ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-207/2021 от 13.01.2020 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-207/2021

УИД 74RS0038-01-2020-004242-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2020 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Громовой В.Ю.

при секретаре Вадзинска К.Р.

с участием прокурора Мещеряковой О.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными заключений, возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, состоявшихся 11.06.2020 в 12:00 в помещении управляющей компании (<...>), 11.06.2020 в 10:00 в здании дома культуры (<...>), 10.06.2020 в 12:00 в здании «Дом образец» (Челябинская обл., Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60) по рассмотрению проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.06.2020 г., обязать отдел администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области назначить проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Просил также восстановить срок для подачи административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым . 28.03.2013 года Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения № 196 от 28.03.2013 года утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения, Сосновского муниципального района Челябинской области. Сведения о данном генеральном плане опубликованы в газете «Сосновская Нива» и отображены на официальном сайте ФГИС ТП с пометкой действующий. Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области ведется разработка генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения. Проект разрабатываемого генерального плана размещен на официальном сайте ФГИС ТП 27 марта 2020 года. Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области от 13 мая 2020 года № 750 принято Постановление «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области». Согласно данного постановления Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области, были назначены и проведены публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области: 11.06.2020 в 12:00 в помещений управляющей компании расположенном по адресу: <...>, 11.06.2020 в 10:00 в здании дома культуры расположенном по адресу: <...>, 10.06.2020 в 12:00 в здании «Дом образец» расположенном по адресу: Челябинская обл., Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60. Ссылается на то, что публичные слушания были проведены в период действия запрета на проведение массовых мероприятий, установленных Постановлением губернатора Челябинской области в связи с недопущением распространения короновирусной инфекции. Фактически никто не мог присутствовать на данных публичных слушаниях. О том, что вынесено заключение о результатах публичных слушаний узнал 05 сентября 2020 года. Ранее не мог предположить, что администрация может нарушить распоряжение Губернатора и провести публичные слушания.

Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области привлечена в качестве заинтересованного лица определением от 14 октября 2020 года.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела.

Представители ФИО1 - ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области — ФИО4 в судебном заседании требования настоящего иска не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указала, что проведение публичных слушаний было организовано в соответствии с Положением «Об общественных обсуждениях, публичных слушаниях по проектам документов и вопросам в сфере градостроительной деятельности в Сосновском муниципальном районе Челябинской области» процедурой с учетом сложившейся в регионе эпидемиологической обстановки. Заключение от 22 июня 2020 года опубликован в официальном источнике 24 июне 2020 года, в связи с чем срок исковой давности ФИО1 пропущен.

Представитель заинтересованного лица Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Помощник прокурора в судебном заседании дала заключение, в котором указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующим выводам.

Согласно материалов дела 03 марта 2020г. администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области было издано постановление № 274 «О подготовке проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».

23 июля 2020 г. постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 1128 была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий, послуживших основание для подготовки заключения о несогласии с проектом генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Определен состав согласительной комиссии (Приложение № 2 к постановлению № 1128 от 23 июля 2020 г.).

Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 750 от 13 мая 2020г. были назначены публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Указанным постановлением был утвержден порядок и время проведения публичных слушаний: время проведения публичных слушаний в пос. Рощино 11 июня 2020 года в 10-00 часов. Местом проведения слушаний в пос. Рощино определить здание дома культуры, расположенной по адресу: <...>; время проведения публичных слушаний в дер. Казанцево 11 июня 2020 года в 12-00 часов. Местом проведения слушаний в дер. Казанцево определить помещение управляющей компании расположенного по адресу: <...>; время проведения публичных слушаний в дер. Новое поле 10 июня 2020 года в 12-00 часов. Местом проведения слушаний в дер. Новое поле определить здание «Дом образец», расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, дер. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60; организацию и проведение публичных слушаний поручить комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки; экспозиция организована в администрации Рощинского сельского поселения по адресу: <...>; в срок до 25 июня 2020 г. подготовить и передать для опубликования в отдел информационных технологий заключение по результатам публичных слушаний; замечания и предложения по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области для включения их в протокол публичных слушаний принимается комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки по 11 июня 2020 г. включительно.

Информация о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области была размещена в газете «Сосновская Нива» № 20 от 20 мая 2020 года. Указанная информация содержала оповещение о начале публичных слушаний, времени и месте их проведения.

Экспозиция проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области была открыта с 25 мая 20 по 11 июня 2020 г. и была организована в зданиях: администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района (п. Рощино), в помещении управляющей компании – <...>, «Дом образец» - дер. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60 (по 10 июня 2020 г.).

По результатам публичных слушаний в помещении управляющей компании (<...>) 11 июня 2020г. был составлен протокол публичных слушаний по проекту проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

22 июня 2020 г. по результатам публичных слушаний проведенных в помещении управляющей компании (<...>) 11 июня 2020 г. в 12-00 было вынесено заключение, из содержания которого следует, что публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области состоялись, рекомендовано к утверждению «Генеральный план (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».

По результатам публичных слушаний в здании «Дом образец» (Челябинская обл., Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60) 10 июня 2020г. был составлен протокол публичных слушаний по проекту проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

22 июня 2020 г. по результатам публичных слушаний проведенных в здании «Дом образец» (Челябинская обл., Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60) 10 июня 2020 г. в 12-00 было вынесено заключение, из содержания которого следует, что публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области состоялись, рекомендовано к утверждению «Генеральный план (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».

