ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2061/20 от 07.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2020 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Берг Олега Викторовича, Берг Дмитрия Олеговича к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, отделу архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района Е.В. Лаврик о признании незаконными действия по оставлению без рассмотрения Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 28.02.2020 г., выразившиеся в письме от 11.03.2020 г. № 167/1208, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе ул. Калараша, КН 23:51:0201001:2891; возложении на администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района обязанности рассмотреть по существу Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 28.02.2020 г.,

УСТАНОВИЛ:

Берг О.В., Берг Д.О. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с административными исковыми требованиями к администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес> Е.В. Лаврик о признании незаконными действия администрации Туапсинского городского поселения <адрес> и начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес> Е.В. Лаврик по оставлению без рассмотрения Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в письме от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> рассмотреть по существу Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивируя заявленные требования, административные истцы указывали в иске, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ Берг О.В. является победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, , и с ним заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

На Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ администрация выдала Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с разрешительными документами на земельном участке возведен объект индивидуального жилищного строительства.

Административными ответчиками письмом от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без рассмотрения Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению административных истцов, указанное решение является незаконным и нарушает право арендатора на использование земельного участка по назначению, указанному в договоре аренды - для строительства индивидуального жилого дома.

Так, по мнению административных истцов, отсутствие в техническом плане указания на комнаты, на что ссылаются административные ответчики, не указано в законе как препятствие для рассмотрения Уведомления и для выдачи Уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Кроме того, в полномочия органа местного самоуправления не входит оценка технического плана, поэтому он не вправе был «открывать» диск с техническим планом и осуществлять его проверку.

Также, исчерпывающий перечень оснований для оставления Уведомления об окончании строительства без рассмотрения, установлен ч. 17 ст. 55 ГрК РФ и не содержит указания на право органа местного самоуправления оставлять уведомление без рассмотрения при наличии у органа местного самоуправления замечаний к техническому плану, поскольку соблюдение требований к техническому плану проверяется органами Росреестра, полномочия которых органы местного самоуправления осуществлять не вправе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле судом в качестве административного ответчика привлечен отдел архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес>.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда <адрес>.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так в материалах дела имеются надлежащие доказательства, свидетельствующие, что административные ответчики о находящемся в производстве суда административном деле надлежащим образом извещены, в том числе и о судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, а также положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Так, об оставлении поданного Уведомления об окончании строительства, административному истцу Бергу О.В. было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного трехмесячного срока. В связи с чем, суд полагает срок на обращение за защитой своих прав административными истцами не пропущенным.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.

Материалами дела установлено.

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Протоколом о подведении итогов аукциона на право заключения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией Туапсинского городского поселения <адрес> (Арендодатель) и Бергом О.В. (Арендатор), был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключаемого по итогам аукциона . Согласно заключенного договора, Арендодатель принял на себя обязательства предоставить Арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома. Срок аренды согласован сторонами до ДД.ММ.ГГГГ.

Между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 1.1 данного договора, стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для регистрации договора аренды, получения разрешения на строительство и последующего выкупа вышеуказанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Берг О.В. представил в администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

На Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства администрация Туапсинского городского поселения <адрес> выдала Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований ч. 16 ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора (часть 16 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ).

На Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ администрация Туапсинского городского поселения <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. , за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес> Е.В. Лаврик, сообщила заявителю Бергу О.В., что поданное им Уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы оставлены без рассмотрения. В качестве обоснования принятого решения административными ответчиками указано, что в результате проведенных проверок в соответствии с п. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ выяснилось, что в представленном техническом плане построенного объекта, который приложен к Уведомлению об окончании строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке, не указаны комнаты и помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанные с их проживанием в таком здании. Решить положительно вопрос о выдаче Уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес> на данный момент не представляется возможным. Бергу О.В. также разъяснено, что оставление Уведомления об окончании строительства без рассмотрения, не препятствует повторному обращению после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

При оценке законности принятого административными ответчиками оспариваемого решения, изложенного в адресованном Бергу О.В. письме от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым руководствоваться разъяснениями, данными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Решение органа государственной власти (местного самоуправлении) должно быть мотивированным, правовые и фактические основания к отказу должны быть выражены четко и понятно с целью возможности проверки законности принятого решения.

Так административными ответчиками указано, что поданное Бергом О.В. Уведомление об окончании строительства было оставлено без рассмотрения.

Основания для возвращения застройщику уведомления об окончании строительства и прилагаемых к нему документы без рассмотрения, с указанием причин возврат, предусмотрены ч. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В оспариваемом отказе административных ответчиков не указано какие именно в уведомлении об окончании строительства не указаны сведения, предусмотренные абзацем первым части 16 статьи 55 ГрК РФ, или отсутствуют документы, перечисленные в пунктах 1- 3 части 16 статьи 55 ГрК РФ, которые до начала рассмотрения Уведомления об окончании строительства по существу являлись бы достаточными для принятия положительного либо отрицательного для заявителя решения: о выдаче Уведомления о соответствии либо не соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства. Так, в качестве основания к оставлению Уведомления без рассмотрения указано на отсутствие в техническом плане помещений вспомогательного использования. Однако, обязательное наличие таких сведений не предусмотрено положениями части 16 статьи 55 ГрК РФ, как указание их в Уведомлении об окончании строительства, так и указание их в прилагаемом техническом плане. Подпунктом 2 части 16 статьи 55 ГрК РФ в качестве обязательного документа предусмотрено представление заявителем технического плана, что последним в данном случае было исполнено.

