РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2018 года г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Закирова В.Ф.,
при секретаре Тарабриной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2-7185/2018 по административному иску ФИО1 к Администрации Президента РФ о признании действий/бездействий ФИО2 по его заявлению от 05.03.2018 года незаконными, нарушившими его права, нанесшими ему имущественный и моральный вред; об обязании Администрации Президента РФ осуществить рассмотрение его заявления от 05.03.2018 года в строгом соответствии с требованиями ФЗ №59-ФЗ, принять все необходимые и достаточные меры по защите и восстановлению его нарушенных прав, оказанию ему существенной адресной материальной помощи, пресечению преступлений, возмещению вреда нанесенного преступлениями РФ, обществу и ему,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти с административным иском к Приемной Президента РФ в Приволжском федеральном округе о признании действий (бездействий) ФИО2 по заявлению от 05.03.2018 года незаконными, преступно-халатными, коррупционными, нарушившими права, нанесшими имущественный и моральный вред, об обязании принять меры по рассмотрению заявления от 05.03.2018 года и обязании принять меры по оказанию единовременной адресной материальной помощи, защите и восстановлению нарушенных прав, пресечению преступлений и возмещении вреда.
В исковом заявлении административный истец указал, что длительное время находится в трудной жизненной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах и тяжелой стрессовой обстановке, угрожающей здоровью и жизни, выживая за чертой бедности с ежемесячными доходами вдвое ниже величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области с ноября 2015 года. 05.03.2018 года за защитой и восстановлением своих нарушенных конституционных прав и свобод он обратился к ФИО2, полномочному представителю Президента РФ в Приволжском Федеральном округе на сайте www.pTo.gov.ru. Данное обращение было зарегистрировано под № рТо_5043. До настоящего времени ответа на свое обращение он не получил.
15.08.2018 года по ходатайству административного истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика Приемная Президента РФ в Приволжском федеральном округе на надлежащего - Администрация Президента РФ.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Самарской области, Прокуратура Самарской области, У МВД России по г.Тольятти (л.д.60).
До начала судебного заседания от административного истца поступило заявление, в котором он уточнил исковые требования и пояснил их, а также ходатайствовал о рассмотрении в его отсутствие. Административный истец просил суд признать действия/бездействия ФИО2 по его заявлению от 05.03.2018 года незаконными, нарушившими его права, нанесшими ему имущественный и моральный вред; обязать Администрацию Президента РФ осуществить рассмотрение его заявления от 05.03.2018 года в строгом соответствии с требованиями ФЗ №59-ФЗ, принять все необходимые и достаточные меры по защите и восстановлению его нарушенных прав, оказанию ему существенной адресной материальной помощи, пресечению преступлений, возмещению вреда нанесенного преступлениями РФ, обществу и ему (л.д.135-140).
От представителя ответчика и представителя заинтересованного лица -полномочного представителя Президента в Приволжском Федеральном округе до начала судебного заседания поступили возражения на административный иск с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.77-79).
От представителя заинтересованного лица - Правительства Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя (л.д.96).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица У МВД России по г.Тольятти против удовлетворения иска возражала.
Представитель заинтересованного лица - Прокуратуры Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного был уведомлен (л.д.71-73).
Выслушав представителя заинтересованного лица, ознакомившись с возражениями представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 8 данного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам в государственные и муниципальные учреждения и иные организации на которые возложено осуществление публично значимых функции и их должностным лицам.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 05.03.2018 года на официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе ФИО2 поступило обращение ФИО1 о совершении сотрудниками ООО «КБ «Эл-Банк» уголовно наказуемых деяний, о проверке действий/бездействий ФИО3, ФИО4, об оказании социальной помощи (л.д.7-оборот).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего ФО (он обеспечивает в пределах округа реализацию конституционных полномочий главы государства). Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе он является госслужащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ (назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий).
Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации.
В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Заявление ФИО1 было зарегистрировано аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе 06.03.2018 года.
Согласно абз. 2 п.1 Положения о приемной Президента РФ в административном центре субъекта Российской Федерации Приемная Президента РФ, находящегося в пределах Приволжского федерального округа, организуется в целях обеспечения рассмотрения в пределах субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах Приволжского федерального округа, устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации. Деятельность приемной Президента Российской Федерации обеспечивается аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.
В соответствии с пп. а п.6 Положения о приемной Президента Российской Федерации в административном центре субъекта Российской Федерации основными задачами приемной Президента Российской Федерации являются: обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее заявители), поступивших в приемную Президента РФ и адресованных Президенту РФ.
Согласно пп. г и д. п.7 Положения о приемной Президента Российской Федерации основными функциями приемной Президента Российской Федерации является своевременное рассмотрение обращений заявителей, поступивших в приемную и адресованных Президенту Российской Федерации, а также направление обращений заявителей, поступивших в приемную Президента Российской Федерации в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, размещенные в пределах субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, находящиеся в пределах субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией с уведомлением об этом заявителей.
