РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2018 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Нестюрине Е.И.,
с участием: административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2113/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному агентству научных организаций о признании решения незаконным, устранении нарушений прав,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился ФИО1 с административным исковым заявлением к Федеральному агентству научных организаций (далее – ФАНО России) о признании решения незаконным, устранении нарушений прав.
В основание административного иска ФИО1 указал, что в п.44 стр. 86 программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена>, указана тема фундаментальных научных исследований «Природа химической связи», которая финансируется за счет средств федерального бюджета (приложение <Номер обезличен> стр.246 распоряжения).
<Дата обезличена> ФИО1 обратился в ФАНО России с запросом о предоставлении сведений о научных учреждениях отделения химии и новых материалов Российской академии наук, которые являются получателями бюджетных средств, выделенных в рамках данной программы, в каких объемах.
В ответе на запрос от <Дата обезличена> исх.<Номер обезличен>.2-09/52, подписанном начальником управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФИО2, административный ответчик от предоставления сведений фактически уклонился и запрашиваемой информации не предоставил.
ФАНО России, по мнению административного истца, допустил нарушение требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.п. 5.13, 5.15 Положения о ФАНО России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, не предоставил ему ответ по существу вопросов, поставленных в обращении.
В связи с чем ФИО1 просит суд признать незаконным решение ФАНО России – ответ на запрос от <Дата обезличена> исх.<Номер обезличен>.2-09/52 об отказе в предоставлении информации о расходовании бюджетных средств, возложить на ФАНО России обязанность предоставить ФИО1 в месячный срок информацию о научных учреждениях отделения химии и новых материалов РАН, которые являются получателями бюджетных средств, выделенных по программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы по теме «Природа химической связи».
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.
Представитель административного ответчика ФАНО России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, в возражениях на административный иск просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку ответ на обращение ФИО1 предоставлен, нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного ответчика ФАНО России в соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ, поскольку его явка в суд не является и не признана судом обязательной.
Суд, выслушав административного истца ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, рассмотрев административные исковые требования ФИО1, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, после получения ответа от <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом требований ст.ст.92, 93 КАС РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФАНО России упразднено, его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
При этом, согласно сведениям ЕГРЮЛ на момент рассмотрения настоящего дела ФАНО России не ликвидировано, правопреемство не произведено, оно имеет статус юридического лица, в связи с чем суд рассматривает настоящее дело к данному административному ответчику.
В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1, 3, 6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
На основании п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п.п.1, 4, 5 ч.1, ч.3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с п.п. 5.13, 5.15 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 №959 «"О Федеральном агентстве научных организаций», ФАНО России осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Как установлено в ходе судебного разбирательства <Дата обезличена> ФИО1 обратился в ФАНО России с запросом о предоставлении сведений о научных учреждениях ОХНМ РАН, являющихся получателями бюджетных средств по теме «Природа химических связей» и сведений об объемах данного финансирования.
Согласно ответу ФАНО России <Номер обезличен>.2-09/52 от <Дата обезличена> обращение ФИО1 рассмотрено по существу, ему предоставлен ответ, из которого следует, что ФАНО России является главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета по подведомственным учреждениям и финансирует фундаментальные исследования подведомственных научных организаций в рамках государственных заданий согласно Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» научное обеспечение находится в компетенции ФГБУ «Российская академия наук» (далее - РАН).
Проведение экспертизы с анализом содержания тем научных исследованийнаучных организаций, а также соотнесения названий и содержания работы с темой «Природа химической связи» не входит в компетенцию ФАНО России, которое перечисляет средства федерального бюджета на выполнение государственного задания в подведомственные организации после утверждения РАН планов научно-исследовательских работ, являющихся неотъемлемой частью государственного задания.
Также ФИО1 разъяснено, что в соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденном приказом Минфина России от 21.07.2011 №86н, интересующая его информация должна размещаться на официальном сайте для размещения информации об учреждениях www.bus.gov.ru, ответственным за обеспечение работы которого было назначено Федеральное казначейство. В связи с чем он вправе получить информацию о величине бюджетного финансирования в рамках государственного задания с указанного официального сайта. Список научных организаций, относящихся к Отделению химии, наук и материалов РАН размещен на информационной странице ОХНМ РАН в сети Интернет.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, не согласен с содержанием данного ответа, и желает получить ответ, из которого будет установлен объем и субъекты получателей бюджетных средств по программе фундаментальных научных исследований государственной академии наук на 2013-2020 годы по теме «Природа химической связи», поскольку, как следует из его объяснений, мониторинг указанных сайтов показал, что данная информация там фактически отсутствует.
Анализ оспариваемого решения показывает, что обращение ФИО1 рассмотрено по существу административным ответчиком, дан ответ, в котором разъяснен порядок реализации права на получение информации.
В соответствии с пп.пп. 6, 7, 9, 10 п.3.3, п.3.5 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению следующие документы: план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения; государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ); отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;
Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. В случае, если такие документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы подлежат размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством информационного взаимодействия официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с государственными и (или) муниципальными информационными системами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.
Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011 №86н. Размещение информации об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru (далее - официальный сайт) и ведение указанного сайта обеспечивает Федеральное казначейство.
Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов, в том числе: государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ); плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений); годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации; отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.
На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее - структурированная информация об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по следующим разделам, в том числе: информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении; информация о плане финансово-хозяйственной деятельности; информация об операциях с целевыми средствами из бюджета; информация о показателях бюджетной сметы; информация о результатах деятельности и об использовании имущества; информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения (п.п. 1, 3, 6, 7 Порядка).
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".
В судебном заседании нарушения прав и законных интересов ФИО1 не установлено, его обращение рассмотрено уполномоченным лицом, в установленные сроки, ФИО1 предоставлены сведения о порядке получения интересующей его информации, в том числе в сети «Интернет».
При этом суд учитывает, что не размещение информации на сайте www.bus.gov.ru, ином сайте либо невозможность ее получить самостоятельно административным истцом не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку не входит в полномочия административного ответчика, а относится к компетенции государственного научного учреждения в части предоставления и размещения необходимой информации на сайте, а в части контроля за обеспечением работы сайта – к компетенции Федерального казначейства.
Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 27, 33, 45, Конституции РФ, ст.ст. 4, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст. 5, 8, 9, 10, Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч.3 ст.20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», п.3.3, п.3.5 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 5.13, 5.15 Положения о ФАНО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2013 № 959, п.п. 1, 3, 6, 7 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 №86н, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, обращение которого рассмотрено по существу, ему предоставлен ответ с соблюдением требований закона, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 о признании решения незаконным, устранении нарушений прав путем возложения обязанности по представлению ответа на обращение удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Федеральному агентству научных организаций о признании решения незаконным, устранении нарушений прав отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет составлено 05 июня 2018 года.
Председательствующий: Латыпов Р.Р.