ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2019/2022 от 02.09.2022 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К Делу № 2а-2019/2022

УИД 23RS0008-01-2022-002585-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Белореченск 02 сентября 2022 года

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Черепов Р.В.,

при секретаре Григорян В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Медведева Сергея Александровича к Администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Медведев С.А. обратился в Белореченский районный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования Апшеронский район с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления и просит суд признать незаконными и отменить ответы (решения) административного ответчика администрации муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений) от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу Медведеву Сергею Александровичу земельного участка в безвозмездное пользование по адресу: Юго-Восточная часть <адрес>, вдоль реки Пшеха, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», а также обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район предоставить сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок Медведеву Сергею Александровичу в безвозмездное пользование по адресу: Юго-Восточная часть <адрес>, вдоль реки Пшеха, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

В дальнейшем, административный истец уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконными и отменить ответы (решения) административного ответчика администрации муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений) от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу Медведеву Сергею Александровичу земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства»; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем совершения действий по подготовке, утверждению и выдаче Медведеву С.А. схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м. и 5000 кв.м., расположенного по <адрес>, в соответствии с заявлениями от (дата) вх. , 5639, а также обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район принять решение о предоставлении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка Медведеву Сергею Александровичу в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

В административном исковом заявлении административный истец Медведев С.А. указал, что он обратился в Управление имущественных отношений администрации МО Апшеронский район с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по адресу<адрес> предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства». В соответствии со ст. <адрес> «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от (дата)-КЗ, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39(10) ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет в составе следующих муниципальных образований: 1) Апшеронский район и др. Ответом Управления имущественных отношений администрации МО Апшеронский район от (дата), в предоставлении земельного участка отказано и указано, что «в настоящее время на территории сельских населенных пунктов Апшеронского района отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, возможные для предоставления в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. С учетом отсутствия сформированных земельных участков, пригодных для предоставления в указанных целях, вы вправе самостоятельно инициировать формирование земельного участка (при наличии градостроительной возможности) путем обращения в соответствующий орган местного самоуправления с приложением схемы расположения земельного участка». После получения данного отказа, он обратился с соответствующим заявлением в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ, в администрацию МО Апшеронский район, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и (дата) за , получил два идентичных отказа, в виде служебной записки, в которой указано, что в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, одним из основных для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с ч. 12 настоящей статьи. Таким образом, прилагаемая к заявлению схема оформлена не в соответствии с Приказом . Кроме того, отсутствие координат характерных точек границы указанного в заявлении земельного участка не позволяет определить возможность его формирования. Однако, данное решение органа местного самоуправления администрации МО Апшеронский район, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств по делу и норм действующего законодательства, регулирующего имеющие место правоотношения. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным 2 нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 24 ЗК РФ, в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Право безвозмездного пользования земельным участком представляет собой право его обладателя на безвозмездной и срочной основе извлекать из земельного участка его полезные свойства. Регулированию правоотношений, возникающих из договора безвозмездного пользования земельным участком посвящены, в частности ст. ст. 24, 39.10 ЗК РФ. В силу ст. 26 Земельного кодекса, государственной регистрации подлежит, в том числе, право безвозмездного пользования земельным участком. Государственной регистрации подлежит договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на срок более чем один год. Договор безвозмездного срочного пользования - это прежнее название договора безвозмездного пользования. С (дата) право безвозмездного срочного пользования было заменено на право безвозмездного пользования. При этом Земельный кодекс РФ стал прямо предусматривать, что договор безвозмездного пользования земельным участком заключается и в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природоресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования. Безвозмездный характер землепользования является отличительной чертой данного договора. Таким образом, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком данное право отличается наличием срока использования (так как это временное пользование), от права аренды - отсутствием платы за пользование земельным участком. При наличии оснований получить земельный участок (за исключением служебных наделов), его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченный орган и заключить с ним договор безвозмездного пользования (п. 1 ст. 39.10, пп. 6, 7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). Таким образом, им были соблюдены все указанные в Законе условия, однако, ему незаконно было отказано в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка для ведения ЛПХ на территории МО Апшеронский район. Согласно ст. 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии со ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов административного истца. Считает, что произвольный отказ в предоставлении мне земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», не допускается. Отказ должен быть должным образом мотивирован и основан на законе. Отказывая ему письмом «О предоставлении земельного участка» от (дата) и ответами от (дата), Управление имущественных отношений администрации МО Апшеронский район ссылается всего лишь на то обстоятельство, что в настоящее время на территории сельских населенных пунктов Апшеронского района отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, возможные для предоставления в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также на служебную записку начальника отдела архитектуры и градостроительства, называя данный документ заключением. В самой служебной записке указано, что прилагаемая к заявлению схема оформлена не в соответствии с Приказом , однако в ней не указано, какие именно нарушения допущены при подготовке данной схемы. Из приведенных выше доводов следует, что отсутствие у него необходимых документов связано с неправомерными действиями самой администрации, а также с ответами администрации, которые не основаны на законе и подлежит отмене. С учетом вышеизложенного, отказ администрации МО Апшеронский район в предоставлении ему земельного участка, носит сугубо формальный характер и не основан на требованиях действующих нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также не мотивирован.

