписке, выполнены административным истцом в полном объеме.
После получения уведомления Росреестра о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, он и <<ФИО1>> подали в ПАО Сбербанк заявление об отзыве аккредитива. Вместе с тем, административный истец подтверждает готовность по зачислению указанной суммы на аккредитив, либо депозит суда, в случае удовлетворения исковых требований и устранения всех препятствий для регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС 1>.
Просил признать незаконным решение административного ответчика от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351/1 и от 13 января 2022 года №MFC-0558/2022-26972 о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС 1>, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>. Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
В судебном заседании административный истец ФИО5 и его представитель ФИО6 административные исковые требования уточнили и просили признать незаконным решение административного ответчика от 13 января 2022 года №MFC-0558/2022-26972 о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС 1>, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>. Признать незаконным уведомление об отказе государственной регистрации прав от 22 марта 2022 года №КУВД-001/2022-465767/3. Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС 1>, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>. В части признания незаконным решения административного ответчика от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351/1 исковые требования не поддержали, пояснив, что от данного требования готовы отказаться. Суду пояснили, что действия нотариусов по удостоверению сделок законны, все документы нотариусами были проверены в установленном порядке. Считают, что решениями регистрирующего органа нарушены права свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов. Росреестр ссылается на права третьих лиц <<ФИО2>> и <<ФИО3>>, однако, <<ФИО2>> не считает, что его права нарушены, также как и не нарушены права <<ФИО3>>, которая при жизни изъявила свою волю на продажу своей доли в квартире.
В отзыве на возражения административного ответчика административный истец и его представитель указали, что административный истец считает указанные возражения не состоятельными по тем основаниям, что Росреестр не является стороной сделки и не имеет возможности инициировать признание сделки ничтожной, заявлять подобные требования. ФИО5 является добросовестным приобретателем, обе сделки по передаче квартиры от <<ФИО3>> к <<ФИО1>> и от <<ФИО1>> к ФИО5 совершены в нотариальной форме, в соответствии со статьей 163 ГК РФ. Действия нотариусов по удостоверению сделок законны, никем из участников не обжалованы и не дают оснований предполагать, что нотариусы дважды совершили ошибку при проверке законности сделок от 28 августа 2020 года и 11 апреля 2021 года. В соответствии со статьей 302 ГК РФ <<ФИО1>> так же выступает как добросовестный приобретатель, так как по квартире зарегистрирован переход прав по правилам Росреестра. Сделка от 28 августа 2020 года, совершенная между <<ФИО2>>, действующим за себя и за свою мать <<ФИО3>>, не нарушает ни чьих-либо прав, поскольку он полноправно распорядился своей долей и долей своей матери в квартире, в связи с чем, сделка не может являться ничтожной. Росреестр ссылается на права третьих лиц - <<ФИО2>> и <<ФИО3>> В порядке искового производства по данному делу иск может быть заявлен либо <<ФИО1>>, либо <<ФИО2>>, <<ФИО3>> (умершей <ДАТА СМЕРТИ>), либо иными наследниками <<ФИО3>>, которые отсутствуют, поскольку с заявлением к нотариусу никто не обращался, сделку никто не оспорил. В материалах дела имеется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 июля 2021 года, вынесенное по заявлению начальника отдела правового обеспечения «Росреестра» ФИО10 В ходе проверки был опрошен <<ФИО2>>, который претензий к <<ФИО1>> не имеет, в защиту своих прав в правоохранительные органы и суд, он не обращался. Он проживал в квартире, пользовался имуществом и фактически принял наследство, открывшееся в связи со смертью <<ФИО3>> При этом, сам <<ФИО2>> не считает, что его права нарушены. Его мать <<ФИО3>>, умершая <ДАТА СМЕРТИ>, при жизни изъявила свою волю на продажу своей доли в квартире, фактически приняла денежные средства в размере <СУММА 1> от <<ФИО1>>, выписала нотариальную доверенность своему сыну на представление ее интересов. Тот факт, что нотариальная сделка состоялась без ее присутствия, не опровергает факт того, что <<ФИО3>> фактически реализовала свою волю, поскольку сделка была проведена по доверенности выданной на имя её сына. Законность совершенных правоотношений подтверждается нотариусами, а также отказными материалами