ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2030/2022 от 22.06.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2030/2022

55RS0007-01-2022-003190-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности совершить действие,

установил:

ФИО1 в лице представителя ФИО7, действующего на основании доверенности, обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности совершить действие.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец зарегистрирован и фактически проживает в многоквартирном доме с кадастровым номером расположенном по адресу: . В указанном доме в 1989 году ФИО1, как участник боевых действий в получил от организации РТП «Сибирское» , общей площадью 38,9 кв.м. Квартира была приватизирована, в приватизации квартиры участвовали все члены семьи административного истца. Многоквартирный в находится на земельном участке муниципального образования город Омск. Между собственниками квартир сложился порядок землепользования земельным участком, на котором расположен дом.

С целью формирования земельного участка, непосредственно примыкающего к жилому помещению, расположенному по адресу: предоставлении его в собственность, а также с целью формирования земельного участка под указанным многоквартирным домом, административный истец неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Заявления административного истца оставлены без удовлетворения с разъяснением порядка формирования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме ООО «АКИ» был подготовлен межевой план, согласно которого образован земельный участок под многоквартирным домом, в соответствии со сложившимся порядком землепользования, а также с учетом расположения забора. Определены координаты характерных точек определивших границы земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ стороной административного истца в адрес департамента имущественных отношений Администрации города Омска направлено заявление о формировании земельного плана с приложением межевого плана.

ДД.ММ.ГГГГ ответом № ДИО-ОГ/245 департамент имущественных отношений Администрации города Омска отказал административному истцу в формировании земельного участка, дополнительно сообщено, что представленный к заявлению межевой план по образованию земельного участка под многоквартирным домом на в подготовлен без учета требований действующего законодательства, в отсутствии проекта межевания территории.

Считая данный отказ незаконным, ссылаясь на положения Земельного Кодекса Российской Федерации, Градостроительного Кодекса Российской Федерации, указывая на то, что административный истец в течении длительного времени фактически лишен права сформировать испрашиваемый земельный участок в предполагаемый законодателем разумный срок, ФИО1 считает, что происходит нарушение его прав и законных интересов.

С учетом изложенного и уточнения заявленных требований административный истец просит суд признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: , обязать административного ответчика департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска подготовить проект документации о межевании территории, направить на утверждение проект документации о межевании территории, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: , в границах координат характерных точек указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ: обозначение характерных точек границ - обязать административного ответчика департамент имущественных отношений Администрации г. Омска провести работы по формированию земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: , в границах координат характерных точек, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ: обозначение характерных точек границ -

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в последствии по ходатайству представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска процессуальный статус департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска изменен с заинтересованного лица на административного ответчика.

Административный истец ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д. 131, 145). Представитель административного истца ФИО7, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования с учетом уточнений. Настаивал на незаконности действий административных ответчиков по не осуществлению действий по формированию земельного участка под указанным многоквартирным домом. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные ранее в судебных заседаниях, а также доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 105-106). Полагала, что оспариваемый ответ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законности, вынесен с соблюдением установленной процедуры рассмотрения такого рода заявлений. При этом указала, что оспариваемым письмом не отрицается право административного истца на формирование земельного участка под многоквартирным домом, основанием вынесения оспариваемого решения департамента стало отсутствие проекта межевания территории, являющегося документацией по планировке территории, полномочия на изготовление которой закреплены за департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и за Администрацией г. Омска.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат, так как отсутствует проект межевания территории, проект межевания готовится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, департамент не имел и не имеет возможности совершить действия по формированию и осуществлению кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом по в . Представленный межевой план также не может быть принят, поскольку отсутствует межевание территории, в границах которой расположен многоквартирный дом.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 140), ходатайств о рассмотрении дела не заявлено. В представленном в материалы дела письменном отзыве на административное исковое заявление представителем указано, что представленный межевой план по образованию земельного участка под многоквартирным домом по подготовлен без учета требований действующего законодательства и в отсутствии проекта межевания территории (л.д. 61-62).

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные отзывы на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и фактически проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: . Многоквартирный дом имеет кадастровый .