Ответом административного ответчика об отказе, нарушены его права, свободы и законные интересы, так как Законом Краснодарского края «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от 22.12.2021 года № 4609-КЗ, предусмотрено в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39(10) ЗК РФ, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет в муниципальном образовании Апшеронский район, однако он не имеет возможности воспользоваться данным правом. Более того, уполномоченным органом не было вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка, а был предоставлен ответ на мое заявление, в котором сообщалось об отказе. В данном случае, согласно ст. 39.18 ЗК РФ, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия). В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В уточненном исковом заявлении административный истец дополнительно указал, что с 01.03.2015 года Земельный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». В силу п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 39.2 ЗК РФ, и с учетом положений ст. ст. 9-11 ЗК РФ, полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает тот исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, полномочиями по предоставлению земельных участков право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенных на территории МО Апшеронский район, обладает администрация МО Апшеронский район Краснодарского края, следовательно, оно же осуществляет полномочия по подготовке и утверждению схем таких земельных участков /л.д. 43-44/.

Административный истец Медведев С.А. и его представитель по доверенности Стрельцова И.В. /л.д. 30-32, 56/, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако представили суду письменное заявление /л.д. 49/, в котором просят рассмотреть дело без их участия, уточненные требования удовлетворить полностью, вынести решение суда по представленным суду доказательствам с учетом представленных прений в письменном виде /л.д. 50-54/.

