ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/2017 от 30.05.2017 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а- 214 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года ст. Егорлыкская Ростовской области

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.,

С участием:

административного истца – ФИО1,

заинтересованного лица- ФИО2,

при секретаре Иващенко В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению МВД России по Ростовской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным заключения от 30.03.2017г. в части признания ФИО1 не состоящим в гражданстве Российской Федерации, о признании паспортов гражданина Российской Федерации на имя ФИО1, выданных с нарушением установленного законом порядка, восстановлении нарушенного права, заинтересованное лицо: ФИО2,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административном исковым заявлением к Главному управлению МВД России по Ростовской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным решения от 30.03.2017г. ГУ МВД России по Ростовской области о признании необоснованно выданным ему паспорта гражданина Российской Федерации.

В обоснование иска указывалось на то, что в 1992г. он вместе с родителями переехал на постоянное место жительства <данные изъяты> в Егорлыкский район Ростовской области. Его родители подали заявления о принятии их в гражданство РФ, одновременно они просили принять и его (несовершеннолетнего ребенка) в гражданство РФ. При этом, он давал нотариально удостоверенное согласие на прием в гражданство РФ. На основании решения от 10.04.2006г., которым было определено его гражданство РФ, 17.06.2006г. он получил паспорт гражданина РФ. Когда ему исполнилось 20 лет, то он произвел замену паспорта, ему был выдан новый паспорт <данные изъяты>. При осуществлении замены паспорта проводилась проверка обоснованности выдачи предыдущего паспорта. Замечаний не было. В 2015г., когда его жена ФИО2, подала заявление о принятии её в гражданство РФ в упрощенном порядке, снова проводилась проверка документов. В апреле 2016г. его супруге отказали в выдаче гражданства РФ по тем основаниям, что его паспорт является необоснованно выданным. ФИО2 обжаловала решение УФМС по незаконному снятию её заявления с рассмотрения. Административный иск был удовлетворен. Решением суда ГУ МВД России обязали повторно рассмотреть заявление супруги о принятии в гражданство РФ. Однако 13.04.2017г. он был вызван в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Егорлыкскому району с целью ознакомления с решением о признании его паспорта необоснованно выданным. Указанное решение датировано 30.03.2017г. , в нем указано, что паспорт <данные изъяты>, признан выданным необоснованно, так как у него отсутствуют основания приема в гражданство РФ. Считает данное решение незаконным, так как в установленном порядке прошел процедуру принятия в гражданство РФ. В отношении него имеется решение от 10.04.2006г. , вынесенное и.о. зам.начальника ОВГ УФМС Ростовской области, об определении у него гражданства РФ. Данное решение вышестоящими должностными лицами либо в судебном порядке не отменялось. Данный факт не свидетельствует о незаконности действий по получению им паспорта, также не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц, выдавших ему паспорт гражданина РФ. Оспариваемое решение от 30.03.3007г. года препятствует реализации им гражданских прав.

Определением Егорлыкского райсуда Ростовской области в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2 (л.д.20-21).

ФИО1 в судебном заседании, ссылался на основания указанные в административном иске, уточнив требования, просил суд: признать незаконным заключение начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 30.03.2017г. в части признания его не состоящим в гражданстве Российской Федерации, о признании паспорта гражданина Российской Федерации на его имя <данные изъяты> оформленного ОВД Егорлыкского района Ростовской области, и паспорта <данные изъяты> оформленного отделением в ст. Егорлыкской МО УФМС России по Ростовской области, выданными в нарушение установленного порядка, о возложении обязанности устранить нарушение его прав.

Административные ответчики ГУ МВД России по Ростовской области, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области будучи извещенными, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено без административных ответчиков в силу ч.6 ст. 226 КАС РФ, так как их явка не признавалась судом обязательной.

Заинтересованное лицо ФИО2 считала, что требования ФИО1 являются правомерными.

Выслушав административного истца ФИО1, заинтересованное лицо, допросив свидетеля, изучив письменные доказательства, оценив всё в совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

В соответствии частью 6 статьи 4 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно пункта 6 статьи 14 вышеуказанного закона в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <данные изъяты> в 1993 году совместно с родителями <данные изъяты> прибыл на территорию Российской Федерации.

