Дело № 2а-2-96/2020
64RS0008-02-2020-000214-66
Решение
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года село Балтай
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,
при секретаре Гозенко Л.А.,
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Адамова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайский района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению «Балтайский лесхоз» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в потенциально пожароопасном участке леса,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению (далее по тексту – ОГУ) «Балтайский лесхоз» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в потенциально пожароопасном участке леса.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства об охране окружающей среды и противопожарной безопасности в ОГУ «Балтайский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение Лесного кодекса РФ ОГУ «Балтайский лесхоз» не приняты меры, направленные на обеспечение противопожарной безопасности проведением минерализованной полосы. Потенциально пожароопасный участок вблизи <адрес> минерализованной полосой не ограничен, что в случае возникновения пожароопасной ситуации может привести к переходу пожара напрямую к месту проживания населения. В результате принятых прокуратурой досудебных мер реагирования нарушения не устранены.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие ОГУ «Балтайский лесхоз» и возложить на учреждение обязанность по принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в потенциально пожароопасном участке леса, а именно проведение минерализованной полосы вблизи села <адрес> не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При этом представитель ответчика заявленные требования признает в полном объеме. Явка указанного лица для данной категории дел обязательной не является.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения законодательства об охране окружающей среды и противопожарной безопасности в ОГУ «Балтайский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе указанной проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения законодательства.
Из положений статьи 9 Конституции РФ следует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Пунктом 6 статьи 1 Лесного кодекса РФ определено, что одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу пункта 9 постановления Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее по тексту –постановление № 417) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 15 (7) постановления № 417, в резервных лесах на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, которые включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В нарушение Лесного кодекса РФ ОГУ «Балтайский лесхоз» не приняты меры, направленные на обеспечение противопожарной безопасности проведением минерализованной полосы, в результате принятых досудебных мер реагирования нарушения не устранены.
Потенциально пожароопасный участок вблизи <адрес> минерализованной полосой не ограничен, что в случае возникновения пожароопасной ситуации может привести к переходу пожара напрямую к месту проживания населения.
Бездействие ОГУ «Балтайского лесхоза» влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно, на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие областного государственного учреждения «Балтайский лесхоз» по не принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в потенциально пожароопасном участке леса вблизи <адрес>
Возложить на областное государственное учреждение «Балтайский лесхоз» обязанность по принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности проведением минерализованной полосы в потенциально пожароопасном участке леса вблизи <адрес> не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, <...>).
Председательствующий А.А. Верейкин