по результатам проверки с вынесением постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Все проверочные мероприятия были инициированы также Росреестром, в связи с чем, вынесенное 16 июля 2021 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела дает основание Управлению Росреестра снять все ограничения по квартире, осуществить регистрацию права собственности, а равно, признать его решения об отказе в регистрации незаконными. Также имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 11 декабря 2021 года, вынесенное по материалам проверки по факту обращения ФИО5 Считает, что решением регистрирующего органа созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В судебное заседание представитель административного ответчика ФИО7, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения административного дела не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Москве, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В возражениях на административное исковое заявление административным ответчиком указано, что Управление не согласно с доводами заявления, относительно приостановления государственной регистрации права собственности от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351, отмечает следующее. 10 апреля 2021 года в Управление в электронном виде поступило заявление ФИО8, врио нотариуса г.Москвы ФИО9 о государственной регистрации перехода права собственности. В качестве документа-основания на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи <ДАТА И НОМЕР ДОГОВОРА>, удостоверенный ФИО8, врио нотариуса г.Москвы ФИО9, согласно которому <<ФИО1>> (продавец) передала объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <АДРЕС 1>, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР> ФИО5 (покупатель). Однако, согласно сведениям ЕГРН в отношении указанного объекта недвижимости имеются права третьих лиц, а именно: <<ФИО2>> и <<ФИО3>>
12 апреля 2021 года Управлением в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности №КУВД-001/2021-14037351.
17 апреля 2021 года в Управление поступило заявление ФИО8, врио нотариуса г.Москвы ФИО9 о прекращении осуществления государственной регистрации прав и возврате ранее представленных документов, в связи с чем, 19 апреля 2021 года в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о недвижимости Управлением принято решение о прекращении осуществления государственной регистрации права, №КУВД-001/2021-14037351. Действиями Управления законные права и охраняемые законом интересы сторон не нарушены, поскольку стороны отказались от государственной регистрации перехода права собственности.
Управление полагает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обжалования, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, так как оспаривается уведомление о приостановления государственной регистрации права собственности от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351, тогда как административное исковое заявление подано ФИО5 в суд 09 марта 2022 года, что подтверждается сведениями с сайта суда по адресу http://insarsky.mor.sudrf.ru, в связи с чем, основания для восстановления срока административному истцу отсутствуют, поскольку последний не ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного иска в суд, а также не приводит доводов об уважительных причинах пропуска срока на его обращение в суд с административным иском.
Относительно приостановления государственной регистрации права собственности от 13 января 2022 года №КУВД-001/2022-465767, отмечает, что 11 января 2022 года в Управление поступило заявление ФИО5 о государственной регистрации права собственности №MFC-0558/2022- 26972. В качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи квартиры от 10 апреля 2021 года, заключенный между <<ФИО1>> (продавец) и ФИО5 (покупатель) в отношении объекта недвижимости, удостоверенный ФИО8, врио нотариуса города Москвы ФИО9, реестровый номер 77/797- н/77-2021-3-1711.
При проведении правовой экспертизы установлено, что в отношении объекта недвижимости наложено информационное воздействие на основании письма УВД по ЮАО ГУ МВД России по г.Москве от 29 ноября 2021 года исх.№04/6-55119 от 12 мая 2021 года, исх.№ 04/2-20787 о возможности противоправных действий в отношении объекта недвижимости, исходя из которых следует, что в случае поступления на регистрацию документов по переходу права собственности в отношении объекта недвижимости, следственный орган просит незамедлительно сообщить и принять необходимые меры по подтверждению подлинности представленных документов, а также содержащихся в них сведений, в связи с чем, 13 января 2022 года Управлением направлен соответствующий запрос в адрес УВД по ЮАО ГУ МВД России по г.Москве, исх. №07-242/2022.