В 2003 году ФИО1 окончил вечернюю среднюю школу ст. Егорлыкской Ростовской области. С 30.10.2008 года был документирован страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования.

28.10.2008г. ФИО1 зарегистрировал брак с ФИО2 ( гражданка Армении) в отделе ЗАГС Администрации Егорлыкского района. У них имеются несовершеннолетние дети: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о рождении, выданными отделом ЗАГС администрации Егорлыкского района Ростовской области. На данных свидетельствах имеется штамп УФМС о приобретении детьми гражданства РФ.

ФИО1 до настоящего времени зарегистрирован и проживает по месту жительства : <адрес>

Сведений о том, что ФИО1 изменял место жительства, выезжал для проживания за пределы Российской Федерации, судом не установлено.

Его отец <данные изъяты> приобрел гражданство Российской Федерации в 2005 году на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.54).

Мать <данные изъяты> приобрела гражданство Российской Федерации в 2005 году на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.55).

17.06. 2006г. ФИО1 документирован паспортом гражданина РФ <данные изъяты>

14.02.2008г. ФИО1 документирован паспортом гражданина РФ <данные изъяты>

По результатам проведенной уполномоченным органом проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составлено заключение , которое утверждено 30.03.2017года начальником Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области ФИО3 (л.д.35-39). В данном заключении сделаны выводы, что ФИО1, <данные изъяты> гражданином Российской Федерации не является (п.1), паспорт гражданина РФ <данные изъяты>., оформленный ОВД Егорлыкского района Ростовской области, <данные изъяты>., оформленный отделением в ст. Егорлыкской МО УФМС России по Ростовской области, на имя ФИО1, считать выданным в нарушение установленного порядка (п.2).

В ходе проверки установлено, что в заявлении ФИО1 о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П в графе 8 "состоял ли ранее в иностранном гражданстве и когда принят в российское гражданство" указано: " решение УМФС России по Ростовской области от 10.04.2006 г.".

Согласно данному заключению, в ходе проверки установлено, что в заявлениях отца ФИО1- <данные изъяты> и матери <данные изъяты>. о приеме в гражданство РФ несовершеннолетний ФИО1 не был указан; в отдел по вопросам гражданства Управления, ОВМ ОМВД России по Егорлыкскому району ФИО1 с заявлением о приобретении гражданства РФ не обращался, материал о приобретении им гражданства РФ отсутствует; решение о документировании ФИО1 паспортом гражданина Российской Федерации принято сотрудником, уволенным из органов внутренних дел в 2009 году.

Оценивая законность и обоснованность данного заключения, суд исходит из следующего:

В ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в числе полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, названы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года N 1325, предусмотрено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (пункт 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 31 мая 2002г. « О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Суд не соглашается с выводом, содержащимся в оспариваемом заключении о том, что ФИО1 не обращался в ОМВД России по Егорлыкскому району с заявлением о приобретении гражданства РФ.

Поскольку имеется дело о приобретении гражданства ФИО1, заведенное в Егорлыкском ОВД Ростовской области, в котором имеется : заявление от 21.12.2005г. на имя начальника ПВУ ГУВД Ростовской области гражданки <данные изъяты> об определении гражданства её сыну- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.42); квитанция об оплате госпошлины от ФИО1 по заявлению о приеме в гражданство от 21.12.2005г. (л.д.43-44); копия свидетельства о рождении ФИО1 с переводом данного свидетельства (л.д. 45-47); копия паспорта гражданина РФ ФИО1 ( отца административного истца) (л.д.48-49); копия паспорта гражданки РФ <данные изъяты> ( матери административного истца) (л.д50-51); нотариально удостоверенное заявление ФИО1 о согласии на принятие гражданства РФ, выданное в 2005г. им матери <данные изъяты> (л.д.52) ; справка администрации Балабановского сельсовета Егорлыкского района от 13.12.2005г. о проживании ФИО1 по адресу : <адрес>. (л.д.53) ; решение ГУВД Ростовской области от 28.06.2005г. о принятии в гражданство РФ ФИО1 (л.д.54) ; решение ГУВД Ростовской области от 30.06.2005г. о принятии в гражданство РФ <данные изъяты>л.д.55)., адресная справка (л.д.56).

