ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/2032-2020 от 10.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-20/32-2020 г.

46RS0030-01-2019-012794-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2020 года г.Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска Дмитричевой В.М.,

при секретаре Шульгиной Д.В.,

с участием представителей истцов ФИО1, ФИО6 по доверенности Ильной Н.В., ФИО7

Представителя административного ответчика Администрации г. Курска по доверенности ФИО8

Представителя заинтересованного лица Государственной инспекция строительного надзора Курской области по доверенности ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО6 к Администрации г. Курска о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое недействительным

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО6, через своего представителя ФИО10 обратились в суд с административным иском к Администрации г. Курска в котором просил признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое., мотивируя свои требования тем, что ФИО1, ФИО6 являются собственниками нежилого помещения XVI площадью 76,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенного на 10-м этаже по адресу: <адрес>. Истцы обратились в Администрацию г. Курска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, предоставив необходимый пакет документов, для перевода вышеуказанного нежилого помещения в жилое. Постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в переводе нежилого помещения в жилое. Считая данный отказ незаконным, истцы обратились в суд с административным иском.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц Главное управление МЧС России по Курской области, АУ Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области», ООО Компания «Инвестпродукт (ООО «Агропромсервис»), Государственная инспекция строительного надзора Курской области.

В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО6 не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители истцов по доверенности ФИО10, ФИО7 административное исковое заявление просили удовлетворить, признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое по основаниям, указанным в административном иске. Представили также письменную позицию по делу.

Представитель административного ответчика Администрации г. Курска по доверенности ФИО8 в судебном заседании просила в иске отказать, отметив, что оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое вынесено в соответствии с законом, оснований для его отмены не имеется. Спорное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции строительного надзора Курской области по доверенности ФИО9 просила в иске отказать.

Представитель Главного управления МЧС России по Курской области ФИО11 просила в иске отказать.

Представители АУ Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области», ООО Компания «Инвестпродукт (ООО «Агропромсервис») в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 3 КАС Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 62 КАС Российской Федерации, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

При этом в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

На основании решения Курского городского Собрания от 02.04.2019 N 76-6-РС, органом, осуществляющим перевод жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения, согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме в городе Курске, является Администрация города Курска.

Согласно положениям ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В частности, в силу п.п.9, 12, 13 указанного Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

Также указанным Положением предусмотрены и иные требования, которым должно соответствовать жилое помещение.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ определено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу ч. 2 указанной правовой нормы решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

При этом, исходя из правовых норм жилищного законодательства, уполномоченным органом могут приниматься решение о переводе нежилого помещения в жилое либо решение об отказе в таком переводе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ФИО6 являются собственниками нежилого помещения XVI площадью 76,4 кв.м, с кадастровым номером , расположенного на 10-м этаже по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

При рассмотрении дела также установлено, что ФИО5ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о переводе нежилого помещения XVI площадью 76,4 кв.м, с кадастровым номером расположенного на 10-м этаже по адресу: <адрес> жилое. Также заявителем было предоставлено экспертное исследование , подготовленное ИП ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Курска было отказано о переводе нежилого помещения в жилое, поскольку высота здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в котором находится переводимое помещение с кадастровым номером , согласно техническому паспорту на жилой дом составляет 35,75 м, здание согласно данным публичной кадастровой карты является 11 этажным, то размещение жилых помещений выше 28 метров приведет к нарушению Федерального закона от 22.07.2008 года №123 ФЗ «Технической регламент о пожарной безопасности», Федерального закона от 3012.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы, СП 54.13330.2016 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003. Согласно техническому паспорту на переводимое нежилое помещение в помещении отсутствуют инженерные коммуникации, вентиляционные коробы, что не допускается в силу СП 54.13330.2016 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», СанПиН 2.1.2.2645-10». Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Переводимое помещение с кадастровым номером не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В документах, представленных заявителем, содержатся недостоверные сведения.

В соответствии с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009 высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

В силу пункта 3.53 СП 4.13130.2013 этаж технический - это этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не является.

