ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2153/20 от 06.11.2020 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2а-2153/2020

89RS0004-01-2020-005240-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 6 ноября 2020 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,

при секретаре Лысенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Новый Уренгой к департаменту имущественных отношений администрации г. новый Уренгой о признании незаконным бездействия,

установил:

Прокурор города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования г. Новый Уренгой обратился в суд с иском к департаменту имущественных отношений администрации г. новый Уренгой о признании незаконным бездействия.. Просит признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество – объекты электро-, тепло-,газо-, водоснабжения: внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные в г. Новый Уренгой, северная промзона панель «А», балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные в <...>. IV, мкр. IVа, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне 07:03 района Коротчаево», расположенная в <адрес>, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный <адрес>, балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; подстанция трансформаторная, расположенная <адрес>, балансовой стоимостью 90000 руб.; сети 0,4 кВ наружного освещения, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 46258,54 руб.; трансформатор ТМЗ 630/6 [суммы изъяты], расположенный <адрес>, балансовой стоимостью 73584 руб.; трансформаторная подстанция 2 БКТП 360 без АВР. <адрес>, балансовой стоимостью 4285089 руб.; электростанция АД [суммы изъяты], расположенная в г. Новый Уренгой, мкр. Монтажник, балансовой стоимостью 59431,96 руб.; инженерные сети теплоснабжения от ТК -22 до ж/д <адрес>, расположенные в г. Новый Уренгой, <адрес>, балансовой стоимостью 3245,33 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в г<адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные в городе Новый Уренгой Северная часть города мкр. VI, балансовой стоимостью 190274,49 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в городе <адрес>, балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; внутриквартальные сети и проезды в м-не Восточный 2 очереди, расположенные в г. Новый Уренгой, мкр. Восточный, балансовой стоимостью 590597,12 руб.; внеплощадные сети водоснабжения, расположенные в г. Новый Уренгой, Западная промзона, от КНМ [суммы изъяты] ЦРБ до тепловой камеры, балансовой стоимостью 1651531,20 руб.; инженерные сети микрорайона <адрес> к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные в г. Новый Уренгой, мкр. Заозерный балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная в г. Новый Уренгой, район Коротчаево, <адрес>, УГМ, балансовой стоимостью 143593 руб. обязать Департамент имущественных отношений в течнеи 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по подготовке всех документов необходимых в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для регистрации права собственности на объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения указанных объектов.

В дальнейшем требования изменили, просили признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество – объекты электро-, тепло-,газо-, водоснабжения: внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные в <адрес>», балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне 07:03 района Коротчаево», расположенная в г. Новый Уренгой, район Коротчаево, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный в г. Новый Уренгой, <адрес>, балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в городе Новый Уренгой Северная часть города мкр. Vа, балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; инженерные сети <адрес> к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные в г. Новый Уренгой, мкр. Заозерный балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная в <адрес> УГМ, балансовой стоимостью 143593 руб., обязать Департамент имущественных отношений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по подготовке всех документов необходимых в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для регистрации права собственности на объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения указанных объектов.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новый Уренгой ФИО1 просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация г. Новый Уренгой не явилась, извещена надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Фз «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз, техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму отнесены приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита прав и свобод граждан, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленного актами определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ- права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.

Статья 46 Конституции РФ предоставляет право обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и должностных лиц.

Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее, административный контроль может включать так же контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящим органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в настоящее время на территории города Новый Уренгой расположены объекты электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, использующиеся для организации электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения населения: внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные в <адрес>», балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные в г. <адрес>, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне 07:03 района Коротчаево», расположенная в г. Новый Уренгой, район Коротчаево, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный <адрес>, балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные в городе <адрес>, балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в городе <адрес>, балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; инженерные сети микрорайона Заозерный к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные <адрес> балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная <адрес>, балансовой стоимостью 143593 руб.

При этом в нарушении приведенных требований законодательства право собственности на указанные объекты недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрированы.

Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объектах недвижимости внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные в <адрес>», балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные в <...>. IV, мкр. IVа, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне 07:03 района Коротчаево», расположенная в <адрес>, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в г<адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный в г. Новый Уренгой, <адрес>, балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные в городе Новый Уренгой, Северная часть города мкр. VI, балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; инженерные сети микрорайона <адрес> к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные в <адрес> балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная в г<адрес>, УГМ, балансовой стоимостью 143593 руб.

Как следует из представленных уведомлений, собственники не установлены, право собственности на спорные объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения ни за кем не зарегистрированы, и никто не следит за их техническим состоянием.

23 июля 2020 года Прокуратурой г. Новый Уренгой в адрес начальника Департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, указано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также недопущению их впредь.

Из письма Департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 27.08.2020 г. следует, что факты, изложенные в представлении, подтвердились.

С учетом приведенных доказательств суд приходит к выводу о том, что на территории г. Новый Уренгой располагаются спорные электро-, тепло-, газо-, водоснабжения являющиеся объектами недвижимости, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, собственники отсутствуют, в силу вышеприведенных норм законодательства право собственности на данное имущество не зарегистрировано, осуществление мероприятий по постановке рассматриваемого имущества на учет, является обязанностью органа местного самоуправления.

Уклонение ответчика от регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Доводы представителя административного ответчика о том, что факт незаконного бездействия Департамента, не находит своего подтверждения, не доказан Прокуратурой города Новый Уренгой, были предметом судебного исследования.

Действительно, как следует из представленных административным ответчиком документов, Администрацией г. Новый Уренгой в лице Департамента имущественных отношений, проведена определенная работа для осуществления государственной регистрации, в целях дальнейшего оформления права собственности на объекты недвижимого имущества.

Однако, учитывая, что до настоящего времени не смотря на то, что указанные объекты недвижимого имущества включены в реестр муниципального имущества муниципального образования г.Новый Уренгой, право собственности на данные объекты недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано, следует признать, что проведенной работы и принятых мер явно недостаточно для установления факта отсутствия в действиях ответчика нарушения закона.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора г. Новый Уренгой, следовательно, полагает, что требования о признании незаконными бездействий Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, выразившихся в непринятии мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество – объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество – объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения: внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные <адрес>», балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные в <...>. IV, мкр. IVа, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне 07:03 района Коротчаево», расположенная <адрес>, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный в <адрес> балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в городе <адрес>, балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; инженерные сети микрорайона Заозерный к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные <адрес> балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная в <адрес>, УГМ, балансовой стоимостью 143593 руб.

Обязать департамент имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по подготовке всех документов необходимых в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для регистрации права собственности на объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения: внешние силовые сети, 0,4 кВ, расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 316890,68 руб.; внутриплощадные сети, 0,4 кВ КНС-4, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 46664,64 руб.; кабельная линия 10 кВ (в 2 нити) в составе объекта «РП» в микрорайоне <адрес>, балансовой стоимостью 28754763,11 руб.; кабельные сети ср.шк. [суммы изъяты], расположенные в <адрес>, балансовой стоимостью 146703,91 руб.; комплект трансформаторной подстанции КТП 2Х630/6/04 экс. №ТП-31, расположенный в <адрес>, балансовой стоимостью 277553,30 руб.; переустройство ВЛ-10 кВ в КЛ-10 кВ в составе объекта «КНС и инженерные сети микрорайона XIV (Западный)», балансовой стоимостью 5145087,52; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные <адрес>, балансовой стоимостью 185494,57 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес> А, расположенные в <адрес> балансовой стоимостью 78509,59 руб.; сети теплоснабжения к ж/<адрес>, расположенные в <адрес> балансовой стоимостью 4971255,37 руб.; инженерные сети микрорайона Заозерный к жилым домам, домам индивидуального строительства – сети холодного водоснабжения, расположенные в г. Новый Уренгой, мкр. Заозерный балансовой стоимостью 22043496,61 руб.; скважина эксплуатационная, расположенная <адрес>, УГМ, балансовой стоимостью 143593 руб. и направлению заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество, с приложением указанных документов, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Черепанов

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>