В Управление представлен пакет документов на регистрацию перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 27 декабря 2021 года, заключенного между <<ФИО1>> и <<ФИО4>> (вх. №MFC-0558/2021-2109328 от 29 декабря 2021 года), по которому принято решение о приостановлении государственной регистрации, которое в судебном порядке не оспаривалось. В связи с тем, что окончательного решения по указанному пакету документов принято не было, проведение государственной регистрации в отношении объекта недвижимости по заявлению ФИО5 №MFC-0558/2022-26972 не представлялось возможным.
22 февраля 2022 года в Управление поступило заявление <<ФИО1>> о прекращении осуществления государственной регистрации прав и возврате ранее представленных документов № MFC-0558/2022-302401-1.
24 февраля 2022 года в соответствии с пунктом 41 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности, ввиду непредставления заявления второй стороной сделки ФИО5
В соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 32, пункта 41 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218_ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прекратить регистрационные действия по заявлению <<ФИО1>> №MFC-0558/2022-302401 от 22 февраля 2022 года не представляется возможным.
22 марта 2022 года, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе, непредставлении заявления на прекращение регистрации от второй стороны, Управлением в соответствии со статьей 27 Закона о недвижимости принято решение об отказе государственной регистрации права собственности, № КУВД-001/2022- 465767.
Изначально, 01 сентября 2020 года Управлением зарегистрировано право собственности <<ФИО1>> на основании договора купли-продажи от 28 августа 2020 года, заключенного между <<ФИО2>>, действующим от себя и от имени <<ФИО3>> (продавцы) и <<ФИО1>> (покупатель).
Вместе с тем, после государственной регистрации перехода права собственности Управлением установлено, что согласно сведениям ЕГР ЗАГС <<ФИО3>> скончалась <ДАТА СМЕРТИ>, в связи с чем, 28 августа 2020 года она не могла выступать продавцом спорного объекта недвижимости.
Таким образом, вышеуказанная сделка, заключенная на основании договора купли-продажи от 28 августа 2020 года от имени умершей <<ФИО3>>, в силу статей 166, 168 ГК РФ, является ничтожной, и все последующие сделки, в том числе, сделка на основании договора купли-продажи, заключенного между <<ФИО1>> и ФИО5, также является ничтожной. Полагает, что законные права и охраняемые законом интересы административного истца действиями Управления не нарушены, а доказательств обратного в суд не предоставлено.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдения срока на подачу заявления в суд.
Административным истцом обжалуются решения о приостановлении государственной регистрации от 12 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351, от 13 января 2022 года №КУВД-001/2022-465767. В настоящее время Управлением приняты окончательные решения, а именно: о прекращении осуществления государственной регистрации права собственности от 19 апреля 2021 года №КУВД-001/2021-14037351, а также об отказе государственной регистрации права собственности от 22 марта 2022 года №КУВД-001/2022-465767. В рамках реестрового дела №КУВД-001/2021-14037351 обе стороны отказались от государственной регистрации перехода права собственности, а в рамках реестрового дела КУВД-001/2022-465767 отказалась одна сторона от государственной регистрации.
В настоящий момент возник спор о праве, который может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства. В случае удовлетворения судом заявленных требований ФИО5, окончательное решение приведет к подмене судебного акта, принятого по результатам рассмотрения иска, которым будет разрешен спор о праве в отношении объекта недвижимости. Просит в удовлетворении заявленных требований ФИО5, отказать.
Представитель заинтересованного лица - УВД по ЮАО ГУ МВД России по Москве, своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель ФИО11, действующая на основании доверенности №44 от 20 декабря 2021 года, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель заинтересованного лица - ОМВД России по району Нагорный, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлял.
В судебное заседание заинтересованное лицо - <<ФИО1>> своевременно и надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без её участия.
