ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2114/20 от 13.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2114/2020

УИД: 59RS0004-01-2020-001076-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца Шаховой Т.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ОАО «МРСК-Урала» - Невиницыной Е.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чевтаевой Натальи Геннадьевны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании распоряжения незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации г. Перми – начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми ФИО4 вынесено распоряжение об установлении публичного сервитута в отдельных целях, которым установлен публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> на ДД.ММ.ГГГГ лет для использования в целях размещения (эксплуатации) линейного объекта ВЛ-35 кВ «Голованы-Река», цепь 1,2 входящего в состав электросетевого комплекса ЭСК «Транзит-35-1», принадлежащего ОАО « МРСК-Урала» на праве собственности, которое подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, площадью <данные изъяты>., согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. О возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером собственнику не было известно. О принятом решении ФИО1 узнала только после направления ей копии обжалуемого распоряжения. Указывает, что исходя из сведений публичной карты, соседний земельный участок находится в муниципальной собственности, следовательно, орган местного самоуправления имел возможность установить публичный сервитут вне границ земельного участка, находящегося в собственности. Кроме того, установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером в указанных в обжалуемом распоряжении границах необоснованно и затрудняет пользование земельным участком в полной мере, поскольку в указанном месте имеются насаждения, используемые для собственных нужд собственника.

ФИО1 просит признать распоряжение заместителя главы администрации г. Перми – начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <Адрес> незаконным.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ОАО «МРСК-Урала» и Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (л.д. 62-63).

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что административным ответчиком не соблюдена процедура установления сервитута.

Представитель административного ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, также предоставил письменные возражения относительно заявленных требований, из содержания которых следует, что распоряжение заместителя главы администрации г. Перми – начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ издано на основании ст. 39.37, 39.43 Земельного кодекса РФ, ст. 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайства ОАО «МРСК-Урала» об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении положения о Департаменте земельных отношений администрации <Адрес>» утверждено Положение о Департаменте. Согласно п. 3.1.4 к функциям Департамента относится принятие решения об установлении публичного сервитута в отдельных целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, решения о прекращении публичного сервитута в отдельных целях, в установленном действующим законодательством порядке. Публичный сервитут устанавливается на основании ч. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ в целях эксплуатации существующей воздушной линии электропередачи ВЛ-35 кВ «Голованы-Река». Цепь 3 1.2. ЭСК «Транзит 35-1». Данная линия электропередачи введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ОАО «МРСК-Урала» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия сервитута ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 39.41 Земельного кодекса РФ границы публичного сервитута устанавливаются в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. При этом публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. В связи с чем, границы публичного сервитута сформированы по минимальным размерам земельных участков для эксплуатации воздушных линий электропередачи, согласно правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, распоряжение заместителя главы администрации г. Перми – начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ законно, обосновано, принято в рамках полномочий, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований отказать (л.д. 22-23).

Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК-Урала» в судебном заседании с доводами административного искового заявления не согласилась. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в возражениях Департамента земельных отношений администрации г. Перми. Дополнительно суду пояснила, что при установлении сервитута полностью соблюдена установленная законом процедура, сервитут установлен для эксплуатации уже существующего линейного объекта, который введен в эксплуатацию еще в 1970-х годах.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 39 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми", утверждено соответствующее Положение.

В силу п. 3.1.4 Положения, в области осуществления полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена Департамент заключает соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно ст. 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п. п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Земельным кодексом РФ определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для: использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения) (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).

Согласно ст. 39.39 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

2. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.

3. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

4. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В соответствии со ст. 39.43 Земельного кодекса РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:

1) цель установления публичного сервитута;

2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;

3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;

4) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков;

5) срок публичного сервитута;

6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);

7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами;

8) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;

9) порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.

5. Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

6. В случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения, публичный сервитут устанавливается в целях размещения такого инженерного сооружения.

7. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, копия решения об установлении публичного сервитута размещается также в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома, или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);

4) направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;

5) направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

8. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со ст. 39.41 Земельного кодекса РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

6. Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

7. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, расположенный по адресу: <Адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МСРК-Урала» обратилось в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми с ходатайством об установлении публичного сервитута (л.д. 79-81, 123-124).

