Дело № 2а-2062/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(в окончательной формулировке)
г. Каспийск 19 августа 2022 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания – Ахмедовой Х.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Амирханова З.М. к Администрации городского округа «» и Управлению имущественных отношений о признании недействительным распоряжения администрации городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№-р,
У С Т А Н О В И Л :
Амирханов З.М. обратился в суд с указанным административным иском к Администрации ГО «», в обоснование указав что Постановлением Администрации городского округа « от 29.07.2021г. № «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа «» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «», утвержденную Постановлением Администрации городского округа «» № от 13.03.2019г., где под № определено место размещения нестационарного торгового павильона по , возле , павильон кофейня, площадью 30,0 кв.м., сроком до 10 лет.
Топографический план размещения нестационарного торгового объекта (НТО), разработанный кадастровым инженером согласован со всеми городскими энерго поставщиками.
Между Управлением имущественных отношений и Амирхановым З. М. заключен Договор № от 07.09.2021г. на право размещения нестационарного торгового объекта (далее-Договор).
В соответствии с п. 1.1. Амирханову З. М. предоставлено место площадью 30,0 кв.м. для размещения нестационарного торгового объекта - кофейня согласно схемы по адресу: , № на срок с 04.09.2021г. по 04.09.2028г. (на 7 лет).
Амирхановым З. М. приобретена сборная конструкция нестационарного торгового объекта. Планировал осуществить сборку нестационарного торгового объекта на предоставленном месте.
ДД.ММ.ГГГГг. от своего приятеля заявителю стало известно о том, что Распоряжением Администрации городского округа «» от 20.09.2021г. №-р отменен договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа «» № от 07.09.2021г. и внесены изменения в Постановление Администрации городского округа « от 29.07.2021г. № в части исключения п. 294 «, возле », т.е. места размещения нестационарного торгового объекта предоставленного заявителю.
Данное распоряжение считает незаконным не соответствующим установленному гражданским законодательством порядку расторжения договоров и условиям Договора, а также нарушающим права и законные интересы административного истца.
Стороны, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Таким образом, не явившиеся стороны, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствии.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. С этой целью, в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 этого же Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом поднимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ также установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Как предусмотрено Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан утвержденным Приказом Минпромторга РД от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан" (Зарегистрировано в Минюсте РД ДД.ММ.ГГГГ N 5648) схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), с учетом предложений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района или городского округа, органа местного самоуправления внутригородского района, а также предложений, поступивших от населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 октября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.
Схема утверждается муниципальным правовым актом, который подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципального правового акта, а также размещается на официальном сайте местной администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 календарных дней после утверждения (пункт 3.7).
В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения, предусматривающие увеличение количества нестационарных торговых объектов (кроме объектов, осуществляющих деятельность в определенный сезон (время года) по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал.
При этом количество нестационарных торговых объектов, уже включенных в Схему и функционирующих на законных основаниях, не сокращается.
Изменение места нахождения нестационарного торгового объекта, ранее включенного в Схему, или его исключение из Схемы, которое возможно с обязательным предоставлением компенсационного места размещения такого нестационарного торгового объекта не чаще одного раза в год (пункт 3.8).
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что к вопросам местного значения, относится создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 18 Устава представительным органом муниципального образования , обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории , является Собрание депутатов городского округа «».
Пунктом 4 Статьи 18 Устава установлено, что заседание Собрания депутатов городского округа «» считается правомочным, при участии в нем более половины избранных депутатов.
Порядком размещения нестационарных торговых объектов и установления платы за использование в этих целях земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах территории , утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается Администрацией в соответствии с Уставом и настоящим положением в порядке, предусмотренном уполномоченным органом исполнительной власти РД.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа «» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «», утвержденную Постановлением Администрации городского округа «» № от 13.03.2019г., схема дополнена нестационарными торговыми объектами. Дополнением, под №, определено место размещения нестационарного торгового павильона по , возле , павильон кофейня, площадью 30,0 кв.м., сроком до 10 лет.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы сообщения о наличии свободных мест размещения нестационарных торговых объектов с целью заключения договоров на размещение НТО без проведения торгов, где п. 26 предусмотрен павильон по адресу: , возле , площадью 30 кв. м.
Между Управлением имущественных отношений и Амирхановым З. М. заключен Договор № от 07.09.2021г. на право размещения нестационарного торгового объекта (далее-Договор).