В отзыве на административное исковое заявление <<ФИО1>> указала, что требования ФИО5 поддерживает в полном объеме. По существу данного вопроса поясняет, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС 1> на основании договора купли- продажи от 28 августа 2020 года, заключенного между нею и <<ФИО2>>, который составлен в нотариальной форме и зарегистрирован Росреестром. В последующем она решила продать указанную квартиру ФИО5, и 10 апреля 2021 года между ними в нотариальной форме заключен договор купли-продажи. По дополнительному соглашению она получила от ФИО5 <СУММА 2> за неотделимые улучшения. Основную сумму в размере <СУММА 1> по договору купли-продажи в соответствии с условиями договора она должна была получить после государственной регистрации перехода права собственности через аккредитив, открытый в ПАО Сбербанк на её имя. 10 апреля 2021 года нотариус, удостоверявший договор отправила документы на регистрацию в Росреестр в электронном виде. Через несколько дней ей позвонил риелтор, который занимался продажей квартиры и сообщил, что Росреестр прислал уведомление о приостановлении регистрации права собственности. Он предложил встретиться с ФИО5, чтобы вернуть ему денежные средства в размере <СУММА 2> и совместно составить заявление в ПАО Сбербанк на отзыв аккредитива, однако, ФИО5 не захотел расторгнуть договор и не отказался от покупки квартиры. Приостановление регистрации определено на три месяца и после указанного срока, выяснения всех обстоятельств, ФИО5 готов вернуться к данной сделке. Кроме того, риелтор также просил разъяснить причину приостановления. Так как ей срочно нужны были деньги, она снова решила попробовать продать указанную квартиру другим лицам, но также получила отказ от Росреестра, и реализовать недвижимость ей не удалось. Подтверждает, что указанная квартира принадлежит ей на праве собственности, сделка по приобретению квартиры была проверена и удостоверена нотариусом, права третьих лиц нарушены не были, о притязаниях на указанное имущество со стороны третьих лиц ей ничего неизвестно. Просит суд обязать Росреестр устранить все препятствия, связанные с реализацией имущества, зарегистрировать переход права собственности по нотариальному договору от 10 апреля 2021 года. Подтверждает намерение продать квартиру ФИО5 на условиях, предусмотренных договором купли-продажи от 10 апреля 2021 года. Считает требования административного истца обоснованными и просит их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо - <<ФИО2>> не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался по адресу: <АДРЕС 1>, указанному в договоре купли-продажи квартиры от 28 августа 2020 года. Согласно отметке на почтовом конверте судебное извещение заинтересованному лицу не вручено вследствие его выбытия и возвращено в адрес суда. Иными сведениями о месте жительства или нахождения заинтересованного лица, суд не располагает.
Также судом из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Москве были запрошены сведения о регистрации <<ФИО2>>, однако, ответ на запрос до момента рассмотрения дела, в адрес суда не поступил.
Помимо направления извещений о дне, времени и месте рассмотрения дела, лица участвующие в деле, извещались также путем размещения информации по делу на официальном сайте Инсарского районного суда Республики Мордовия в разделе «Судебное делопроизводство»: постоянное судебное присутствие Инсарского районного суда в п.Кадошкино в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://insarsky.mor.sudrf.ru/, в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года №423-п, утверждены Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу пунктов 3.4. и 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
В силу положения статьи 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в соответствии с требованиями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей административных истца и ответчика, а также представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте судебного заседания.
Заслушав мнение административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы административного дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
На основании частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя и иных лиц, в случае прямого указания закона и прилагаемых к нему документов, необходимых для ее проведения, в том числе и документов о правах на недвижимое имущество (правоустанавливающие).
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости – квартира, общей площадью 44,3 кв.м., <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, расположенная по адресу: <АДРЕС 1>, принадлежит на праве собственности <<ФИО1>>. Объект недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», <НОМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА>, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР> (т.1 л.д.15-17,138-142).
10 апреля 2021 года между <<ФИО1>> (продавец) и ФИО5 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры <ДАТА И НОМЕР ДОГОВОРА>, общей площадью 44,3 кв.м., <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, находящейся по адресу: <АДРЕС 1>, удостоверенный нотариусом ФИО8, временно исполняющей обязанности нотариуса г.Москвы ФИО9 (номер регистрации в реестре №77/797-н/77-2021-3-1711) (т.1 л.д.21-22, 96-97, т.2 л.д.25,26, 79-81,87-89,96-98).
11 января 2022 года ФИО5 повторно через МФЦ (МFC-0558/2022-26972-1) подал в Управление Росреестра по Москве заявление о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС 1> (т.2 л.д. 36-37).