Также судом установлено, что 10.04.2006г. и.о. зам. начальника ОВГ УФМС Ростовской области <данные изъяты> принято решение , которым удовлетворено заявление гр. <данные изъяты>. об определении наличия гражданства Российской Федерации у её сына ФИО1 (л.д.33).

Указанное решение от 10.04.2006г. не оспаривалось и в установленном законом порядке не отменялось.

Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании показала, что в 2005г. обратилась в ОВД Егорлыкского района по вопросу принятия в гражданство РФ ее несовершеннолетнего сына- ФИО1 Сотрудники ОВД выдали ей перечь документов, которые она должна была представить. После того, как она собрала все необходимые для этого документы, сотрудница ПВС Егорлыкского ОВД напечатала от её имени заявление, в нём наклеила фотографию сына. Она только расписалась в этом заявлении. В 2006г. её заявление было удовлетворено, после этого в 2006 году сын был документирован паспортом гражданина РФ.

Судом принято во внимание то обстоятельство, что родители административного истца являются гражданами Российской Федерации с 2005года, а также то, что ФИО1 с 1993 года проживает на территории Российской Федерации, установлено в ходе проведения проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации ФИО1 и не оспаривалось административным ответчиком.

Согласно п. "а" ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в гражданство Российской Федерации принимается в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО1, как ребенок, чьи родители являются гражданами Российской Федерации, на основании заявления одного из родителей имел право быть принятым в гражданство Российской Федерации.

Из оспариваемого заключения и в целом из материалов административного дела не следует, что административным ответчиком при разрешении вопроса о гражданстве ФИО1 в полном объеме проводилась проверка факта обращения законного представителя несовершеннолетнего ФИО1- <данные изъяты> с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации ее сыном в 2005 году. В частности, отсутствуют сведения и соответствующие доказательства исследования административным ответчиком соответствующих журналов: регистрации поступающих в ПВС ОВД Егорлыкского района Ростовской области заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации; учета справок о приобретении гражданства Российской Федерации за период с 2005 года до 2006 года; регистрации заключений, принятых по заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающая основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, предусматривает, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

В материалах дела отсутствует и судом, а также административными ответчиками не установлено, имелась ли вина ФИО1 в нарушении закона при получении паспортов гражданина Российской Федерации, которые могли заключаться в представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Административным ответчиком в нарушение статьи 62 КАС РФ в целом не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, при установлении которых административный ответчик пришел к выводам, изложенным в оспариваемом заключении.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии со статьей 40 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц, полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет административный иск ФИО1, исходя из отсутствия оснований полагать, что ФИО1 не имеет гражданства Российской Федерации, следовательно, паспорт гражданина Российской Федерации выдан ему на законных основаниях и в установленном порядке. Суд приходит к выводу о незаконности заключения от 30.03.2017 года в оспариваемой ФИО1 части и возложении на ГУ МВД России по Ростовской области обязанности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем отмены незаконного заключения в соответствующей части.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным заключение начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 30.03.2017г. в части признания ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. рождения не состоящим в гражданстве Российской Федерации, о признании паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО1 серии <данные изъяты> оформленного ОВД Егорлыкского района Ростовской области, и паспорта серии <данные изъяты>., оформленного отделением в ст. Егорлыкской МО УФМС России по Ростовской области, выданными в нарушение установленного порядка.

Обязать ГУ МВД России по Ростовской области в течение десяти дней со дня вступления решения законную силу отменить заключение от 30.03.2017г. в части признания ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. рождения не состоящим в гражданстве Российской Федерации, о признании паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>., оформленного ОВД Егорлыкского района Ростовской области, серии <данные изъяты> оформленного отделением в ст. Егорлыкской МО УФМС России по Ростовской области на имя ФИО1, выданными в нарушение установленного порядка, и сообщить об исполнении решения суда по административному делу в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.06.2017г.

Судья: