Дело № 2а-2143/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 03 декабря 2018 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С. при секретаре Цыпкиной А.А.
с участием:
- представителя административного истца Федорова Е.А.Жигалиной А.А.,
- представителя административного ответчика администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Рахматуллина М.М.,
- представителя административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Марковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Е.А. к администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать устройство подъездных путей к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Федоров Е.А. обратился в суд с административным иском к администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, администрации Хабаровского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать устройство подъездных путей к земельному участку.
Требования административного иска мотивированы следующим.
Федоров Е.А получил земельный участок с кадастровым номером № по договору безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках программы «Дальневосточный Гектар» в пользование, сроком на 5 лет. Данный договор зарегистрирован, в марте 2018 года определен вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Участок расположен по адресу: <адрес>, площадью 19989 кв.м.
Условием договора предусмотрена обязанность арендатора после подписания получить разрешение на строительство жилого дома и приступить к освоению земельного участка. Однако препятствием для того, чтобы приступить к освоению земельных участков, является отсутствие доступа (автомобильных дорог) к земельному участку.
Истец неоднократно обращался в Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края и в Администрацию Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района с заявлениями и письмами, в которых просил разъяснить порядок обеспечения дорогой для проезда к предоставленному в аренду земельному участку, о разрешении сделать подъезд самостоятельно, или о предоставлении сведений, в какой период времени администрация сделает подъезд к земельным участкам.
Однако в ответе Администрация Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ссылается, что с этими вопросами нужно обратиться в Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края в своём ответе ссылается на то, что данный участок находится на территории населенного пункта и в ведении Администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Таким образом, на вопрос кто и в какой период времени должен организовать подъезд к земельному участку, истцу так и не дали ответ. На запросы дать разрешение на спил деревьев и согласовать расположение подъезда к земельному участку, ответ так и не был получен.
В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.
В течение двух лет истец неоднократно обращался в адрес Департамента имущественных и земельных отношений, Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в Администрацию Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с требованиями о необходимости организации подъездных путей к земельному участку и внесения необходимых изменений в проектную документацию. Однако по настоящее время никаких положительных ответов, ни действий ответчиками выполнено не было. Более того, никаких разъяснений по какой причине не организованы подъезды к выделенным земельным участкам ответчиками дано не было.
В соответствии с действующим законодательством, на Администрацию Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность по организации обустройства подъездных путей к предоставленным ими земельным участкам, однако до настоящего времени администрация Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, администрация Хабаровского муниципального района бездействуют - обустройство подъездных путей не осуществлено, проезд к земельным участкам и их целевое использование не представляются возможными.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статья 16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 3 ст. 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает, что примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Как следует из ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования
Следовательно, указанная деятельность в границах городского округа относится к компетенции Администрацию Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, в частности - проектирования и строительства автомобильных дорог (подъездов) являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2 ст. 41). Как указано в ч. 3 ст. 41 Закона, в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Пунктом 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», предусмотрено, что в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта.
При этом, в силу п.п. 4 п. 7.5 Рекомендаций, учитывается следующее: в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Истец не может приступить к фактическому освоению земельного участка в связи с тем обстоятельством, что для осуществления подъезда строительной техники отсутствует доступ к земельным участкам, отсутствует улично-дорожная сеть, а для ее строительства отсутствует документация по планировке территории (проекты планировки и межевания территории).
Федоров Е.А. просит признать бездействие администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и администрации Хабаровского муниципального района <адрес> по вопросу устройства подъездных путей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 19989 кв.м с выездом на трассу Хабаровск - Комсомольск - на - Амуре - незаконным; возложить обязанность на орган местного самоуправления - администрацию Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> устранить допущенное нарушение права и организовать устройство подъездных путей к земельному участку с кадастровом номером №.
Административный истец Федоров Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях административного иска настаивал в полном объеме, направил в суд своего представителя Жигалину А.А.
Представитель административного истца Федорова Е.А. Жигалина А.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований административного иска по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Рахматуллин М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Представитель административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Маркова Г.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска к администрации района по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Суд не признал обязательным участие в судебном заседании административного истца. В силу положений ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
Выслушав пояснения представителя административного истца Федорова Е.А. Жигалиной А.А., представителя административного ответчика администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Рахматуллина М.М., представителя административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Марковой Г.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования административного иска к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Части 1 и 2 ст. 227 КАС РФ предусматривают, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что на основании договора № безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> (Ссудодатель) и Федоровым Е.А., ФИО6 (Ссудополучатель) Федорову Е.А., ФИО6 предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 19989 кв.м.
Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.п.2.1 п.2 договора земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный договор заключен на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании уведомления Ссудополучателя установлен в договоре безвозмездного пользования земельным участком № от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, общей площадью 19989 кв.м: для индивидуального жилищного строительства (код по классификатору 2.1), категория земель – земли населенных пунктов.
В отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, общей площадью 19989 кв.м: для индивидуального жилищного строительства утвержден градостроительный план земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статья 16 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно статья 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статьям 24, 33, 46 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы (строительство дорог, проездов к земельным участкам), утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа и подлежат официальному опубликованию.
Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 5 Устава Хабаровского муниципального района от 29 апреля 2005 к вопросам местного значения Хабаровского муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Хабаровского муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 24 статьи 8 Федерального закона РФ № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, в частности - проектирование и строительство автомобильных дорог (подъездов) в границах Хабаровского муниципального района являются расходным обязательством муниципального образования – Хабаровского муниципального района.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В рассматриваемом случае, целевое назначение земельного участка Федорова Е.А. предусматривает возможность возведения на земельном участке индивидуального жилого дома, предоставление земельного участка должно обеспечивать возможность использования земельного участка по назначению. Именно использование земельного участка по назначению и обуславливает возможность в последующем получения Федоровым Е.А. права собственности на участок.
Федоров Е.А. лишен возможность самостоятельно организовать соответствующую транспортную инфраструктуру к земельному участку, поскольку у него отсутствуют полномочия на самостоятельное проектирование и строительство дорог общего пользования местного значения.
Принятие Федерального закона РФ № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" призвано способствовать реальному, а не формальному освоению земельных участков, предоставленных на территории Дальневосточного федерального округа, и развитию соответствующих территорий.
Вместе с тем, финансовое обеспечение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения муниципального района. При этом, при определении направлений расходования средств бюджета первостепенному финансированию подлежат те вопросы местного значения, которые обеспечивают нормальное обеспечение жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования (финансирование бюджетных учреждений, социальных вопросов, образования, здравоохранения, организация охраны общественного порядка, участие в профилактике терроризма, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и иные вопросы).
В силу недостаточности у муниципального района бюджетных средств в 2017 году, распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.05.2018 года № 190-пр и от 29.03.2018 года № 193-рп «О распределении между бюджетами городского округа и муниципальных районов края иных межбюджетных трансфертов в форме дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов из краевого бюджета на 2018 год» бюджету Хабаровского муниципального района распределена дополнительная финансовая помощь в сумме 16,0 млн. рублей в целях финансирования работ по разработке градостроительной документации на территорию Анастасьеского сельского поселения Хабаровского муниципального района, а также в сумме 9,6 млн. рублей, в том числе 5,7 млн. рублей в целях финансирования работ по разработке проектно-сметной документации на строительство дорог в районе <адрес>, 3,9 млн. рублей в целях финансирования работ по разработке проектно-сметной документации на строительство дорог в районе <адрес>.
На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района и ООО «Амургидропроект» был заключен контракт №А-2018 на разработку проектной и рабочей документации для строительства объекта «Подъездные автомобильные дороги к земельным участкам, представленным гражданам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ в районе <адрес>», со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время, работы по разработке проекта планировки и проекта межевания территории для строительства объекта «Подъездные дороги к земельным участкам, предоставленным гражданам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ в <адрес>» выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ запланированы публичные слушания по обсуждению проектов по внесению изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, документации по планировке территории», которые в дальнейшем будут размещены на официальном сайте администрации Хабаровского муниципального района.
Строительство подъездной дороги к земельным участкам, предоставленным гражданам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №119-ФЗ в <адрес>» запланировано на 2019 год, о чем в материалы дела администрацией Хабаровского муниципального района представлен проект постановления администрации Хабаровского муниципального района «О внесении изменений в муниципальную программу «Повышения качества дорожной инфраструктуры Хабаровского муниципального района и организация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Хабаровском муниципальном районе», утвержденную постановлением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как видно из сведений публичной кадастровой карты, в районе расположения земельного участка административного истца другим гражданам компактно также предоставлялись земельные участки в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, Федоров Е.А. имеет право на обеспечение его земельного участка соответствующей транспортной инфраструктурой. С учетом изложенного, Федоров Е.А. имеет право на предъявление самостоятельного, а не только коллективного административного иска.
Вариант прохождения соответствующей дороги в указанном случае определяется в соответствии с действующим законодательством, выбор такого варианта не входит в компетенцию суда.
Учитывая то обстоятельство, что постановлением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Повышения качества дорожной инфраструктуры Хабаровского муниципального района и организация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Хабаровском муниципальном районе», изменения в соответствующую программу на момент рассмотрения дела не внесены, соответствующий муниципальный контракт на выполнение работ не заключен, то в целях обеспечения права Федорова Е.А. на создание соответствующей транспортной инфраструктуры, суд полагает возможным признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по вопросу устройства подъездной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером № площадью 19989 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский район Хабаровского края в районе <адрес>, поскольку принятых мер администрацией Хабаровского муниципального района на момент рассмотрения дела не достаточно для гарантированной реализации прав административного истца.
В целях соблюдения баланса прав административного истца и административного ответчика возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца и организовать устройство подъездной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером № площадью 19989 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в районе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает возможным возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца и организовать устройство подъездной автомобильной дороги, поскольку именно со стороны администрации хабаровского муниципального района установлено бездействие, а в случае установления бездействия административного ответчика, суд по своей инициативе возлагает на такого административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со статьей 34 Устава Хабаровского муниципального района именно администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяется уставом муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Хабаровского края.
По заявленным административным истцом требованиям незаконного бездействия со стороны администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района судом не установлено, поскольку в указанном случае дорожная деятельность не входит в полномочия местного значения сельского поселения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-181, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федорова Е.А. к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать устройство подъездных путей к земельному участку удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района <адрес> по вопросу устройства подъездной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером № площадью 19989 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в районе <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца и организовать устройство подъездной автомобильной дороги к земельному участку с кадастровым номером № площадью 19989 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в районе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административные исковые требования Федорова Е.А. к администрации Анастасьевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С. Хальчицкий
<данные изъяты>