Уведомлением от 13 января 2022 года №КУВД-001/2022-465767/1 Управление Росреестра по Москве сообщило ФИО5 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного помещения с кадастровым номером 77:05:0003003:2105 на основании пункта 11 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с наличием в отношении этого же объекта недвижимости ранее поданного пакета документов на регистрацию перехода права собственности, по которому принято решение о приостановлении государственной регистрации (вх.№МFC-0558/2021-2109328 от 29.12.2021 года), а также направлением запроса в УВД по ЮАО г.Москвы согласно информации о возможных противоправных действиях в отношении объекта недвижимости от 29.11.2021 года и 12 мая 2022 года (т.2 л.д.46,68-70).
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» содержится перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В частности, в соответствии пунктами 5, 9, 11 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; ранее представлены документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято (за исключением случая, если государственная регистрация прав обоих заявителей может быть осуществлена одновременно (последовательно) и (или) независимо друг от друга, либо если документ, на основании которого ранее заявлена государственная регистрация права, признан судом недействительным, либо если судом признано недействительным (отсутствующим) право, заявление о государственной регистрации которого представлено ранее).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено общее правило, согласно которому государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
По смыслу приведенных правовых положений при проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву. Иное означало бы, что правообладатель может быть произвольно лишен признанного государством права на недвижимое имущество без надлежащей судебной процедуры.
В соответствии с пунктом 215 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N278 (далее по тексту - Административный регламент) правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу подпункта 9 пункта 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе, наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Подпунктами 2 и 3 пункта 238 Административного регламента определено, что по результатам правовой экспертизы государственный регистратор прав осуществляет одно из следующих действий: уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Материалами дела установлено, что спорный объект недвижимости приобретен <<ФИО1>> у граждан <<ФИО2>> и <<ФИО3>> на основании договора купли-продажи квартиры <ДАТА И НОМЕР ДОГОВОРА>, путем заключения договора с <<ФИО2>> действующим за себя и от имени <<ФИО3>> по доверенности <ДАТА И НОМЕР ДОВЕРЕННОСТИ>, удостоверенной ФИО12, врио нотариуса г.Москвы ФИО13 по реестру №77/226-н/77-2020-1-460. Дата государственной регистрации права собственности 01 сентября 2020 года (т.2 л.д.2,23,24).
По сведениям Люблинского отдела ЗАГС Управления ЗАГС Москвы от 20 апреля 2022 года №1594, гражданка <<ФИО3>>, <ДАТА РОЖДЕНИЯ>, умерла <ДАТА СМЕРТИ>.
Таким образом, при совершении вышеуказанной сделки от 28 августа 2020 года <<ФИО2>> не мог действовать от имени своей матери <<ФИО3>>, поскольку умершая не могла выступать стороной сделки (продавцом спорного объекта недвижимости). Доверенность <ДАТА И НОМЕР ДОВЕРЕННОСТИ>, удостоверенная врио нотариуса г.Москвы ФИО12 по реестру №77/226-н/77-2020-1-460, прекратила свое действие в момент смерти <<ФИО3>>, в связи с чем <<ФИО2>> не имел полномочий осуществлять куплю-продажу указанного объекта недвижимости и обязан был известить об этом обстоятельстве вторую сторону сделки <<ФИО1>>. и Управление Росреестра по Москве.
12 мая 2021 года и 29 ноября 2021 года УВД по ЮАО ГУ МВД России по Москве в адрес руководителя Управления Росреестра по Москве направлены обращения о наложении информационного предупреждения на вышеуказанный объект недвижимости и в случае поступления на регистрацию документов по переходу права собственности, принять необходимые меры по подтверждению подлинности предъявленных документов и принятии мер по недопущению противоправного отчуждения жилья (т.2 л.д.3,4).
Из материалов проверки, зарегистрированных в КУСП №19329 от 25.03 2021 года (по заявлению ФИО10) и №27518 от 17.11.2021 года (по заявлению ФИО5) следует, что в возбуждении уголовных дел отказано постановлениями от 16.07.2021 года и от 11.12.2021 года (т.2 л.д.212-213, т.3 л.д.36-108).