В соответствии с п. 1.1. Амирханову З. М. предоставлено право на размещение объекта потребительского рынка – павильона, площадью 30,0 кв.м., для размещения нестационарного торгового объекта – кофейня, по адресу: , № на срок с 04.09.2021г. по 04.09.2028г. (на 7 лет).
Оспариваемым распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявлением технической ошибки, выраженной в размещении стационарного торгового объекта на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , внесены изменения в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ, №, в части исключения п. 294 « , возле » в приложении № к постановлению, отменен договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа «» № от ДД.ММ.ГГГГ с гр. Амирхановым З.М., расположенный по адресу: РФ, РД, (п. 4 Распоряжения).
Как предусмотрено п. 3.8. Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан утвержденным Приказом Минпромторга РД от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан" (Зарегистрировано в Минюсте РД ДД.ММ.ГГГГ N 5648) в Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения, предусматривающие: увеличение количества нестационарных торговых объектов (кроме объектов, осуществляющих деятельность в определенный сезон (время года) по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал. При этом количество нестационарных торговых объектов, уже включенных в Схему и функционирующих на законных основаниях, не сокращается. Таким образом субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.
Порядком размещения нестационарных торговых объектов и установления платы за использование в этих целях земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах территории , утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается Администрацией в соответствии с Уставом и настоящим положением в порядке, предусмотренном уполномоченным органом исполнительной власти РД.
Между тем, Администрацией ГО «» при вынесении оспариваемого распоряжения регламентированный Приказом Минпромторга РД от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ОД, порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, не соблюден.
Кроме того, порядком размещения нестационарных торговых объектов и установления платы за использование в этих целях земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах территории , утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что размещение НТО осуществляется в соответствии с договорами на размещение НТО в местах, определенных Схемой. Договор на размещение НТО является основанием для размещения НТО на соответствующей территории (землях, земельном участке) в порядке, предусмотренном настоящим положением. Договоры на размещение НТО (приложение к настоящему порядку) заключаются по результатам торгов либо, в случаях, установленных настоящим положением, без проведения торгов.
Согласно ч. 1,2 ст. 310 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
В силу положений ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пунктам 4,5 главы 4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов и установления платы за использование в этих целях земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах территории , утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№, действие Договора на размещение нестационарного объекта прекращается досрочно в одностороннем порядке в следующих случаях:
- подача субъектом торговли соответствующего заявления;
- прекращение субъектом торговли в установленном законом порядке своей деятельности;
- неоднократное (два и более раз) неисполнение владельцем нестационарного объекта условий Договора;
- переоборудование (реконструкция) или выявление несоответствия нестационарного объекта проекту (изменение внешнего вида, размеров, площади нестационарного объекта в ходе его эксплуатации,
- невнесение, несвоевременное внесение субъектом торговли платы за размещение в соответствии с условиями Договора;
- принятие органом местного самоуправления решений о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог, в случае если нахождение нестационарного объекта препятствует осуществлению указанных работ, об использовании территории, занимаемой нестационарным объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов, о размещении объектов капитального строительства регионального и муниципального значения.
В случае досрочного прекращения действия Договора Уполномоченный орган в семидневный срок с момента принятия решения о досрочном прекращении действия Договора направляет субъекту торговли соответствующее письменное уведомление любым доступным способом, а так же размещает соответствующее извещение на официальном сайте в сети «Интернет» Администрации ГО «» www. kaspiysk.org.
Как следует из п. 5.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ, он может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке по основаниям предусмотренным Положением, настоящим договором или действующим законодательством.
Пунктом 5.2 Договора предусмотрены случаи прекращения Договора досрочно в одностороннем порядке.
Вышеназванными нормативными положениями и положениями Договора не предусмотрено таких оснований для расторжения договора в одностороннем порядке как выявление технической ошибки.
Вместе с тем, приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ.
При этом в силу статьи 17 данного Федерального закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Кроме того, доказательств того, что земельный участок, на котором располагается нестационарный торговый объект административного истца, является частью территории отнесенной к общему долевому имуществу собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по адресу: .в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным и суд находит административные исковые требования о признании распоряжения недействительным, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Амирханова З.М. к Администрации городского округа «» и Управлению имущественных отношений о признании недействительным распоряжения администрации городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, удовлетворить.
Признать недействительным Распоряжение Администрации городского округа «» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, «Об отмене договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа «» № от 07.09.2021».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий Р.И. Джамалдинова