ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2017 от 20.01.2017 Усть-лабинского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Лабинск 20 января 2017 г.

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Ярушевской В.В.,

при секретаре Горяиновой Е.М.,

с участием помощника Краснодарского прокурора

по надзору за соблюдением законов в исправительных

учреждениях Краснодарского края ФИО1,

представителя ФКУ «Исправительная колония № 2

УФСИН по Краснодарскому краю» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального казённого учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по соблюдению требований ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю и обязании устранить допущенные нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края обратился Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального казённого учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по соблюдению требований ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю и обязании устранить допущенные нарушения закона. В обоснование административного искового заявления указано, что проверкой, проведённой Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительный учреждениях Краснодарского края в октябре 2016 года, в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены нарушения в части обеспечения осужденных нормой жилой площади в размере 2 кв.м, создание осужденным бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. При этом на одного человека в среднем приходится менее 1.7 кв. м. Нарушение лимита наполняемости ИК стало допускаться с августа 2016 года.

Бездействие органов и учреждений ФСИН России влечёт нарушение чЛ ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденных положенной нормой жилой площади, и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.07.2015 № 173 «О создании изолированного участка колонии-поселения, изменении вида режима и установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю», которым установлен лимит наполняемости ИК. Вследствие изложенного, осужденные в учреждении подвергаются бесчеловечным условиям содержания, так как вынуждены находиться в стеснённых условиях в помещениях, предназначенных для проживания меньшего количества осужденных. Обращение прокурора в суд вызвано непринятием мер по соблюдению требований ч.1 ст.99 УИК РФ со стороны органов и учреждений ФСИН России.

Бездействия ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю выражаются в непринятии действенных мер по прекращению направления и принятия осужденных сверх установленного лимита, несмотря на наличие информации о переполненности учреждения и нарушении прав осужденных на норму жилой площади. Допущенное бездействие со стороны органов и учреждений ФСИН России нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом. Просит суд признать бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по?Краснодарскому краю, Федерального казённого учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по соблюдению требований ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю незаконным. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю обеспечить соблюдение прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю, на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчёта не менее 2 квадратных метров на одного человека, путём направления части осужденных в другие исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральнойслужбы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю прекратить направление в Федеральное казённое учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю осуждённых сверх установленного лимита наполнения. Обязать ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю запретить принимать осужденных сверх установленного лимита наполнения.

В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края ФИО1, на заявленных исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Краснодарскому краю», в судебном заседании, возражал против удовлетворения административного искового заявления. Пояснил, что по состоянию на 28.12.2016г. в исправительной колонии содержится 1998 осужденных, при лимите наполнения 2012 мест.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные возражения, согласно которых в удовлетворении административного искового заявления просил отказать.

Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России, в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные возражения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, а так же материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ на Генерального прокурора РФ и подчинённых ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.

Статьёй 99 УИК РФ предусмотрено создание осужденным бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади на одного человека устанавливается в размере двух квадратных метров.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительный учреждениях Краснодарского края в октябре 2016 года, в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены нарушения требований ч.1ст. 99 УИК РФ, в части обеспечения осужденных нормой жилой площади в размере 2 кв. м, и создания осужденным бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.07.2015 № 173 «О создании изолированного участка колонии - поселения, изменении вида режима и установлении лимитов» лимит наполняемости ИК установлен не более 2012 человек, однако на момент проверки 20.10.2016 в учреждении содержалось 2168 человек, в связи с чем, вышеуказанные требования закона нарушены, при этом на одного человека в среднем приходится менее 1.7 кв. м. Нарушение лимита наполняемости ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю стало допускаться с августа 2016 года.

Несмотря на переполненность учреждения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю систематически направляются этапы с осужденными. Так, в августе 2016 года в колонию направлено 149 осужденных для дальнейшего отбывания наказания, в сентябре 2016-20 осужденных, в октябре 2016-17 осужденных. За август - октябрь 2016 освобождено из колонии 466 осужденных.

Таким образом, выявленные нарушения ч.1 ст. 99 УИК РФ и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.07.2015 № 173 «О создании изолированного участка колонии-поселения, изменении вида режима и установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю» не устраняются администрацией ИК, УФСИН России п® Краснодарскому краю и ФСИН России на протяжении длительного времени.

Согласно п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 (далее - Положение), одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно требований п. 1,2 и 5 ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) учреждения, исполняющие наказания (далее - ИУ), обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях и осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Бездействие органов и учреждений ФСИН России влечет нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденных положенной нормой жилой площади, и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.07.2015 № 173 «О создании изолированного участка колонии-поселения, изменении вида режима и установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю», которым установлен лимит наполняемости ИК.

Вследствие изложенного, осужденные в учреждении подвергаются непреемлемым условиям содержания, так как вынуждены находиться в стеснённых условиях в помещениях, предназначенных для проживания меньшего количества осужденных.

Бездействия ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю выражаются в непринятии действенных мер по прекращению направления и принятия осужденных сверх установленного лимита, несмотря на наличие информации о переполненности учреждения и нарушении прав осужденных на норму жилой площади.

Допущенное бездействие со стороны органов и учреждений ФСИН России нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защиту и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Круг лиц, в интересах которых обращается прокурор, не представляется возможным индивидуализировать в связи с частотой сменяемости состава лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

Так же судом установлено, что по состоянию на 28.12.2016г. численность осуждённых содержащихся в ФКУ ИК-2 ФСИН России по Краснодарскому краю составляет 1998 человек, что подтверждается справкой исправительного учреждения, а так же копией журнала учёта движения осужденных.

В соответствии с приказом Минюста России от 09.07.2015г. №173 «О создании изолированного участка колонии – поселения, изменения вида режима и установлении лимитов наполнения исправительных учреждений...» в ФКУ ИК-2 УФСИН России установлен лимит наполнения в количестве 2012 мест. Согласно справке от 16.01.2017 №23/ТО/10-69 по состоянию на 16.01.2017 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю отбывают наказание 1993 осужденных.

Таким образом, требования ч. 1 ст. 99 УИК РФ приказа Минюста России от 09.07.2015 № 173 «О создании изолированного участка колонии - поселения, изменении вида режима и установлении лимитов наполнения исправительных учреждений...» в ФКУ ИК-2 УФСИН России Краснодарскому краю соблюдены.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца в части обязания Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное казённое учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю обеспечить соблюдение прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю, на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчёта не менее 2 квадратных метров на одного человека, путём направления части осужденных в другие исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218-227, 291 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального казённого учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по соблюдению требований ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю и обязании устранить допущенные нарушения закона - удовлетворить частично.

Признать бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по?Краснодарскому краю, Федерального казённого учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по соблюдению требований ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю незаконным.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю прекратить направление в Федеральное казённое учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю осуждённых сверх установленного лимита наполнения.

Обязать ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю запретить принимать осужденных сверх установленного лимита наполнения.

В части удовлетворения требований об обязании Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю обеспечить соблюдение прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК №2 УФСИН России по Краснодарскому краю, на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчёта не менее 2 квадратных метров на одного человека, путём направления части осужденных в другие исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Усть-Лабинского районного суда Ярушевская В.В.