РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2020 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2063/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ Исправительная колония № 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю о признании незаконными решений (действий) по постановке штампов, нанесению надписей на книги, находящиеся в личном пользовании, по изъятию юридической литературы,, по включении юридической литературы в ограничительный перечень литературы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в обоснование иска указав, что администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю при проверке книг, находящихся в пользовании осужденных, производит на данные книги постановку штампов, надписей, содержащих наименование исправительного учреждения, дату, подпись члена комиссии и надпись «проверено». Указанный штамп ставится тотально на всю литературу, находящуюся в пользовании осужденного, в том числе на юридическую, религиозную, учебную, художественную литературу. Среди книг, имеющихся в его пользовании, есть редкие и недешевые издания, но их внешний вид данным штампом был испорчен. Книги с указанным штампом уже невозможно отправлять кому-либо в подарок или родственникам в личную библиотеку. Нормы УИК РФ и Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения не содержат требований к постановке штампов, надписей при проверке книг, находящихся в пользовании осужденных, равно как и требования Федерального Законодательства России и нормативные акты. Указание ФСИН России, на которое ссылается ответчик при совершении указанных выше действий, ему не предъявлялось для ознакомления и официально никогда опубликовано не было, что является нарушением требований ст.15 ч.3 Конституции РФ. 10.01.2020 года сотрудники ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю без составления акта изъяли у него юридическую литературу в количестве не менее 14 книг, поскольку посчитали, что данные книги превышают допустимое количество книг, которые могут находится в личном пользовании осужденного. При этом сотрудники действовали на свое усмотрение, пренебрегая его мнением. 12.01.2020 он обратился к начальнику ИК-6 требуя вернуть незаконно изъятую литературу. Однако ответчик сообщением от 12.02.2020 отказал в удовлетворении указанных требований. Таким образом, ответчик создал ситуацию, при которой юридическая литература, касающаяся реализации и защиты прав, подпадает под ограничение в 10 книг. В результате незаконных действий ответчика он испытывает затруднения при обжаловании приговора по уголовному делу и при решении различных вопросов, касающихся защиты прав. В соответствии с многочисленными решениями вышестоящих судом, в том числе решения Верховного Суда РФ от 28.04.2010 №ГКПИ10-238, определения кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 06.07.2010 №КАС10-308, юридическая литература, касающаяся реализации и защиты прав, не может ограничиваться ни весом, ни количеством изданий. Административный истец просит признать незаконными действия по постановке штампов, надписей на все без исключения книги, находящиеся в личном пользовании, по изъятию юридической литературы, в том числе касающейся реализации и защиты прав, по включению юридической литературы, в том числе касающейся реализации и защиты прав, в ограничительный перечень литературы в 10 книг.
Определением суда от 16.03.2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске.
Представитель административных ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные возражения.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления. Выводы суда основаны на следующем.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии со ст.10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
В силу требований ст.95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.
Запрещается получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них.
Осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов. Литература в количестве, превышающем указанное в части четвертой настоящей статьи, сдается осужденным на хранение либо с его согласия передается библиотеке исправительного учреждения в пользование.
В силу ч.3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
На момент спорных правоотношений действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года № 295 (далее - Правила).
Согласно п.17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (Приложение №1).
Пунктом 20 указанного перечня запрещена литература, документы либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года №114-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии со ст.5 указанного закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Приказом ФСИН России №1111 от 24.11.2017 определен перечень мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Данным приказом на территориальные органы ФСИН России возложена обязанность по организации и контролю работы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений экстремистской направленности в подведомственных учреждениях УИС, а также по принятию эффективных мер, направленных на выявление и пресечения каналов поступления на территорию подведомственных учреждений УИС экстремистских материалов, а также вещей и предметов, имеющих отношение к пропаганде, подстрекательству и ведению экстремистской деятельности.
Пунктом 2.19 указанного Приказа на территориальные органы ФСИН России возложена обязанность по организации комиссионных проверок книг, находящихся у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в библиотеках, молельных комнатах, а также в общежитиях отрядов исправительных учреждений, с оформлением соответствующих актов.
Во исполнение Приказа ФСИН России №1111 от 24.11.2017 «Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю №50 от 01.02.2019 утверждена комиссия по цензуре литературы, аудио и видео материалов, поступающих в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, утверждено положение о комиссии по цензуре литературы, аудио и видеоматериалов, поступающих в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержден образец штампа.
В соответствии с Положением о комиссии по цензуре литературы, аудио и видео материалов, поступающих в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю основными целями и задачами комиссии является профилактика и недопущение распространения среди осужденных к лишению свободы экстремистской идеологии, литературы и аудио/видеоматериалов, запрещенных к использованию осужденными. Комиссией организуются ежеквартальные проверки книжного фонда, по результатам которых составляется акт. На литературу, прошедшую проверку и допущенную для использования в утверждении, в обязательном порядке на внутренней стороне первой обложки издания ставится штамп (при его отсутствии отметка лица, проверяющего), которая должна содержать следующие реквизиты (наименование исправительного учреждения, дата проверки, подпись лица, проводившего проверку, фамилия, инициалы, номер протокола). Литература, видео и аудио продукция, изъятая у осужденных, не прошедшая проверку, а также не имеющая оттиска печати в установленных местах, изымается для проверки и передается комиссии для изучения, по результатам которого принимается решение о возможности ее дальнейшего использования в ИУ либо нет. Осужденным разрешено иметь при себе не более 10 экземпляров книг (журналов). В их число не входят учебники, необходимые для обучения осужденных в школе или по специальности. Другую литературу осужденные могут передать в библиотеку ИУ для общего пользования. По результатам проверки вновь поступившей литературы, видео/аудио продукции, составляется АКТ.