Согласно Федеральному закону N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Более того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 21.05.2015 года N 1163-О, от 23.06.2016 года N 1230-О по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона, такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Обращение ФИО1 в целях проведения проверки по изложенным заявителем доводам было направлено по территориальной принадлежности на рассмотрение главному федеральному инспектору по Самарской области, которое поступило и было зарегистрировано 13.03.2018 года.
В соответствии с Положением о регулировании отдельных вопросов, связанных с организацией деятельности главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе одной из задач главного федерального инспектора является участие в организации контроля за соблюдением в субъекте Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организации.
Согласно п.4.2 Положения о регулировании отдельных вопросов, связанных с организацией деятельности главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе главный федеральный инспектор обязан: исполнять поручения полномочного представителя, заместителей полномочного представителя, данные в пределах их полномочий; соблюдать при реализации возложенных на него задач и функции права и свободы человека и гражданина, законные интересы организации.
Учитывая тот факт, что содержащиеся в обращении ФИО1 вопросы не относятся к компетенции полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и главного федерального инспектора по Самарской области, вышеуказанное обращение ФИО1 от 05.03.2018 года на основании Положения о приемной Президента Российской Федерации в административном центре субъекта Российской Федерации Приемной Президента РФ и в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 15.03.2018 года в целях проведения всесторонней и объективной проверки по доводам, изложенным заявителем, направлено в прокуратуру Самарской области (л.д.80).
15.03.2018 года ФИО1 было направлено уведомление от Главного федерального инспектора по Самарской области С.Чабана на почтовый адрес: <адрес>25, о перенаправлении его обращения в прокуратуру Самарской области.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и на основании ч.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, в связи с чем 27.03.2018 года для рассмотрения доводов о привлечении виновных по мнению заявителя, лиц к уголовной ответственности прокуратурой Самарской области обращение было перенаправлено в ГУ МВД России по Самарской области, а по вопросам восстановления нарушенных прав и оказания материальной помощи ФИО1, как инвалиду 2 группы, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, копия обращения направлена в Правительство Самарской области.
20.04.2018 года по информации ГУ МВД России по Самарской области, была проведена проверка, в результате которой фактов нарушения действующего законодательства РФ не установлено. Договорные отношения, возникшие между ФИО1 и ООО «Эл Банк», носят гражданско-правовой характер и не подпадают под действие Уголовного кодекса РФ, а должны рассматриваться в суде (л.д.83).
Таким образом, в каждом ведомстве были проведены проверки по существу вопросов, изложенных в обращении ФИО1
О результатах проверки ФИО1 был уведомлен в установленный законом 30-дневный срок (ст.12 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), что подтверждается ответами всех ведомств.
В части, касающейся оказания материальной помощи, по информации Правительства Самарской области (ответ от 28.04.2018 года) заявителю неоднократно (более 12 раз) в ответах на его обращения разъяснялся механизм предоставления единовременных денежных выплат для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, из приведенных положений норм права, вытекает, что сроки рассмотрения обращения ФИО1 в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не нарушены.
Ни Администрация Президента Российской Федерации, ни аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе не обладают полномочиями по разрешению вопросов, указанных ФИО1 в своем обращении от 05.03.2018 года.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ).
Действия главного федерального инспектора по Самарской области по направлению жалобы ФИО1 в соответствующий компетентный орган не противоречат требованиям ст. 5, ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Учитывая фактические обстоятельства дела, а также вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что права гражданина ФИО1 при рассмотрении его обращения от 05.03.2018 года ФИО2 нарушены не были. Все обязанности, предусмотренные Положением о приемной Президента Российской Федерации в административном центре субъекта Российской Федерации Приемной Президента РФ, Положением о регулировании отдельных вопросов, связанных с организацией деятельности главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, а также Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административным ответчиком и заинтересованными лицами исполнены.
Руководствуясь ст. ст. 175-178, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Администрации Президента РФ признании действий/бездействий ФИО2 по его заявлению от 05.03.2018 года незаконными, нарушившими его права, нанесшими ему имущественный и моральный вред; об обязании Администрации Президента РФ осуществить рассмотрение его заявления от 05.03.2018 года в строгом соответствии с требованиями ФЗ №59-ФЗ, принять все необходимые и достаточные меры по защите и восстановлению его нарушенных прав, оказанию ему существенной адресной материальной помощи, пресечению преступлений, возмещению вреда нанесенного преступлениями РФ, обществу и ему.
На решение в срок 30 дней со дня составления решения в полной форме может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Решение в полной форме составлено 07.09.2018 года, является подлинным.
Судья В.Ф. Закиров