Представитель административного ответчика администрации МО Апшеронский район по доверенности Орлова А.Н. /л.д. 33-34, 35/, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее участвовала в судебном заседании и возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, в которых указала, что Белореченским районным судом КК рассматривается дело а-2019/2022 по административному исковому заявлению Медведева Сергея Александровича к администрации муниципального образования Апшеронский район о признании незаконным и отмене ответов (решений) административного ответчика от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от (дата)-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», а также обязании предоставить сформированный и поставленный на кадастровый учет вышеуказанный земельный участок административному истцу. По существу, заявленных в административном исковом заявлении фактов и требований административный ответчик представляет следующие возражения. Истец обратился в администрацию муниципального образования Апшеронский район с заявлениями от (дата) вх. , вх. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Юго-Восточная часть с. Черниговское, вдоль реки Пшеха, на основании Закона Краснодарского края от (дата)-КЗ, в аренду без торгов на основании п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, сроком на 6 лет, для ведения личного подсобного хозяйства. Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район на указанные заявление направил Истцу письмо от (дата), которым сообщило о порядке реализации права на приобретение земельных участков в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии в настоящее время сформированного земельного участка для предоставления Истцу, разъяснено о праве самостоятельно инициировать формирование земельного участка путем обращения в администрацию с заявлением с приложением схемы расположения земельного участка. Истец обратился в администрацию с заявлениями от (дата) вх. , 5639 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельный участок, расположенного по <адрес>, ориентировочной площадью 1000 кв.м., и 5000 кв.м., на основании Закона Краснодарского края № 4609-КЗ от 22.12.2021 г. в безвозмездное пользование на 6 лет, для ведения личного подсобного хозяйства. По результатам рассмотрения указанных заявлений, Управление на основании информации, предоставленной отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Апшеронский район в адрес Истца направило письма от (дата), , которыми сообщило об отказе в предоставлении земельных участков, в соответствии с пунктом 12 и пунктом 1 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, которым одним из оснований для отказа, является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Условия предоставления земельного участка в безвозмездное пользование определены в статье 39.10 ЗК РФ. В силу пункта 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. Статьей 39.14 ЗК РФ, регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Из пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. На основании приведенных правовых норм в их совокупности, исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с обязательным опубликованием соответствующего извещения и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. Таким образом, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом, наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. В случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат утончению, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании земельного участка, которое является основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, уполномоченный орган заключает с заявителем договор аренды или договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 ЗК РФ, земельные участки являются объектами земельных отношений. В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса). Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ). Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. № 762. Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ). В прилагаемых к заявлениям Истца вх. и от (дата) схемах отсутствует следующая информация: проектная площадь, список координат характерных точек границы образуемого земельного участка, надписи (включая кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), а также сведения об утверждении схемы расположения земельного участка, что не позволяет определить возможность его формирования. Согласно статье 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. При предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие - по правилам гражданского судопроизводства, если их раздельное рассмотрение возможно, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства (часть 2 статьи 16.1 КАС). Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, вопрос об их принятии к производству разрешается судьей в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании засвидетельствованных им копий искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов (часть 3 статьи 16.1 КАС). В административном исковом заявлении одним из требований Истца является признание незаконными и отменить ответы (решения) Управления об отказе в предоставлении земельного участка. Данное требование заявлено в порядке, предусмотренном главой 22 КАС. Другое требование направлено на понуждение Администрации к заключению договора безвозмездной передачи земельного участка на праве безвозмездного пользования. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Право безвозмездного пользования, на котором предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, установленных статьей 39.10 Земельного кодекса РФ, в том числе в виде служебного надела, является одним из способов реализации права на земельный участок (п.п. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ). Таким образом, в административном исковом заявлении содержится несколько требований, из которых одно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, другое – в порядке гражданского судопроизводства. В связи с вышеизложенным, просит в удовлетворении искового заявления административного истца Медведева С.А., отказать полностью /л.д. 36-42/.

Исследовав в судебном заседании письменные доказательства представленные сторонами, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Медведева С.А. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Так, ответы (решения) административного ответчика администрации муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений) от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу Медведеву Сергею Александровичу земельного участка в безвозмездное пользование.

Административный истец Медведев С.А. обратился в суд с данным административным исковым заявлением согласно штампа входящего номера (дата), соответственно установленный трехмесячный срок им не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Согласно требований п. 1 ст. 4. Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (ред. от 28.06.2021), для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В соответствии с Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным 2 нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 24 ЗК РФ, в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Право безвозмездного пользования земельным участком представляет собой право его обладателя на безвозмездной и срочной основе извлекать из земельного участка его полезные свойства. Регулированию правоотношений, возникающих из договора безвозмездного пользования земельным участком, посвящены в частности ст. ст. 24, 39.10 ЗК РФ.

В силу ст. 26 Земельного кодекса, государственной регистрации подлежит, в том числе, право безвозмездного пользования земельным участком. Государственной регистрации подлежит договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на срок более чем один год.

Договор безвозмездного срочного пользования - это прежнее название договора безвозмездного пользования. С 1 марта 2015 г. право безвозмездного срочного пользования было заменено на право безвозмездного пользования. При этом Земельный кодекс РФ стал прямо предусматривать, что договор безвозмездного пользования земельным участком заключается и в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природоресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Безвозмездный характер землепользования является отличительной чертой данного договора. Таким образом, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком данное право отличается наличием срока использования (так как это временное пользование), от права аренды -отсутствием платы за пользование земельным участком.

