Дело № 2а-2063(2020) копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Безматерных О.В.,
при секретаре Пермяковой О.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Плисецкого ФИО6 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании распоряжения незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным распоряжения №176 от 27.02.2020 «Об установлении публичного сервитута на части земельных участков».
В обоснование заявленных требований указал, что Распоряжением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № 176 от 27.02.2020 установлен публичный сервитут для эксплуатации существующего линейного объекта ВЛ-10 КВ «Русское поле», фид. Санаторий, сроком на 49 лет, в том числе на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером №. Распоряжение им получено 18.03.2020.
Полагает, что данный публичный сервитут установлен с нарушением положений Земельного кодекса РФ, поскольку приложение к Распоряжению №176 не содержит границ публичного сервитута, содержащего координаты характерных точек границ публичного сервитута, в связи с чем Распоряжение противоречит приказу Минэкономразвития от 10.10.2018 №541 и ч.5 ст.39.47 ЗК РФ и нарушает его право собственности, поскольку создает неопределенность в правовом положении его земельного участка. Просит распоряжение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района №176 от 27.02.2020 признать незаконным.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что его права нарушены, если он будет продавать участок или пытаться получить плату за сервитут, то установить, где находится сервитут, не представится возможность. Публичный сервитут установлен, но не указано, какая именно часть обременена сервитутом. Место описания границ сервитута, содержащие координаты конкретных точек закреплено законом. На него, как на собственника наличие сервитута налагает ограничения. Он имеет право знать какие именно ограничения на него наложены. Сервитут должен быть включен в кадастровую выписку с указанием каждой поворотной точки, а поскольку оспариваемое распоряжение не содержит указанные координаты, поэтому оно является незаконным.
Представитель ответчика ФИО2 действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что распоряжение было принято по ходатайству МРСК для эксплуатации уже существующего линейного объекта ВЛ-10 кВ «Русское поле», фид Санаторий в соответствии с ч.3 ст.3.6 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Согласно технической документации линия ВЛ построена в 1959 года. Право собственности на сооружение зарегистрировано в установленном законом порядке 24.07.2008. То есть сооружение существовало на протяжении длительного периода до вынесения оспариваемого распоряжения. В соответствие со ст.39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута устанавливаются в пределах, не превышающих размере соответствующих охранных зон. При этом публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. В связи с чем, границы сформированы по минимальным размерам земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи. Публичный сервитут установлен в отношении неограниченного круга лиц пользующихся электрической энергией. При этом истец не указывает как конкретно нарушаются его права.
Заинтересованное лицо ФИО3 не согласилась с заявленными истцом требованиями, считает их необоснованными, Распоряжение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № 176 от 27.02.2020 законно и обоснованно. Пояснила, что когда земельный участок приобретался истцом, ЛЭП уже была в собственности у МРСК с 2008 года. ЛЭП является источником повышенной опасности, требует обслуживания, расчеты проводятся специализированной организацией и также указывается площадь. Сервитут устанавливается в рамках закона.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЗемКом» в суд не явился, извещены о рассмотрении дела судебным извещением.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч.3 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Пермский край, <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д.87).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.07.2008 ОАО «МРСК «Урала» на праве собственности принадлежит воздушная линия электроснабжения 10 кВ протяженностью 7 430 км, два кабеля протяженностью 0,930 км и 0,115 км, воздушная линия электроснабжения 0,4 кВ, протяженностью 1,944 км, трансформаторная подстанция 2*630 кВА, назначение, нежилое, адрес объекта: Пермский район, Сылвенское с/п ЛЭП 10кВ и 0,4кВ «Русское поле» (фид.Урал, фид. Санаторий) (л.д.39).
ДД.ММ.ГГГГ Компания ООО «ЗемКом», выполняющая комплекс работ по установлению публичных сервитутов под объектами электросетевого хозяйства филиала ОАО «МРСК Урала»- «Пермэнерго» по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ обратилась с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель для эксплуатации линейного объекта ОАО «МРСК Урала» ВЛ 10кВ «Русское поле», фид.Санаторий в соответствии с ч.3 ст.3.6 Федерального закона от 25.10.2001 №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В обоснование установления публичного сервитута указали, что публичный сервитут в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером № устанавливается в целях размещения существующей линии электропередачи ВЛ-10кВ «Русское поле», фид. Санаторий, которая введена в эксплуатацию в 1993 году, право собственности ОАО «МРСК Урала» зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Для установления публичного сервитута испрашивается площадь 346 кв.м. (л.д.95-97).
27.02.2020 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района вынесено распоряжение об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 59:32:157001:170.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что согласно данным ЕГРН в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 59:32:0000000:13226, принадлежащим на праве собственности ФИО1 внесена запись о незарегистрированных ограничениях и обременениях-публичном сервитуте для эксплуатации существующего линейного объекта ВЛ-10кВ «Русское поле» фид. Санаторий, сроком 49 лет на основании Распоряжения Администрации Пермского муниципального района №176 от 27.02.2020 «Об установлении публичного сервитута на части земельных участков». Согласно прилагаемой к указанному распоряжению схеме утверждены границы публичного сервитута земельных участков, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемое распоряжение не содержит описание границ публичного сервитута, поскольку на основании прилагаемой схемы публичного сервитута (план границ объекта землеустройства) Управлением Росреестра по Пермскому краю утверждены границы публичного сервитута в отношении земельного участка истца, то обстоятельство, что распоряжение не содержит конкретные координаты поворотных точек границ сервитута, прав истца не нарушает.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом распоряжение принято уполномоченным лицом в интересах неограниченного круга лиц, процедура принятия соблюдена, нормам действующего законодательства оспариваемое распоряжение не противоречит, в связи с чем, в том числе при отсутствии доказательств нарушения прав административного истца, основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Плисецкого ФИО7 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании распоряжения № 176 от 27 февраля 2020 года «Об установлении публичного сервитута на части земельных участков» незаконным – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) О.В. Безматерных
Решение в окончательной форме составлено 28 августа 2020 года.
Судья (подпись) О.В. Безматерных
Копия верна:
Судья О.В. Безматерных
Подлинник подшит
в административном деле № 2а-2063/2020
Пермского районного суда
УИД 59RS0008-01-2020-002348-47