Результатом оценки выполнения заявителем градостроительных норм и правил при строительстве индивидуального жилого дома, в отношении которого подано Уведомление об окончании строительства, на нарушение которых в данном случае фактически ссылаются административные ответчики, является выдача Уведомления о соответствии либо не соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, а не оставление поданного Уведомления без рассмотрения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что принятое административными ответчиками решение законно не мотивированно, поскольку не содержит в себе указаний на то какие именно сведения и документы, предусмотренные ч. 16 ст. 55 ГрК РФ, не указаны в Уведомлении об окончании строительства и не приложены к нему заявителем Бергом О.В., в связи с чем, законным и обоснованным оно быть признано не может.

Таким образом, отсутствие указания в техническом плане вспомогательных помещений не предусмотрено нормами действующего ГрК РФ в качестве основания препятствующего для рассмотрения поданного Уведомления об окончании строительства «по существу» и выдачи по результатам его рассмотрения соответствующего Уведомления.

В этой части суд полагает также необходимым отметить, что как указано в оспариваемом ответе, решение об оставлении Уведомления без рассмотрения было принято по результатам проведенной проверки в соответствии с п. 19 ст. 55 ГрК РФ.

В соответствии с требованиями ч. 19 ст. 55 ГрК РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Из буквального прочтения указанных правовых норм следует, что результатом предоставления муниципальной услуги по итогам рассмотрения Уведомления об окончании строительства и проведенной в порядке п. 19 ст. 55 ГрК РФ проверки, является направление застройщику уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления, форма которых предусмотрена Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ. /пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», о чем прямо указано в п.п. 5 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ. При этом, указанные правовые нормы по результатам оказанной муниципальной услуги и проведенной проверки документов не предполагают направления заявителю письменного ответа в свободной форме, а равно как и оставления поданного Уведомления без рассмотрения, поскольку фактически такое рассмотрение и проверка органом местного самоуправления проведены. Таким образом, административными ответчиками оспариваемое решение принято с нарушением установленной процедурой формы, что также не может свидетельствовать о его законности.

В этой части суд также полагает необходимым отметить, что как указано ответчиками в оспариваемом решении, решить положительно вопрос о выдаче уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома на данный момент не представляется возможным. Таким образом, по результатам проведенной проверки ответчиком сделан вывод об отсутствии законных оснований к выдаче Уведомления о соответствии. Однако, как было выше указано судом, по результатам принятия такого решения заявителю подлежит выдаче Уведомление о несоответствии. Данное утверждение ответчиков также свидетельствует о несоблюдении последними установленной правовой формы принятия решение по результатам проверки поданных заявителем документов в порядке ч. 19 ст. 55 ГрК РФ. В случае отсутствия, по мнению административных ответчиков, оснований к положительному решению вопроса о выдаче Уведомления о соответствия, со ссылкой на недостатки представленного технического плана, данные доводы должны быть изложены органом местного самоуправления в Уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, согласно требований п.п. 5 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018г. № 340-ФЗ) орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, органу местного самоуправления представлено лишь право проводить проверку фактических параметров индивидуального жилого дома.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ВА/<адрес> "О применении положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" федеральным законом № 218-ФЗ установлено, что технический план подготавливается (ч. 12 ст. 24) и представляется в орган регистрации прав (ч. 4 ст. 21) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

В соответствии с частью 1.2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план.

Технический план, согласно ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ, частям 1, 2 ст. 36, ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» является документом, необходимым для государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Иного назначения технического плана Законом № 218-ФЗ, Законом № 221-ФЗ не предусмотрено.

Поскольку орган местного самоуправления органом кадастрового учета не является, ссылки, в том числе на недостатки технического плана, как основание для оставления без рассмотрения поданного Бергом О.В. Уведомления об окончании строительства, судом законными быть признаны не могут, что указывает на то, что администрация при осуществлении своих полномочий вышла за их пределы. Доказательств проведенного ответчиками фактического осмотра объекта возведенного капитального строительства в материалах дела не имеется, акт осмотра не представлен.

В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм орган каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

Решение вопроса выдать Уведомление о соответствии или не соответствии построенного объекта градостроительным нормам и требованиям, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию Туапсинского городского поселения <адрес>, как уполномоченный на совершение таких действий орган местного самоуправления, обязанность повторно рассмотреть Уведомление Берга О.В. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>.

При этом, суд не усматривает нарушений прав истца Берга Д.О., поскольку за получением Уведомления о соответствии обращался Берг О.В., которому и был адресован оспариваемый ответ. Кроме того, административный истец Берг Д.О. стороной арендных отношений не выступает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения <адрес> Е.В. Лаврик по оставлению без рассмотрения Уведомления Берга Олега Викторовича об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, , выразившиеся в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> обязанность в двадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть Уведомление Берга Олега Викторовича об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, .

Об исполнении решения суда сообщить административному истцу Бергу О.В. и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Бергу Дмитрию Олеговичу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято в установленные законом десять рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печатиДело № 2а-2061/2020 ~ М-1421/2020 (Решение)