ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2005/2016 от 08.11.2016 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2005/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 ноября 2016 года г.Лениногорск РТ

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Н. Компанийцевой, при секретаре Р.А. Равиловой, с участием административного истца Плющева И.Е., представителя ИК МО «ЛМР» РТ Аглиуллина Р.С., представителя ГКУ «Лениногорское лесничество» Ибрагимова Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, об обязании постановки городских лесов на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ИК МО «ЛМР» РТ о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, об обязании постановки городских лесов на государственный кадастровый учет, где просит суд признать бездействие ИК МО «<адрес>» выразившееся в не разработке и не утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов, а также не постановке городских лесов на кадастровый учет незаконным. Обязать ИК МО «<адрес>» не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, поставить городские леса на кадастровый учет.

В судебном заседании участвующий в деле Татарский природоохранный межрайонный прокурор Плющев И.Е. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявлению в суд.

Представитель административного ответчика ИК МО «ЛМР» РТ Аглиуллин Р.С. в судебном заседании требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора не признал, пояснив, что действительно лесохозяйственный регламент городских лесов не разработан и не утвержден. Городские леса не поставлены на кадастровый учет.

Представитель третьего лица ГКУ «Лениногорское лесничество» Ибрагимов Р.Х. в судебном заседании возражал удовлетворению требований Татарского природоохранного межрайонного прокурора, указав, что все леса в <адрес> находятся в федеральной собственности, в сведениях Государственного кадастра недвижимости данные леса имеют кадастровые номера, однако их площадь не уточнена, межевание не проводилось.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст.61 ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

В соответствии с ч.2 ст.61 «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

По нормам части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Положениями ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно ст.68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В силу п.5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В статье 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Из анализа норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.

Статьей 102 ЛК РФ городские леса отнесены к защитным лесам, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к защитным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-82 настоящего кодекса (п. 39 ст. 81, п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ).

Судом установлено, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории Лениногорского муниципального района РТ. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования <адрес> расположены лесные насаждения на площади 581,8га. Однако лесохозяйственный регламент городских лесов не разработан и не утвержден. Городские леса не поставлены на кадастровый учет.

Согласно сведений поступивших от руководителя ИК МО «ЛМР» РТ на территории Лениногорского муниципального района РТ располагаются леса на площади 51661,00га, лесохозяйственный регламент городских лесов не утверждался, на кадастровый учет поставлен земельный участок – парка культуры и отдыха им.Горького, кадастровый .

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГКУ «Лениногорское лесничество» усматривается, что земли лесного фонда ГКУ «Лениногорское лесничество», включенные в границы населенного пункта <адрес> РТ, согласно публичной кадастровой карты и по данным материалов лесничества 2014 года, составляет 581,8га.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 6 Новой редакции положений устава муниципального образования <адрес> муниципального района Республики Татарстан с изменениями, внесенными решением Лениногорского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения Поселения относятся: утверждение генеральных планов Поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель Поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Отсутствие кадастрового учета может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки деревьев, незаконного выделения земельных участков, их несанкционированной застройки, а их сохранение касается интересов неопределенного круга лиц.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты нынешних и будущих поколений, конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

С учетом изложенного суд считает необходимым требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, об обязании постановки городских лесов на государственный кадастровый учет удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 1, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации по административному исковому заявлению к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, об обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, об обязании постановки городских лесов на государственный кадастровый учет удовлетворить.

Признать бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, выразившееся в не разработке и не утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов, а также не постановке городских лесов на кадастровый учет на территории Лениногорского муниципального района, незаконным.

Обязать исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, расположенных на территории Лениногорского муниципального района РТ и поставить их на государственный кадастровый учет в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением суда в Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд РТ.

Судья Лениногорского городского суда РТ Компанийцева А.Н.

копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ Компанийцева А.Н.

Решение вступило в законную силу _______________________________2014 года.

Секретарь _____________________________________________________________

Подлинник данного документа подшит в деле № 2а-2005/2016, хранящемся в Лениногорском городском суде РТ.