Согласно пункт 8.1 СП 4.13130.2013 "Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: - с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров; - со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

Федеральным законом №123 от 02.07.2008 г "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что незадымляемые лестничные клетки в зависимости от способа защиты от задымления при пожаре подразделяются на типы, в том числе, если высота здания более 28 м, то следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки, как правило, типа Н1- лестничные клетки с входом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам;

В силу пункта 6.2 таблицы Норм пожарной безопасности в Российской Федерации НПБ 110-03, (Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации") жилые здания высотой более 28 м оборудуются автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади.

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: в том числе 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

Как следует из материалов дела, в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ указано, что разрешен ввод в эксплуатацию построенного жилого дома со встроенными административными помещениями: магазином и парикмахерской, расположенной по адресу: Курск, <адрес>.

Многоквартирный дом по <адрес> является зданием класса функциональной пожарной опасности согласно пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"- Ф1.3

Для решения вопроса о том, будут ли соблюдены требования противопожарной безопасности при переводе спорного помещения из нежилого в жилое, определения высоты расположения этажа, где находится спорное нежилое помещение, была назначена судебная пожарно-техническая экспертиза.

Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при непосредственном осмотре установлено, что нежилое помещение XVI расположено на 11 этаже. В соответствии с техническим паспортом на 10 этаже объекта размещается одно помещение (XVIII для размещения инженерного оборудования, в силу технического паспорта 10-й этаж не является техническим этажом, предназначенным для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций.

По результатам измерений установлено, что высота расположения этажа объекта, на котором находится нежилое помещение XVI в помещении 1-29,939 м, 29,776 м, в помещении 2 -29,573 м. В соответствии с техническим паспортом на 10 этаже размещается помещение XVIII для размещения инженерного оборудования (пом.1-машинное отделение). 10 этаж не является техническим этажом для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций.

Также установлено, в здании объекта не предусмотрены незадымляемые лестничные клетки типа Н1, Н2, Н3, не устроены лифты, обеспечивающие транспортирование пожарных подразделений. Жилое здание объекта не защищено АУПС, не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции, не предусмотрена подача наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции.

Доводы представителя административных истцов о том, что выводы эксперта ФИО3, изложенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ носят правовой характер и правового значения по делу не имеют, а также измерение высоты этажа экспертом определялись с помощью лазерного дальномера не понятно каким образом являются не состоятельными. Проведенная по делу судебная экспертиза отвечает требованиям закона, она проведена надлежащим лицом, который обладает специальными знаниями, назначена в порядке, установленном КАС РФ для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Квалификация и объективность проводившего экспертное исследование эксперта сомнений не вызывает, он имеет необходимый стаж работы, эксперт имеет длительный практический стаж работы пожарно-технического профиля в подразделениях Государственной противопожарной службы. Перед началом проведения исследований эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем дал подписку, оснований не доверять эксперту в силу его заинтересованности в исходе дела, либо недостаточной компетентности, не имеется. Заключение является мотивированным и четким, ясным, полным, объективным, определенным, не имеющим противоречий, подтверждено материалами дела. Выводы эксперта объективны, сделаны на основании непосредственного осмотра нежилого помещения, имеются ссылки на источники информации, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, имеет научную и практическую основу, основано на положениях, дающих возможность проверить достоверность сделанных выводов. Выводы эксперта, изложенные в заключение судебной экспертизы, сомнений в их правильности у суда не вызывают, имеют однозначное толкование.

Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения суду не представлено, таковым не может являться представленное истцами мнение (сообщение) ИП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключение кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные специалисты не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

В соответствии с со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконным решения органа, наделенного публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется, в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано незаконным.

Поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено надлежащим лицом, в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав административных истцов не допущено, оснований для удовлетворения требований ФИО1, ФИО6 не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

В силу пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Определением Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная пожарно-техническая экспертиза. Обязанность по предварительной оплате экспертизы возложена на Администрацию г. Курска. В суд поступило заявление от эксперта ООО «Эксперт-Авто» об оплате экспертизе в сумме 40000 рублей. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ФИО1, ФИО6 в солидарном порядке судебные расходы, связанные оплатой судебной экспертизы в размере 40000 рублей в пользу ООО «Эксперт-Авто».

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО6 к Администрации г. Курска о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое недействительным отказать

Взыскать с ФИО1, ФИО6 в солидарном порядке судебные расходы, связанные оплатой судебной экспертизы в размере 40000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 20.03.2020 года.

Судья: /подпись/.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>