При наличии оснований получить земельный участок (за исключением служебных наделов), его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ.

Для этого необходимо подать заявление в уполномоченный орган и заключить с ним договор безвозмездного пользования (п. 1 ст. 39.10, пп. 6, 7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).

Из представленных суду материалов дела следует, что административный истец Медведев С.А. обратился в Управление имущественных отношений администрации МО Апшеронский район с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от (дата)-КЗ (принят ЗС КК (дата)), в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39(10) ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет в составе следующих муниципальных образований: 1) Апшеронский район, и) Черниговское сельское поселение /л.д. 26-28/.

Ответом Управления имущественных отношений администрации МО Апшеронский район от (дата), в предоставлении земельного участка отказано и указано, что «в настоящее время на территории сельских населенных пунктов Апшеронского района отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, возможные для предоставления в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. С учетом отсутствия сформированных земельных участков, пригодных для предоставления в указанных целях, вы вправе самостоятельно инициировать формирование земельного участка (при наличии градостроительной возможности) путем обращения в соответствующий орган местного самоуправления с приложением схемы расположения земельного участка» /л.д. 17-19/.

После получения данного отказа, административный истец обратился с соответствующим заявлением в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ, в администрацию МО Апшеронский район, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории /л.д. 25/.

(дата) за /л.д. 21-22/, /л.д. 23-24/ в адрес административного истца административным ответчиком направлены отказы в виде служебных записок, в которых указано, что в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, одним из основных для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с ч. 12 настоящей статьи. Таким образом, прилагаемая к заявлению схема оформлена не в соответствии с Приказом . Кроме того, отсутствие координат характерных точек границы указанного в заявлении земельного участка не позволяет определить возможность его формирования.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ.

Статьей 39.15 ЗК РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Исследовав и проанализировав содержание ответов в адрес административного истца Медведева С.А., суд приходит к выводу, что данные решения органа местного самоуправления администрации МО Апшеронский район, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку они составлены без учета фактических обстоятельств по делу и норм действующего законодательства РФ, регулирующего имеющие место правоотношения.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что произвольный отказ в предоставлении административному истцу земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», не допускается.

При этом, отказ должен быть должным образом мотивирован и основан на законе, а также содержать в себе все необходимые ссылки на нормы права, правовые и фактические основания к отказу должны быть выражены четко и понятно с целью возможности проверки законности принятого решения.

Отказывая заявителю письмом «О предоставлении земельного участка» от (дата) и ответами от (дата), Управление имущественных отношений администрации МО Апшеронский район ссылается всего лишь на то обстоятельство, что в настоящее время на территории сельских населенных пунктов Апшеронского района отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, возможные для предоставления в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также на служебную записку начальника отдела архитектуры и градостроительства, называя данный документ заключением.

Кроме того, в самой служебной записке указано, что прилагаемая к заявлению схема оформлена не в соответствии с Приказом , однако в ней не указано, какие именно нарушения допущены при подготовке данной схемы. Из приведенных выше доводов следует, что отсутствие у административного истца необходимых документов связано с неправомерными действиями самой администрации, а также с ответами администрации, которые не основаны на законе и подлежит отмене.

С учетом вышеизложенного, отказ администрации МО Апшеронский район в предоставлении заявителю земельного участка, носит сугубо формальный характер и не основан на требованиях действующих нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также не мотивирован.

Ответом административного ответчика об отказе, нарушены права, свободы и законные интересы заявителя, так как Законом Краснодарского края «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от (дата)-КЗ, предусмотрено в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39(10) ЗК РФ, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет в муниципальном образовании Апшеронский район, однако Медведев С.А. не имеет возможности воспользоваться данным правом.

Более того, уполномоченным органом не было вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка, а был предоставлен ответ на заявление в виде служебной записки адресованной начальнику управления имущественных отношений администрации МО Апшеронский район Н., подписанное и от имени начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Апшеронский район Д,, в котором сообщалось об отказе.