Квартира в указанном доме была предоставлена административному истцу, как участнику боевых действий в . В 1996 году указанная квартира была приватизирована, в подтверждение чего представлен договор передачи жилого помещения в собственность от РТП «Сибирское» на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

При этом многоквартирный дом, в котором расположена данная квартира, располагается на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию город Омск. У жильцов дома с 1989 года сложился порядок пользования примыкающего к дому земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО6 в интересах административного истца обратился в департамент имущественных отношений Администрации с заявлением об организации проведения работ по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом по адресу: , в рамках муниципальной программы города Омска «Управление имуществом в сфере установленных функций» на 2014-2024 г.г., в границах установленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на положения ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», приложив к материалам дела копию паспорта административного истца, копию доверенности, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, копию технического паспорта, копию ответа ДИО Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план.

По результатам рассмотрения данного обращения ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений в адрес представителя административного истца ФИО7, действующего на основании доверенности, направлен ответ № , в котором указано на то, что заявление представителя административного истца рассмотрено. Формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, организовывается департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска посредством заключения муниципальных контрактов в рамках реализации муниципальной программы города Омска «Управление имуществом в сфере установленных функций», утвержденной постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ- 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Принятие решений о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории) отнесены к полномочиям департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. По информации, представленной департаментом архитектуры Администрации г. Омска, разработка проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой , муниципальным заданием, принятым, на основании приказа директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов бюджетного учреждения города Омска «Омскархитектура» не предусмотрена. В условиях предельного дефицита бюджета города Омска на 2022 год запланирована разработка документации по планировке территории для решения первоочередных задач: для строительства объектов дошкольного образования, объект начального и среднего общего образования; формирование территории после сноса аварийных многоквартирных домов; для строительства линейных объектов (автомобильные дороги, магистральные инженерные сети). Дополнительно сообщено о том, что Федеральный закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в положения ЗК РФ, Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и устанавливает возможность образования занимаемого многоквартирным домом земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастров плане территории, которая до ее утверждения подлежит рассмотрению общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности утверждения проекта межевания территории. Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 ЗК или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. Данные положения вступят в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Формирование земельного участка под многоквартирным домом в рамках муниципальной программы возможно обеспечить после утверждения соответствующего проекта межевания территории, либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при условии соответствующего финансирования. Представленный межевой план образованию земельного участка под многоквартирным по подготовлен без учета требований действующего законодательства в отсутствии проекта межевания территории (л.д. 26).

Полагая незаконным ответ административного ответчика, а также незаконным отказ в формировании земельного участка под многоквартирным домом, представитель административного истца обратился в суд.

Оценивая представленные доказательства, в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4).

От имени муниципального образования город Омск функции управление муниципальным имуществом; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с п.п. 17, 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, осуществляет департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

В соответствии с указанным Положением, департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования города Омска. Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.

Департамент имущественных отношений рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия предусмотренные пп. 2, 3 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ.

Кроме того, формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, расположенными на территории г. Омска, организовывается за счет средств бюджета города Омска посредством заключения муниципальных контрактов в рамках реализации мероприятия «Формирование объектов недвижимости при разграничении государственной собственности на землю, для обеспечения муниципальных нужд» подпрограммы «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» муниципальной программы города Омска «Управление имуществом в сфере установленных функций», утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 14.101.2013 № 1166-п.

Участником муниципальной программы, ответственным за реализацию указанного мероприятия, является департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

Применительно к изложенному обжалуемый ответ дан уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий в установленные сроки и с соблюдением установленного порядка.

Доводы представителя административного истца сводятся к несогласию с обоснованием, изложенным в представленном ответе, которым административному истцу по сути отказано в формировании земельного участка под многоквартирным домом, оценивая которые суд полагает необходимым указать следующее.

В п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В силу п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

Согласно представленным материалам административный истец как собственник помещения в многоквартирном доме реализовал свое право требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

В соответствии с положениями ч.ч. 2 – 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ с учетом разъяснений, приведенных в п.п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

По сведениям Управления Росреестра, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, земельный участок, в границах которого располагается многоквартирный жилой в , не сформирован, в Едином государственном реестре на учете не состоит. Доказательств обратному не представлено.

Таким образом, собственники помещений не могут зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок.

Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ).

Согласно п. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.

В данном случае, заявление административного истца, направленное в департамент, являлось основанием для выполнения органом местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

Изложенное свидетельствует о том, что отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, при наличии заявления собственника помещения в многоквартирном жилом доме административный ответчик обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, как следует из представленной переписки, административный истец на протяжении длительного времени с 2020 года, неоднократно обращался в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлениями правовой целью которых являлось формирование земельного участка первоначально непосредственно прилегающего к принадлежащем ему жилому помещению, а впоследствии и под многоквартирным домом (л.д. 12-24).