Судом установлено, что ФИО1 осужден приговором Иркутского областного суда от 25.01.2010 по п. «а» ч.3 ст.111, ч.1 ст.209, ч.3 ст.30, п.п. «е,ж,з» ч.2 ст.105, п.п. «ж,з» ч.2 ст.105, ч.1 ст.210, ч.1 ст.30, п.п. «ж,з» ч.22 ст.105, ч.4 ст.111, ч.3 ст.222, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванию в исправительной колонии особого режима. С 01.03.2018 ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
10.01.2020 года в ходе административного обхода в камере №65, где содержится осужденный ФИО1, было выявлено, что у осужденного ФИО1 находятся в пользовании книжные издания в количестве 39 штук, 16 из которых не проходили проверку цензором, о чем составлен рапорт старшим инспектором отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
На основании акта от 10.01.2020 года 13 книжных изданий были изъяты и переданы на хранение на склад личных вещей осужденного, 16 книжных изданий передано комиссии для проверки и изучения.
По результатам проверки изъятых книжных изданий комиссией составлен акт от 14.02.2020 года об отсутствии изданий, включенных в перечень, об отсутствии литературы, имеющей признаки наличия экстремистских материалов, либо сомнительного происхождения. Указанный акт подписан членами комиссии. Книжные издания, прошедшие проверку комиссией, сданы на хранение на склад личных вещей осужденного, что подтверждается описью личных вещей от 13.01.2020 года. Копия описи вручена ФИО1, о чем свидетельствует его подпись и не оспаривается стороной истца.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает, что действия административного ответчика по изъятию у ФИО1 книжных изданий (в том числе юридической литературы), превышающих установленное ст.95 УИК РФ допустимое количество экземпляров (10 экземпляров), являются обоснованными.
Доводы административного истца о том, что на юридическую литературу не распространяются требования п.4 ст.95 УИК РФ о допустимом количестве литературы, которая может находится в личном пользовании осужденного, основаны на неверном толковании норм закона и обоснованно ничем не подтверждены, поскольку указанная норма закона не содержит изъятий относительно юридической литературы.
При этом судом принимается во внимание, что действиями административного ответчика по изъятию юридической литературы не нарушаются права осужденного на реализацию и защиту его прав и законных интересов, поскольку в соответствии с п.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденный не лишен права получать юридическую литературу из библиотеки исправительного учреждения. Кроме того, осужденный вправе обратиться с заявлением о замене имеющейся в его личном пользовании литературы, на иную, хранящуюся на складе его личных вещей.
Разрешая требования административного истца о признании незаконными действий административного ответчика по постановке штампов, надписей на все без исключения книги, находящиеся в личном пользовании осужденного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. Выводы суда основаны на следующем.
Во исполнение приказа ФСИН России от 24.11.2017 №1111 «Об организации мероприятий и по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» на территориальные органы ФСИН России возложена обязанность по организации ежеквартальных комиссионных проверок книжного фонда. Во исполнение данного приказа на начальника исправительного учреждения возложена обязанность поручить сотрудникам ИУ (СИЗО) по результатам проверки (при отсутствии признаков принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне первой обложки издания ставить штамп, который должен содержать наименование исправительного учреждения, дату проверки, подпись лица, проводившего проверку, слово «Проверено».
Положением о комиссии по цензуре литературы, аудио и видео материалов, поступающих в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержденным приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю №50 от 01.02.2019, также предусмотрена обязанность члена комиссии проставлять на литературе, прошедшей проверку и допущенной для использования в учреждении, на внутренней стороне первой обложки издания штамп, который должен содержать следующие реквизиты: наименование исправительного учреждения, дата проверки, подпись лица, проводившего проверку, фамилия, инициалы, номер протокола.
Как установлено судом из материалов дела и сторонами не оспаривается, на литературе, прошедшей проверку и допущенной для использования в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, поставляется штамп, который содержит наименование исправительного учреждения, дату проверки, подпись лица, проводившего проверку, его фамилию и инициалы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что действия административного ответчика по проставлению штампов на литературе, прошедшей проверку и допущенной для использования в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, являются законными и обоснованными.
Доводы административного истца о том, что действия административного ответчика основаны на неопубликованном в установленном порядке указании ФСИН России, которое не является нормативным правовым актом, на выводы суда не влияют, поскольку приказ ФСИН России №1111 от 24.11.2017, указание ФСИН России, которыми определен порядок проведения мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в силу закона официальному опубликованию не подлежат.
Кроме того, действиями ответчика по проставлению штампов, надписей на книжных изданиях права и законные интересы административного истца не нарушаются. Доводы административного истца о том, что книжные издания после проставления штампа утрачивают первоначальный внешний вид не свидетельствуют об обратном, поскольку вызваны изменением привычного уклада его жизни, отношений с окружающими в силу отбывания наказания в виде лишения свободы.
Так, согласно Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 378-О "По жалобе гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частями шестой и восьмой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" применение к лицу, совершившему противоправное деяние, такого наказания, как лишение свободы, рассчитано на изменение привычного уклада его жизни, отношений с окружающими и предполагает определенное морально-психологическое воздействие, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Устанавливая в законе меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, дифференцируемых в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также порядок исполнения наказания, федеральный законодатель в отношении осужденных определяет изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные в том числе специальным режимом мест лишения свободы.
С учетом вышеизложенного суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ Исправительная колония № 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю о признании незаконными решений (действий) по постановке штампов, нанесению надписей на книги, находящиеся в личном пользовании осужденного, по изъятию юридической литературы, по включению юридической литературы в ограничительный перечень литературы, которую может иметь в личном пользовании осужденный, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2020 года.