ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/19 от 11.09.2019 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а –200/2019 ФИО7

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года город Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Беловой Л.С.,

помощнике судьи Белавиной Ю.А.,

с участием представителя административного истца - помощника Торжокского межрайонного прокурора Новиковой С.Э.,

представителя заинтересованных лиц - администрации Торжокского района Тверской области, администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области – заместителя заведующего юридическим отделом администрации Торжокского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Грузинское сельское поселение к Совету депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета за 2018 год, незаконным и возложении обязанности провести указанную проверку согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета за 2018 год незаконным и возложении на Совет депутатов муниципального образования Грузинского сельского поселения Торжокского района обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета муниципального образования Грузинского сельского поселения Торжокского района за 2018 год согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2018 год.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение частей 1, 3 статьи 14, части 1 статьи 34, статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 1, 2, 6, 264.4, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 34 Устава муниципального образования, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2018 год контрольно-счетным органом Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области не проведена, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства. Не проведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2018 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета и свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области.

Просит признать бездействие Совета депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района, выразившееся в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Грузинского сельского поселения Торжокского района за 2018 год незаконным, а также обязать Совет депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района за 2018 год согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Торжокского межрайонного прокурора – помощник Торжокского межрайонного прокурора Новикова С.Э. административный иск поддержала в полном объёме по указанным в нём основаниям.

Административный ответчик – Совет депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие своего представителя, а также возражения относительно удовлетворения требований Торжокского межрайонного прокурора в которых указал, что в настоящее время годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области Советом депутатов утвержден, сроки пропущены.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц: администрации Торжокского района Тверской области и администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области -ФИО1 возражала против удовлетворения требований Торжокского межрайонного прокурора, поскольку в настоящее время годовой отчет об исполнении бюджета Советом депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района утвержден. Дополнительно пояснила, что муниципальным образованием Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области не создан контрольно – счетный орган поселения, который является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Соглашение с Советом депутатов Торжокского района Тверской области по передаче контрольно-счетному органу Торжокского района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Совет депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района не заключал. Просила, в случае удовлетворения требований Торжокского межрайонного прокурора увеличить срок для проведения внешней проверки годового отчета до шести месяцев, поскольку необходимо время для заключения, указанного выше соглашения с Собранием депутатов Торжокского района Тверской области.

Судом было определено рассмотреть данное дело в отсутствие административного ответчика, явка которого в судебное заседание обязательной не признавалась.

Заслушав представителя административного истца Новикову С.Э., представителя заинтересованных лиц ФИО1, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2); контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (часть 4).

Согласно ч.2 ст.9 вышеуказанного Федерального закона определяются основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования, среди которых: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Как следует из статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Статьей 264.1 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В соответствии со ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.

В силу ч.2 ст.265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 24 Устава муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района № 15 от 08 ноября 2017 года (далее – Устав), структуру органов местного самоуправления поселения составляют: Совет депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области – представительный орган поселения; Глава Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области – высшее должностное лицо поселения; Администрация Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области – исполнительно-распорядительный орган поселения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются данным Уставом.

В соответствии со статьей 34 Устава контрольно-счетный орган поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Совет депутатов поселения заключает соглашение с Собранием депутатов Торжокского района Тверской области по передаче контрольно-счетному органу Торжокого района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Как установлено в судебном заседании, Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2018 год.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2018 год контрольно-счетным органом Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области не проведена, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.

Представитель заинтересованных лиц ФИО1 в судебном заседании пояснила, что внешняя проверка исполнения годового отчета бюджета муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области за 2018 год в последнем не проводилась, поскольку представительным органом муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области контрольно-счетный орган для этого не создан, соглашение о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения Собранию депутатов Торжокского района Тверской области не заключалось.

Как следует из статьи 25 Устава муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области - Совет депутатов, является представительным органом поселения, обладающим правами представлять интересы населения и осуществлять нормотворческую деятельность.

В компетенцию Совета депутатов входит, в том числе, утверждение бюджета и отчета о его исполнении (п.п. 2 ч.1 ст.26 Устава).

Из анализа вышеприведенных норм и совокупности приведенных доказательств, следует, что обязанность по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2018 год лежит на административном ответчике.

Из материалов дела следует, и в судебном заседании нашло свое подтверждение то, что Советом депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области действительно были допущены нарушения бюджетного законодательства, выявленные в ходе проверки Торжокской межрайонной прокуратурой.

Исходя из изложенного, суд считает, что в результате бездействия административного ответчика, выразившегося в не проведении внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования за 2018 год, в полной мере не были осуществлены полномочия контрольно-счетного органа в сфере бюджетных отношений, исполнения бюджета, не был обеспечен надлежащий контроль за законностью, результативностью использования средств местного бюджета и иные полномочия, касающиеся внешнего муниципального финансового контроля.

Изложенное, в свою очередь, повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, принимающих участие в исполнении местного бюджета, пользующихся муниципальным имуществом, а также муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области, как распорядителя бюджета.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в настоящее время годовой отчет об исполнении бюджета Советом депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района уже утвержден, сроки пропущены, суд не принимает.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, о нарушениях бюджетного законодательства Советом депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области стало известно только во время проведения проверки деятельности Совета депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области Торжокской межрайонной прокуратурой в июне 2019 года.

Утверждение на момент рассмотрения настоящего дела Советом депутатов Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования за 2018 год, по мнению суда, не является обстоятельством, освобождающим административного ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности по проведению указанной выше внешней проверки последнего.

Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, не имеется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Торжокского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Грузинское сельское поселение к Совету депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета за 2018 год, незаконным и возложении обязанности провести указанную проверку согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается административный истец.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер заявленных требований, принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств, а также объем действий, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, предполагающий создание контрольно – счетного органа муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области либо заключение соглашения с Собранием депутатов Торжокского района Тверской области по передаче контрольно-счетному органу Торжокского района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, учитывая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд полагает требуемый для этого административным истцом срок в один месяц недостаточным, в связи с чем считает необходимым увеличить его до 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Грузинское сельское поселение к Совету депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области о признании бездействия, выразившегося в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета за 2018 год, незаконным и возложении обязанности провести указанную проверку согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, – удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района, выразившееся в не проведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области за 2018 год, незаконным.

Возложить на Совет депутатов муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета муниципального образования Грузинское сельское поселение Торжокского района Тверской области за 2018 год согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Ю.В.Куликова

Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2019 года.

Председательствующий подпись Ю.В.Куликова

ФИО8

Судья Ю.В.Куликова