Кроме того, суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска о том, что осуществление организационно-технического обеспечения деятельности рабочего органа Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а также принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации возложены на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (пп. 9, 11 п. 18 Решения Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска»).

Также, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обеспечивает подготовку проектов муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), о внесении изменений в указанную документацию (пп. 12 п. 18 Положения).

Для осуществления своих задач и функций департамент имеет право выступать от имени Администрации города Омска заказчиком на разработку градостроительной документации (пп. 4 п. 22 Положения).

Принимая во внимание изложенные выше положения уполномоченным органом по принятию решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории) является департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом оснований.

Доводы представителей административных ответчиков об отсутствии финансирования заслуживают внимание. Вместе с тем, надлежащих доказательств приведенных обстоятельств в материалы дела не представлено. Само по себе указание на отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от возложенной законом обязанности.

Таким основанием не является и предусмотренная положениями ч. 8 ст. 45 ГрК РФ возможность осуществления подготовки документации по планировки территории, в том числе внесение в нее изменений, физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Согласно п. 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр (далее - Методические рекомендации), в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия: подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома); провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков); представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

В силу п. 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.

Подготовка проекта межевания территории, в границах которой расположен , предусмотрена не была в рамках выполнения работ по разработке градостроительной документации. Проект межевания территории в рамках указанного муниципального контракта не был разработан и утвержден.

Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что какие-либо действия по подготовке проекта межевания территории не проводились.

При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленных требований в части возложения на административных ответчиков департамент имущественных отношений Администрации г. Омска и департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Дорожная, д. 1, в той части полномочий, которая закреплена за каждым из департаментов применительно к изложенным положениям.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований административного истца в части формирования земельного участка в границах координат характерных точек указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (ч. 9 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

В соответствии с п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

В силу ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (ч. 1).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5).

Результатом разработки и утверждения проектов межевания территории является определение границ застроенных и подлежащих застройке земельных участков, в том числе земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам, подготовка градостроительных планов земельных участков, которые содержат требования к использованию соответствующих земельных участков, в том числе виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со ст. 5.1 и 46 Градостроительного кодекса РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

По состоянию на 23.12.2021 кадастровым инженером был подготовлен межевой план. Работы по формированию земельного участка выполнены согласно договору подряда -фз/зу от ДД.ММ.ГГГГ. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образование земельного участка местоположение которого: . Кадастровые работы по образованию земельного участка выполнены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом местоположения границ смежных земельных участков и границ (ограждений), позволяющих определить местоположение земельного участка на геодезической съёмки. В результате кадастровых работ образован земельный участок площадью 2090 кв.м., категории населенных пунктов с видом разрешенного использования - Малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

Земельный участок расположен в территориальной зоне жилой малоэтажной застройки (Ж-2) с реестровым номером . Решением Омского городского Совета № 318 от 16.06.2021 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области установлены предельные размеры земельных участков малоэтажной многоквартирной застройки в территориальной зоне Ж-2: минимальный - 800 кв.м., максимальный - не установлен.

Вид разрешенного использования и площадь образуемого земельного участка соответствует утвержденным Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Граница земельного участка установлена по существующему на местности ограждению, хозяйственным постройкам и с учетом установленных границ территориальной зоны

На образуемом земельном участке расположено здание 1989 года постройки - многоквартирный дом с кадастровым номером (инвентарный расположенный по адресу: . Количество квартир в многоквартирном доме - 4, кадастровые номера квартир:

Указано, что межевой план подготовлен для предоставления в суд. При этом работы по межеванию территории не проводились, проект межевания территории отсутствует.

Таким образом, является правомерным вывод административного ответчика о том, что представленный с заявлением межевой план по образованию земельного участка под многоквартирном домом по в подготовлен без учета требований действующего законодательства в отсутствие проекта межевания территории.

В приведенной связи, оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска подготовить проект документации о межевании территории, направить на утверждение проект документации о межевании территории, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: , и на департамент имущественных отношений Администрации города Омска провести работы по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: , в границах координат характерных точек, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ: обозначение характерных точек границ подлежат отклонению.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования в части признания незаконным отказа департамента имущественных отношений Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: , возложении на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска совершить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: , подлежат удовлетворению. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: .

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска совершить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: .

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2022 года.