В данном случае, согласно ст. 39.18 ЗК РФ, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Таким образом, учитывая, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения административного ответчика, в ходе рассмотрения дела не нашли должного подтверждения и не могут служить основанием для отказа в предоставлении административному истцу Медведеву С.А. земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании решения адм. ответчика незаконным являются правомерными.

Суд не соглашается с доводом административного ответчика, изложенными в представленном возражении.

Такая позиция администрации указывает на заинтересованность, а также на дискриминационный характер принимаемых решений по предоставлению земельных участков и ведет к фактической деградации полезной площади земель и противоречит принципу сохранения целевого использования земельных участков и в конечном счете приводит к зарастанию испрашиваемых земельных участков сорной, кустарниковой растительностью и как результат к зарастанию лесом и исключению таких земель из ЛПХ, сельскохозяйственного оборота.

Суд считает, что администрацией муниципального образования Апшеронский район нарушены требования земельного законодательства о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от 22.12.2021 года -КЗ, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39(10) ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет в составе следующих муниципальных образований: 1) Апшеронский район и др.

Данный Закон разработан в целях возрождения и сохранения малочисленных населенных пунктов, а также вовлечения заброшенных, пустующих земельных участков в оборот для производства сельскохозяйственной и иной продукции и определяет в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам на срок не более чем шесть лет.

Из анализа приведенных положений законодательства следует, что при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование опубликование извещения и проведение публичных процедур не предполагается, поскольку данный порядок носит льготный характер и является упрощенным.

Таким образом, в данном случае законодатель предусмотрел широкие полномочия субъектов РФ по определению соответствующих муниципальных образований, исходя из социально-экономической и демографической ситуации в конкретном регионе, в которых соответствующие земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в связи с чем в Закон Краснодарского края «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» от 22.12.2021 года № 4609-КЗ были включены пять районов Краснодарского края.

При разрешении заявленных требований, суд полагает необходимым руководствоваться разъяснениями, данными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы административного истца, изложенные в административном иске.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, оспариваемые ответы (решения) административного ответчика подлежат признанию незаконными, с возложением на ответчика – как полномочного органа обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое законное, обоснованное и мотивированное решение.

Поскольку Федеральным законом от (дата) № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с (дата), и с этого момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, возможность выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей, после (дата) законом не предусмотрена.

Таким образом, на заинтересованных лиц-заявителей после (дата) не может быть возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, требования административного истца в части обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем совершения действий по подготовке, утверждению и выдаче Медведеву С.А. схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м. и 5000 кв.м., расположенного по <адрес> в соответствии с заявлениями от (дата) вх. , 5639, в рамках рассматриваемого дела удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти (за исключением постановления Федеральной службы судебных приставов), иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

В связи с тем, что административный истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации от (дата) /л.д. 16/, он правомерно обратился в Белореченский районный суд Краснодарского края с настоящим административным иском.

Таким образом, требования административного истца, связанные с оспариванием ответов (решений) административного ответчика администрации муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений) от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу Медведеву Сергею Александровичу земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Иных доказательств суду не представлено.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Руководствуюсь ст. ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Медведева Сергея Александровича к Администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать незаконными ответы (решения) администрации муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений) от (дата), от (дата) и от (дата) об отказе в предоставлении административному истцу Медведеву Сергею Александровичу земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес> предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона <адрес> от (дата)-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

Обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район повторно рассмотреть заявление Медведева Сергея Александровича о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов на основании закона Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4609-КЗ «Об определении муниципальных образований, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

Обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район устранить допущенные нарушения в установленный законом срок.

В остальной части заявленных административных исковых требований отказать.

Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.

Вещественные доказательства по делу отсутствуют.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии <адрес>вого суда через Белореченский районный суд <адрес> в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Решение суда в окончательной форме принято (дата).

Судья