ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2047/2021 от 19.09.2021 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0033-01-2021-003628-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2021 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Князева А.А.

при секретаре Покатовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2047/2021 по административному иску ФИО1 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края, Территориальной избирательной комиссии г. Лесосибирска Красноярского края о признании действий незаконными и обеспечении права на участие в голосовании,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском и просит устранить допущенные нарушения, обеспечить реализацию конституционных избирательных прав, предоставлении возможности проголосовать на федеральном и региональном уровнях выборов. Свои требования административный истец мотивирует тем, что 19 сентября 2021 года обратился на избирательный участок № 525 в г. Лесосибирске Красноярского края для участия в выборах, однако, на избирательном участке частично отказали в реализации конституционного избирательного права ввиду того, что его паспорт не надлежаще оформлен Отделом МВД РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца адвокат Белинская Ю.А. на исковых требованиях настаивали.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Лесосибирска Красноярского края ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что на основании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 17 августа 2021 года № 214/1859-7 избирательный участок № 525 по адресу: <...> определен для проведения голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Учитывая, что истец не имеет регистрации на территории г. Лесосибирска и не включен в список избирателей указанного избирательного участка, в установленном законом порядке выдать избирательный бюллетень административному истцу для голосования по одномандатному избирательному округу № 57 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также бюллетеней для голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва у участковой избирательной комиссии № 525 оснований не имелось. В установленный законом срок истец не обращался с заявлением о включении его в список избирателей. Такое заявление подлежало подаче не позднее 13 сентября 2021 года.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердив позицию административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Лесосибирска Красноярского края. Также пояснил, что с заявлением о включении в список избирателей для голосования по одномандатному избирательному округу № 57 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, для голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва ФИО1 не обращался.

Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Тишевской Г.С., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с главой 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу п. 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.

Согласно статьи 4 Уставного закона Красноярского края от 21.04.2016 года N 10-4435 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории Красноярского края, имеет право избирать депутатов Законодательного Собрания по единому краевому избирательному округу. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного (двухмандатного) избирательного округа, имеет право избирать депутата Законодательного Собрания по данному одномандатному (двухмандатному) избирательному округу. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории Красноярского края не менее чем за три месяца до дня голосования, имеет право избирать депутатов Законодательного Собрания по единому краевому избирательному округу и по одномандатному (двухмандатному) избирательному округу в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания.

Активным избирательным правом согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (п. 2 ст. 17 ФЗ N 67-ФЗ).

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 17 того же закона установлено, что список избирателей составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии (п. 14 ст. 17 ФЗ N 67-ФЗ).

Таким образом, необходимым условием включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства или места пребывания данного гражданина на территории этого избирательного участка, установленного органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными. Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации (пункт 14).

Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Под местом жительства согласно статье 2 названного Закона понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Процедура регистрации граждан установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пункта 2 Правил органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; в городах, поселках, сельских населенных пунктах такими органами являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно «Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (Постановление ЦИК России от 01.07.2021 N 13/108-8), активным избирательным правом по федеральному избирательному округу обладают все граждане Российской Федерации, достигшие на последний день голосования (19 сентября 2021 года) возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными (далее - избиратели). По одномандатному избирательному округу активным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации, достигшие на последний день голосования (19 сентября 2021 года) возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными: если их место жительства расположено на территории этого одномандатного избирательного округа; если они зарегистрированы по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до последнего дня голосования (не позднее 18 июня 2021 года) и подали заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 4.1 статьи 17 Федерального закона N 20-ФЗ для голосования в пределах одномандатного избирательного округа, в котором они зарегистрированы по месту пребывания. В списки избирателей на избирательных участках, образованных на территории Российской Федерации, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Списки избирателей составляются территориальными комиссиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 20-ФЗ, - участковыми комиссиями по форме согласно приложению N 1 к Инструкции. Территориальные комиссии составляют списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку с использованием ГАС "Выборы". Список избирателей состоит из титульного, вкладных и последнего листа для внесения итоговых данных. При разделении списка избирателей на книги используются титульные листы книг. При совмещении дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с днем голосования на выборах членов Совета федеральной территории "Сириус", высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления избирательной комиссией субъекта Российской Федерации может быть принято решение об использовании формы списка избирателей, приведенной в приложении N 2 к Инструкции. Списки избирателей составляются территориальными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 11 дней до последнего дня голосования (не позднее 7 сентября 2021 года), а в случае проведения досрочного голосования групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, - не позднее чем за 21 день до последнего дня голосования (не позднее 28 августа 2021 года). Список избирателей составляется с использованием ГАС "Выборы", за исключением той его части, которая составляется на основании сведений, представленных командиром воинской части, в том числе руководителем военной профессиональной образовательной организации, руководителем военной образовательной организации высшего образования (далее - командир воинской части). Список избирателей составляется территориальной комиссией на основании сведений, представляемых: главой местной администрации; командиром воинской части (в отношении избирателей, проживающих в пределах расположения воинских частей, при голосовании на общих избирательных участках). На основании сведений, содержащихся в территориальном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума, глава местной администрации формирует отдельно по каждому избирательному участку сведения об избирателях, место жительства (в отношении вынужденных переселенцев - место пребывания) которых расположено на территории соответствующего муниципального образования. Сведения об избирателях передаются в территориальную комиссию по акту, форма которого приведена в приложении N 4 к Инструкции, не позднее чем за 30 дней до последнего дня голосования (не позднее 19 августа 2021 года). Должностные лица, указанные в пункте 2.1.3 Инструкции, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации передают информацию об изменениях в сведениях об избирателях в территориальную комиссию за 20 дней до последнего дня голосования (29 августа 2021 года), за 10 и менее дней до последнего дня голосования (с 8 сентября 2021 года) - ежедневно. Избиратель, подавший заявление для участия в дистанционном электронном голосовании, включается в список участников дистанционного электронного голосования в соответствии с порядком, утвержденным ЦИК России. Информация о включении избирателей в список избирателей по месту временного пребывания направляется в порядке, установленном пунктом 2.3.19 Инструкции, в участковую комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, для исключения его из списка избирателей.

В список избирателей на избирательном участке, образованном в месте, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковой комиссией включаются избиратели, подавшие личные письменные заявления о включении в список избирателей не позднее чем в дни голосования, при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. В случае если у избирателя отсутствует регистрация по месту пребывания на территории соответствующего одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до последнего дня голосования (не позднее 18 июня 2021 года), в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный бюллетень по одномандатному избирательному округу, напротив данных об избирателе вносится отметка "Не получает" (п. 2.2.11). Уточнение списка избирателей осуществляется участковой комиссией в период после получения списка избирателей из территориальной комиссии (его составления участковой комиссией в случаях, предусмотренных подразделом 2.2 Инструкции) и до окончания времени голосования. Участковая комиссия начинает работу по ознакомлению избирателей со списком избирателей и дополнительному уточнению списка избирателей, составленного территориальной комиссией, за 10 дней до последнего дня голосования (8 сентября 2021 года), а в случае составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей. Список избирателей уточняется на основании поступивших в участковую комиссию: официальных документов уполномоченных органов и должностных лиц - в соответствии с пунктом 2.3.4 Инструкции; заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, - в соответствии с пунктами 2.3.5 - 2.3.8 Инструкции; сообщений избирателей об изменениях в сведениях об избирателях - в соответствии с пунктом 2.3.9 Инструкции; сведений об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также сведений об избирателях, подавших заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, - в соответствии с пунктом 2.3.10 Инструкции; заявления избирателя о включении в список избирателей по месту временного пребывания - в соответствии с пунктом 2.3.10 Инструкции. Уточнение списка избирателей в связи с подачей заявления избирателя о включении в список избирателей по месту нахождения или по месту временного пребывания, а также заявления для участия в дистанционном электронном голосовании осуществляется на основании: Реестра избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства (в том числе в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании); сведений об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, указанных в пункте 2.3.12 Инструкции; личных письменных заявлений о включении в список избирателей по месту временного пребывания избирателей, находящихся в больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также избирателей из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, избирателей, работающих вахтовым методом; сведений из территориальной комиссии о включении избирателей в список избирателей на другом избирательном участке по месту временного пребывания. Решение о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания принимается участковой комиссией по личному письменному заявлению избирателя, поданному не позднее 14.00 по местному времени дня, предшествующего первому дню голосования (не позднее 14.00 по местному времени 16 сентября 2021 года), при предъявлении гражданином паспорта и при наличии в участковой комиссии представленной по форме, приведенной в приложении N 7 к Инструкции, информации руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, о месте временного пребывания избирателя (п. 2.3.15).

