ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-711/2017 от 28.02.2017 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-711/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кулезневой А.А.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО1 ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенное нарушение. В обоснование административного иска указано следующее.

06.12.2016 ФИО1 обратился с заявлением к административному ответчику с просьбой внести изменения со сроком принадлежности принадлежащих ему помещений, расположенных по адресу: <...>, за период с 10.07.2014 по 07.11.2014. Вышеуказанные помещения административным истцом были приобретены на праве частной собственности 20.06.2014. 07.11.2014 были составлены акты обследования, согласно которым данные помещения признаны уничтоженными. Данные сведения 07.11.2014 были переданы Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в адрес Управления «Росреестра» по Саратовской области. Основанием для обращения явилось то, что административный ответчик не внёс соответствующие изменения в документацию об уничтожении принадлежащих ФИО1 объектах недвижимости, передал в налоговый орган сведения о том, что данные объекты недвижимости существуют, в результате чего ФИО1 был начислен налог на имущество за помещения в период с 07.11.2014 по 08.06.2015. В конце декабря 2016 года административным истцом был получен ответ о 16.12.2016, в котором было отказано в удовлетворении заявления. С отказом административный истец не согласен, так как сведения не были внесены по вине работников административного ответчика.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал административные исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенному в административном иске.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал административные исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенному в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд счёл, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 03.07.2016 № 92, действующей на момент обращения ФИО1 к административному ответчику), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 03.07.2016 № 92), государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 03.07.2016 № 92), государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.

Документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав (в том числе прекращения прав) указаны в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 03.07.2016 № 92).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся собственником нежилых помещений – учебно-производственных мастерских, расположенных по адресам: <...>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 01_14 от 20.06.2014 (л.д. 11, 11 оборот).

Согласно актам обследования от 07.11.2014 (л.д. 12, 12 оборот), было установлено и подтверждено прекращение существования указанных нежилых помещений в связи с уничтожением данных объектов недвижимости.

С кадастрового учёта указанные объекты недвижимости были сняты 13.11.2014, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 23-24, 25-26).

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что 04.06.2015 ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлениями о прекращении права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: <...>. 08.06.2015 государственным регистратором 08.06.2015 были приняты решения о проведении государственной регистрации прекращения права собственности в связи со снятием вышеуказанных объектов недвижимости с государственного кадастрового учёта. Суд счёл данные факты установленными.

06.12.2016 ФИО1 обратился с заявлением (л.д. 6) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с просьбой внести изменения со сроком принадлежности принадлежащих ему помещений, расположенных по адресу: <...>, за период с 10.07.2014 по 07.11.2014.

16.12.2016 заместителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области был направлен ФИО1 ответ, разъясняющий, что положения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливают заявительный характер государственной регистрации прав, вследствие чего, после поступления заявлений ФИО1 04.06.2015 государственным регистратором 08.06.2015 были приняты решения о проведении государственной регистрации прекращения права собственности в связи со снятием вышеуказанных объектов недвижимости с государственного кадастрового учёта.

Доводы ФИО1 о том, что сведения о прекращении права собственности на указанные объекты по вине административного ответчика были внесены не 07.11.2014, а 08.06.2015 в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, суд счёл необоснованными.

В судебном заседании установлено, что запись о государственной регистрации прекращения права на объекты недвижимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по заявлению собственника ФИО1 от 04.06.2015, на основании документов, подтверждающих прекращения существования этих объектов, а именно актов обследования от 07.11.2014 (л.д. 12, 12 оборот).

Таким образом, у суда оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенное нарушение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Евдокименкова