В сообщении от 13 января 2022 года, направленном Управлением Росреестра по Москве в адрес УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве указано, что в Управлении на приостановлении находится еще одна сделка с вышеуказанным объектом недвижимости, договор купли-продажи квартиры от 27 декабря 2021 года, заключенный между <<ФИО1>> и <<ФИО4>> (т.2 л.д.34, 71-72).
Уведомлениями Управления Росреестра по Москве от 20 января 2022 года и 08 февраля 2022 года, направленными в адрес <<ФИО1>>, на основании её заявлений от 15 января 2022 года и 03 февраля 2022 года в ЕГРН внесены сведения о невозможности государственной регистрации, погашения записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения и обременения объекта недвижимости, расположенного по адресу: <АДРЕС 1>, без личного участия собственника (его представителя) (т.2 л.д.5,6,18,20).
Сведения об устранении препятствий, послуживших приостановлению государственной регистрации прав от 13 января 2022 года, материалы дела не содержат, сторонами соответствующие доказательства не представлены.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что именно в рамках правовой экспертизы документов сотрудниками административного ответчика выявлено наличие в Управлении Росреестра по Москве ранее представленных документов на государственную регистрацию сделки между <<ФИО1>> и <<ФИО4>> с этим же объектом недвижимости, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято, а также выявлены иные вышеперечисленные обстоятельства, ставящие под сомнение законность регистрируемой сделки, что исключало возможность государственной регистрации сделки между <<ФИО1>> и ФИО5 Таким образом, несоответствия действий должностных лиц Управления Росреестра по Москве нормативным правовым актам при принятии решения о приостановлении государственной регистрации прав от 13 января 2022 года, не усматривается.
22 февраля 2022 года <<ФИО1>> через МФЦ (МFC-0558/2022-302401-1) подала в Управление Росреестра по Москве заявление о прекращении осуществления государственной регистрации права по ее заявлению от 12 января 2022 года (МFC-0558/2022-26972) (т.2 л.д.38-39,41).
Уведомлением от 24 февраля 2022 года №КУВД-001/2022-465767/2 Управление Росреестра по Москве сообщило ФИО5 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного помещения <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР> в связи с получением заявления о прекращении государственной регистрации перехода права собственности (т.2 л.д. 47).
При этом, доводы административного истца и его представителя о том, что <<ФИО1>> обращалась к ответчику с заявлением о прекращении государственной регистрации не по сделке с ФИО5, а по сделке со <<ФИО4>>, опровергаются представленными материалами реестрового дела (т.2 л.д.38-39,41).
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании пункта 41 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав согласно уведомлению от 24 февраля 2022 года КУВД-001/2022-465767/2 и истечением срока приостановления, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ФИО5 отказано в государственной регистрации на вышеуказанный объект недвижимости, о чем направлено уведомление от 22 марта 2022 года КУВД-001/2022-465767/3 (т.2 л.д. 73,74).
Отказ одной стороны сделки (продавца) от ее государственной регистрации в органах Росреестра и отсутствие сведений об устранении остальных причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, перечисленных в уведомлении от 13 января 2022 года, исключали возможность административного ответчика осуществить государственную регистрацию сделки в отношении спорного объекта недвижимости между <<ФИО1>> и ФИО5, что свидетельствует о соблюдении Управлением Росреестра по Москве требований статей 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и правомерном принятии 22 марта 2022 года решения об отказе в государственной регистрации прав.
Доводы ФИО5 и его представителя ФИО6 в обосновании иска, как изложенные письменно, так и приведенные в судебном заседании, сводятся не к оспариванию правомерности действий административного ответчика, а к правопритязаниям на спорный объект недвижимого имущества, что указывает на неправильный выбор способа защиты.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства и оценивая представленные доказательства в их совокупности с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, оспариваемые административным истцом решения государственного регистратора закону не противоречат.
Исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО5 к Управлению Росреестра по Москве о приостановлении государственной регистрации права, об отказе государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации права, об отказе государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию права, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года.
Судья А.А. Белоусов