Из содержания ходатайства ОАО «МРСК-Урала» следует, что заинтересованное лицо просит установить публичный сервитут в целях эксплуатации существующей воздушной линии электропередачи ВЛ-35 кВ «Голованы-Река». Цепь 3 1.2. ЭСК «Транзит 35-1».

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации г. Перми – начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми издано распоряжение об установлении публичного сервитута в отдельных целях в отношении, в том числе, земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <Адрес>, на срок 49 лет для использования в целях (эксплуатации) линейного объекта ВЛ-35 кВ «Голованы-Река», цепь 1,2 входящего в состав электросетевого комплекса ЭСК «Транзит-35-1», принадлежащего ОАО « МРСК-Урала» на праве собственности. Также утверждены границы публичного сервитута в отдельных целях (л.д. 82,83).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил в адрес ФИО1 уведомление об установлении публичного сервитута (л.д. 137).

Из содержания свидетельства о государственной регистрации права следует, что линейный объект ВЛ-35 кВ «Голованы-Река», цепь 1,2 входящий в состав электросетевого комплекса ЭСК «Транзит-35-1» с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ОАО «МРСК-Урала» (л.д. 84,125).

При этом, из содержания технического паспорта электросетевого комплекса (ЭСК) «Транзит 35-1» следует, что указанная линия электропередачи введена в эксплуатацию в 1971 году (л.д. 85-92,93, 128-131).

Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями, содержащимися в справке по градостроительным условиям участка, расположенного в Орджоникидзевском районе г. Перми, общей площадью <данные изъяты> (л.д. 109-119), а также выпиской из Единого государственного реестра прав (л.д. 131 оборот-136).

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1 оспариваемым распоряжением не установлено.

Проанализировав совокупность собранных по делу доказательств, с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом распоряжение принято уполномоченным лицом Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пределах своих полномочий, процедура принятия соблюдена, нормам действующего законодательства оспариваемое Распоряжение не противоречит.

Вопреки доводам административного истца, публичный сервитут установлен не с целью установки линейного объекта ВЛ-35 кВ «Голованы-Река», цепь 1,2 входящего в состав электросетевого комплекса ЭСК «Транзит-35-1», принадлежащего ОАО « МРСК-Урала», а с целью его обслуживания.

Кроме того, на момент приобретения земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 достоверно знала и не оспаривала в судебном заседании факт нахождения уже на тот период времени на территории принадлежащего ей земельного участка линейного объекта.

Таким образом, суд полагает, что установление сервитута через земельный участок с кадастровым номером является наименее обременительным и наиболее оптимальным вариантом, доказательств обратного со стороны административного истца не представлено. Доводы административного истца о том, что имеются иные варианты для установления сервитута, являются голословными, документально не подтверждены.

Иные доводы ФИО1 о незаконности оспариваемого распоряжения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об установлении публичного сервитута в отдельных целях в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, в том числе по несоблюдения процедуры, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 данного Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленное ходатайство ОАО «МРСК Урала» об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы соответствуют требованиям закона, а само установление публичного сервитута в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка отвечает целям, указанным в пункте 5 статьи 39.39 ЗК РФ - для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений.

Также суд приходит к выводу о том, что с учетом установленных Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", размеров охранных зон и расположения линейного объекта относительно земельного участка административного истца, ее права на использование принадлежащего ей земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования не нарушаются.

Поскольку судом не установлено нарушение прав ФИО1 оспариваемым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют и основания для признания его незаконным.

Кроме того, согласно ч. 9 ст.39.43 ЗК РФ, решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в пункте 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который:

1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта) (п. 8 ст. 39.47 ЗК РФ).

Копия распоряжения об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ письмом .

В суд с административным исковым заявлением ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного 30-дневного срока для оспаривания решения об установлении публичного сервитута, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований ФИО1 о признании распоряжения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об установлении публичного сервитута в отдельных целях в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Чевтаевой Натальи Геннадьевны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения заместителя главы администрации г. Перми – Начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми Немировой О.В. № 1595 от 15.11.2019 года об установлении публичного сервитута в отдельных целях в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>