Как установлено в судебном заседании, административный истец ФИО1 не был включен в список избирателей Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края в связи с отсутствием регистрации на территории Российской Федерации, что подтверждено паспортом на имя ФИО1, а представителями ответчика.

Обращаясь в Участковую избирательную комиссию избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края о включении в список избирателей, административный истец ФИО1 представил паспорт серии <данные изъяты><данные изъяты> выданный <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения <данные изъяты>, в котором отсутствуют сведения о регистрации административного истца ФИО1

Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 КАС РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно пункту 16 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.

Согласно пункту 1.4 Порядка подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 25.05.2021 N 7/52-8, избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, зарегистрированные по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня (последнего дня) голосования, вправе подать заявление в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка Заявление может быть подано избирателем, участником референдума лично в пункт приема заявлений (далее - ППЗ) на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума (при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) и единому избирательным округам - на территории единого избирательного округа), а именно:

в любую территориальную комиссию (далее - ТИК), за исключением ТИК, сформированных для руководства деятельностью участковых комиссий (далее - УИК), сформированных на участках, которые образованы на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, и на полярных станциях, - не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования;

в любую УИК, за исключением УИК, сформированных на участках, которые образованы на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, и на полярных станциях, - не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) (при наличии соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченным МФЦ (далее - соглашение о взаимодействии) - не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено образование участков за пределами избирательного округа, округа референдума, заявление может быть подано на территории указанных участков, а также через МФЦ за пределами округа (при наличии соглашения о взаимодействии).

Заявление может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) не ранее чем за 45 дней и не позднее 24.00 по московскому времени за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

Заявление о включении в список избирателей, участников референдума на участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано избирателем, участником референдума, который будет находиться в день (дни) голосования на этом участке, только в УИК, сформированную на том же участке, не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

В случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти сроки подачи заявления устанавливаются нормативным актом ЦИК России, определяющим порядок подачи заявления на соответствующих выборах в федеральные органы государственной власти.

В ходе судебного разбирательства административным истцом ФИО1 не представлено доказательств обращения в указанном порядке с заявлением о включении его в список избирателей при отсутствии регистрации на территории РФ.

Таким образом, суд, проанализировав вышеуказанные нормы права, исходя из установленного законом принципа свободы передвижения гражданина на территории Российской Федерации, права самостоятельно определять место жительства и места своего пребывания, заявительного характера регистрации по месту жительства, учитывая, что административный истец ФИО1, не подтвердив свое место жительства в установленном порядке (регистрация), а соответственно не приобрел активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для включения истца в списки избирателей для голосования по одномандатному избирательному округу № 57 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также бюллетеней для голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.

Соответственно в силу действующего законодательства нарушений прав и охраняемых законом интересов административного истца участковой избирательной комиссией избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 525 г. Лесосибирска Красноярского края, Территориальной избирательной комиссии г. Лесосибирска Красноярского края о признании действий незаконными и обеспечении права на участие в голосовании отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Лесосибирского городского суда А.А. Князев

Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2021 года.