По результатам публичных слушаний в здании дома культуры (<...>) 11 июня 2020г. был составлен протокол публичных слушаний по проекту проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

22 июня 2020 г. по результатам публичных слушаний проведенных в здании дома культуры (<...>) 11 июня 2020 г. в 10-00 было вынесено заключение, из содержания которого следует, что публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области состоялись, рекомендовано к утверждению «Генеральный план (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».

Вышеуказанные заключения были опубликованы в газете «Сосновская Нива» № 26 от 24 июня 2020 года.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая во внимание, что о нарушенном праве административный истец узнал 05 сентября 2020 года, административный иск поступил в суд 12 октября 2020 года, суд приходит к выводу, что срок на подачу административного иска не пропущен.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Процедура проведения публичных слушаний закреплена в части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21 статьи 5.1 указанного Кодекса).

Требования, предъявляемые к заключению о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, содержатся в части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний установлена Положением «Об общественных обсуждениях, публичных слушаниях по проектам документов и вопросам в сфере градостроительной деятельности в Сосновском муниципальном районе Челябинской области», утвержденным Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района пятого созыва от 15.08.2018 года № 453.

В соответствии со ст. 5 Положения, общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой Сосновского муниципального района. В постановлении Главы района о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны в том числе: наименование проекта (вопроса), подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; территория, в отношении которой подготовлен проект, и (или) границы территориальной зоны и (или) земельного участка, указанных в части 2 статьи 3 Положения (далее – территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания); срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; места для проведения экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиций или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформлений протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно ст. 6 Положения оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: опубликовывается в газете «Сосновская Нива», либо «Информационный бюллетень Сосновская Нива» не позднее, чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; распространяется на информационных стендах, оборудованных в администрациях сельских поселений (около здания Администрации района, в местах массового скопления граждан и в иных местах), расположенных на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации. Размещение информационных стендов должно обеспечивать свободный доступ к ним.

Статьей 8 Положения предусмотрен порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и консультирования посетителей экспозиции указанного проекта.

Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, с учетом положений вышеуказанных норм, проверив процедуру проведения публичных слушаний, приходит к выводу о соблюдении порядка организации и проведения публичных слушаний по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, законности заключений административного ответчика о результатах публичных слушаний, итоговых протоколов публичных слушаний.

Из материалов дела следует, что оповещение о проведении публичных слушаний было своевременно опубликовано в газете «Сосновская Нива».

В ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что он был лишен возможности вносить предложения к проекту внесения изменений в проект генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, так как предложения он мог подать и в письменном виде, что соответствует п. 3 постановления № от 03 марта 2020 года, чего административным истцом сделано не было, т.к. он указал, что желал бы изложить устно в ходе проведения собрания участников публичных слушаний, но в связи с ограничительными мерами сделать не смог. В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что заявлений от административного истца с предложениями о внесении изменений в проект генерального плана не поступало, в том числе и по электронной почте и посредством почтового отправления.

Кроме того, из письма Администрации Рощинского сельского поселения от 08 декабря 2020 года следует, что в связи с введением ограничений из-за угрозы распространения в Челябинской области короновирусной инфекции обозрение экспозиции проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области проходило с соблюдением ограничительных мер с обязательным использованием масок и обработкой рук дезинфицирующим раствором – не более двух человек. Публичные слушания по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области проводились с соблюдением ограничительных мер с обязательным использованием масок, обработкой рук дезинфицирующим раствором, с соблюдением социальной дистанции 1,5 метра: 10 июня 2020 года в здании «Дом-образец» (Челябинская область, Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60), 11 июня 2020 года в помещении управляющей компании (<...>), 11 июня 2020 года в здании дома культуры (<...>).

Таким образом, доступ в помещения, где проводились публичные слушания был обеспечен для всех заинтересованных лиц, в том числе и административного истца с учетом ограничительных мер.

Согласно п. 15 ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Оспариваемое заключение о результатах публичных слушаний, не имеет властно-обязывающего характера и не порождает для административного истца правовых последствий.

Кроме того, суд отмечает, что вопреки доводам административного истца заключение о результатах публичных слушаний не является решением властно-распорядительного характера, в связи с чем не может быть самостоятельным предметом оспаривания в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оспариваемое заключение носит рекомендательный характер, не порождает каких-либо прав и обязанностей административного истца, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает его права и законные интересы.

В нарушение требований пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств нарушения прав оспариваемыми актами, действиями, несмотря на то, что такая обязанность возложена на него.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного истца, указанных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Рассматривая настоящий спор, суд исходит из того, что публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативным правовым актом администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, опубликование и распространение оповещения о проведении публичных слушаний осуществлены в установленном порядке. Административным ответчиком были созданы необходимые и установленные законом условия для реализации прав административного истца на участие в публичных слушаниях. В связи с чем, решение, принятое на публичных слушаниях, не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца, и, следовательно, не может нарушать его прав, и в случае несогласия с процедурными особенностями проведения публичных слушаний, а потому в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными заключений о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, состоявшихся 11.06.2020 в 12:00 в помещении управляющей компании (<...>), 11.06.2020 в 10:00 в здании дома культуры (<...>), 10.06.2020 в 12:00 в здании «Дом образец» (Челябинская обл., Сосновский район, д. Новое поле, ул. 1 Мая, д.60) по рассмотрению проекта генерального плана (корректировка) Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.06.2020 г., возложении обязанности назначить проведение публичных слушаний, - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.Ю.Громова

Мотивированное решение суда составлено 20 января 2021 года.

Председательствующий В.Ю.Громова