ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2016/20 от 26.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2016/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ульяновск 26мая2020 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фролова В.В.,

при секретаре Юсуповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабалина Эдуарда Сергеевича к Центру лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области о признании уведомления незаконным и обязании выдать подтверждение о получении уведомления

У С Т А Н О В И Л:

Шабалин Э.С. обратился в суд с административным иском к Центру лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области (ЦЛРР Управления Росгвардии по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (Управление Росгвардии по Ульяновской области) о признании уведомления незаконным и обязании выдать подтверждение о получении уведомления. В обоснование иска указали, чтоДД.ММ.ГГГГ у него истек срок разрешения на хранение оружия – охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие:«<данные изъяты>. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ годаадминистративным ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении по ч.6 ст.20.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и изъято оружие. Постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей 00 копеек с конфискацией указанного оружия. ДД.ММ.ГГГГ годаШабалиным Э.С. подана апелляционная жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которая не рассмотрена, постановление не вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ через сайт государственных услуг Шабалин Э.С. направил получение подтверждения для продажи оружия (патронов) – охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие марки:«<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ был на личном приеме в Центре лицензионно-разрешительной работы Управлении Росгвардии по Ульяновской области для подписания уведомления. Данное оружие он хотел продать специализированному магазину «<данные изъяты>», согласие магазина на приобретение имеется. По результатам обращения ответчиком было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продажи оружия, поскольку оружие изъято и имеется постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ, принять положительное решение о выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продажи оружия не предоставляется возможным. С отказом Шабалин Э.С. не согласен по следующим основаниям. Данное оружие было приобретено им в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с требованиями законодательства об оружии. На день обращения в Центр лицензионно-разрешительной работы Управление Росгвардии по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу. Следовательно, он не лишен права собственности на него. То, что оружие изъято и срок разрешения на хранения оружия истек, так же не влечет прекращения права собственности на данное имущество. В связи с тем, что решение суда не вступило в законную силу, конфискация не произведена, административный ответчик в силу закона самостоятельно не имеет права ограничить право собственности административного истца на имущество. Просит суд признать незаконным уведомление об отказе в выдаче подтверждения о получении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продажи охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия: «<данные изъяты>, выданное Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области и обязать Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области выдать Шабалину Э.С. подтверждение о получении уведомления о предстоящей продаже охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки: «<данные изъяты>.

Административный истец –Шабалин Э.С.в судебном заседании не присутствовал, судом извещался надлежащим образом. Его представитель, действующая на основании доверенности – __на удовлетворении требований настаивала, изложив доводы и факты административного искового заявления, дополнив, что оснований для отказа его доверителю в выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продаже оружия, по их мнению, не имелось. Просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик –Управление Росгвардии по Ульяновской области, в лице представителя, действующего пор доверенности – Никитин Р.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.Считает необоснованными заявленные требования и просит в их удовлетворении отказать, поскольку действия по отказу в выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продаже оружия, являются основанными на положениях закона. Данное решение принято учитывая изъятие единицы в связи с незаконнымее хранением, в связи с чем было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Шабалина Э.С., которым на него наложен штраф с конфискацией указанного оружия.

Административный ответчик – ЦЛРР Управления Росгвардии по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовали, судом извещались.

Выслушав административного истца, его представителя, явившегося представителя административного ответчика,исследовав материалы административного дела,суд пришел к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статьей 218 КАС РФ регламентирован порядок предъявления данного административного иска в суд.

Исходя из содержания п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (ФЗ «Об оружии») к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Такое оружие подразделяется, в том числе на оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие (п.п.1-3).

Согласно ст.13 ФЗ «Об оружии»огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в п.п.1, 2 и 3 ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен.

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия (ст.22 ФЗ «Об оружии»).

Судом было установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ УправлениемРосгвардии по Ульяновской области, под персональную ответственность Шабалину Э.С.было выдано разрешение(серия ) на хранение нескольких единиц оружия, в том числе охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия марки: «<данные изъяты>. Срок действия данного разрешения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверкиучетных дел по хранению оружия, Управлением Росгвардии по Ульяновской области было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Шабалин Э.С. хранил вышеуказанное оружие,не имея на это разрешение. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ годав отношении Шабалина Э.С. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.6 ст.20.8 КоАП РФ с изъятием в присутствии свидетелей указанного оружия, что подтверждается соответствующим протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и согласуются с представленными по делу материалами.

Вместе с темпредварительно получив от Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный магазин по продаже оружия «<данные изъяты>» согласие на приобретение данного огнестрельного оружия, Шабалин Э.С. обратился к административному ответчику с уведомлением о принятом решении продать указанное оружие в течении срока: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

По результатам проверки данного обращения, заключением ВРИО начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Ульяновской области, утвержденного заместителем начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области в выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продаже оружия было отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя – Шабалина Э.С. направлено оспариваемое уведомление, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В силу положений ст.20 ФЗ «Об оружии» граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориальногооргана, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия.

Аналогичные положения закреплены в разделе IV Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (вместе с Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РоссийскойФедерации»).

Данные нормы закона посвящены особенностям осуществления юридически значимого действия – продажи оружия, и обусловлено тем, что оружие относится к вещам ограниченной оборотоспособности. Поэтому в интересах обеспечения общественной безопасности оружие может продаваться только с соблюдением специального режима, установленного для такой вещи.

Согласно ч.2 ст.129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав. В частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, которые допускается по специальному разрешению.

Федеральный закон «Об оружии» как раз является тем законодательным актом, который устанавливает особый порядок продажи оружия.Соответственно оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.

Право граждан на продажу оружия не относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено (Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 №806-О).

Анализируя установленные по делу обстоятельства с учетом вышеуказанных положений закона, ключевым в данном случае является наличие у гражданина РФ права продавать, принадлежащее ему на праве личной собственности оружие, только в случае нахождения данного оружия у продавца на законных основаниях. Между тем законное хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия «<данные изъяты> калибр прекратилось ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента собственник, в силу ограничений установленных законом не может осуществлять свои вещные права в отношении спорной единицы оружия. Данная единица была изъята у Шабалина Э.С., что подтверждается не оспоренным актом от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для изъятия послужило отсутствие действующей лицензии (разрешения) на данное оружие. Следовательно, в настоящее время, как и на дату обращения к административному ответчику у заявителя данной единицы не находилось, что не является основанием для принятия административным ответчиком иного заключения и как следствие оспариваемого уведомления с иным содержанием.

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого уведомления незаконным у суда не имеется.

В настоящем деле соответствующие требования административного иска, в отсутствие доказательств их обоснованности, а также с учетом изложенного ранее не подлежат удовлетворению.Таким образом, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по выдаче подтверждения о получении уведомления о предстоящей продаже оружия, не имеется.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.ст.176-180, 227КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требованийШабалина Эдуарда Сергеевича к Центру лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области о признании уведомления незаконным и обязании выдать подтверждение о получении уведомления отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.В. Фролов