дело № 2а-2153/2023
УИД- 09RS0001-01-2023-002353-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе: судьи Панаитиди Т.С.,
при секретаре Гиоевой К.Б.,
с участием: административного истца Управления по имущественным отношениям мэрии МО г. Черкесска Эркеновой М.С., действующей по ордеру,
представителя заинтересованного лица Курбанова Р.М. – Чагарова Т.С-А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Черкесского городского суда КЧР административное дело по административному исковому заявлениюУправления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской республике о признании незаконными решение об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Управление по имущественным отношениям мэрии МО г. Черкесска обратилось в Черкесский городской суд КЧР с административным иском к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными решение об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. Заявленные требования мотивированы тем, что Согласно п. 1.2. Положения об Управлении, утвержденного решением Думы МО г. Черкесска от 17.07.2018 года №, Управление является структурным подразделением мэрии МО г. Черкесска осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования города Черкесска, включая земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования города Черкесска, а также разграниченных в собственность муниципального образования города Черкесска в пределах своей компетенции и осуществляющим функции по реализации муниципальной политики в области инвестиционной деятельности. В производстве Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики находится гражданское дело по исковому заявлению мэрии муниципального образования города Черкесска к Курбанову Р.М. об освобождении земель общего пользования и сносе объекта самовольного строительства, и по встречному исковому заявлению Курбанова Р.М. к мэрии, Управлению градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска и Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска с требованием установить границы земельного участка. Как стало известно Управлению в ходе судебного заседания, гр. Курбановым Р.М. изменено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в связи с выявленной реестровой ошибкой. Указанное изменение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № не согласовывалось органом местного самоуправления. Статья 61 Федерального закона № 218-ФЗ регламентирует порядок исправления реестровых ошибок, допущенных при государственной регистрации прав. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации нрав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Оспариваемым решением Управления Росреестра по КЧР внесены изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, таким образом, что он оказался смещен в сторону проезжей части улицы Кубанская на расстояние около 2-х метров без согласования с органом местного самоуправления. Указанное привело к произвольному изменению границ земель общего пользования. Основания для изменения границ указанного земельного участка отсутствовали. В связи с чем, внесенные в ЕГРН сведения не могут быть признаны реестровой ошибкой. В получении копии оспариваемого решения Управления Росреестра по КЧР о внесении изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, Управлению было отказано. Просит: Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево- Черкесской Республике об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по КЧР уведомленный о времени и месте рассмотрения дела не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, согласно телефонограммы от 10.08.2023 года просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении иска отказать. Заинтересованное лицо Курбанов Р.М. уведомленный о времени и месте рассмотрения дела не явился, со слов его представителя, о времени и месте Курбанову Р.М. известно просит рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихяя лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Управления по имущественным отношениям мэрии МО г. Черкесска Эркенова М.С. поддержала заявленные требования, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Курбанова Р.М. – Чагаров Т.С-А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, ввиду их необоснованности.
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела, а также материалы гражданского дела № 2-11/2020, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым номером №34, площадью 586 кв.м, расположенного по <адрес> в <адрес>, является Курбанов Р.М. Ранее собственником являлся ФИО5
Участок, расположенный по адресу <адрес> находится в зоне Ж1- Зона индивидуальной жилой застройки с основными видами разрешенного использования - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома; блокированное жилые дома.
Мэрией муниципального образования города Черкесска в результате выездной проверки 09.07.2018 г. было проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР,<адрес>.
В ходе проведения проверки выявлено: на земельном участке с кадастровым номером№, с видом разрешенного использования - под жилую застройку индивидуальную, ведутся строительные работы по возведению объекта капитального строительства, представляющего собой трехэтажный монолитно-каркасный остов здания с подвальным помещением и мансардным этажом, размерами в осях 10x19 м высотой около 15 м. Разрешение на строительство объекта недвижимости не выдавалось. Восточная граница земельного участка обозначена ограждением (сеткой «рабица»), перенесена в сторону <адрес> расстояние от 1,5 м до 4,00 м длиною 21 м по фасаду, что привело к занятию территории земель общего пользования площадью около 60 кв.м. Границы земельного участка перенесены без согласования с мэрией муниципального образования города Черкесска. С западной стороны границы земельного участка не обозначены. Собственником земельного участка является СеменовК.М.
09.07.2018 г. ФИО5 выдано предписание о приостановлении строительных работ, приведении границ земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами в срок до 09.08.2018.
28.08.2018 г. мэрией при проведении проверки на предмет исполнения предписания было установлено, что объект соответствует состоянию, зафиксированному 09.07.2018 г., требование предписания исполнено не было.
В связи с указанными обстоятельствами мэрия МО г. Черкесска обратилась в суд с исковыми требованиями о сносе объекта самовольного строительства и обязании освободить земли общего пользования. Курбанов Р.М. обратился со встречным иском к мэрии муниципального образования г. Черкесска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 марта 2020 года исковые требования мэрии МО г.Черкесска к Курбанову Р.М. удовлетворены частично. Суд постановил: обязать Курбанова Р.М. освободить земли общего пользования площадью 60 кв.м путем приведения их в первоначальное состояние в соответствии с правоустанавливающими документами. В удовлетворении исковых требований мэрии МО г.Черкесска об обязании снести объект самовольного строительства отказано.
Исковые требования Курбанова Р.М. удовлетворены частично. Суд признал право собственности Курбанова Р.М. на объект незавершенного строительства и отказал в удовлетворении исковых требований в установлении границ земельного участка согласно межевому плану от 04.06.2018.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 09 сентября 2020 года решение Черкесского городского суда КЧР от 10 марта 2020 года в части отказа в удовлетворении встречных требований об установлении границ земельного участка и возложении обязанности освободить земли общего пользования отменено и принято новое решение об отказе в возложении обязанности освободить земли общего пользования и установлении границ земельного участка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 09 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 14 апреля 2022 года решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 марта 2020 года в части удовлетворения требований мэрии МО г. Черкесска к Курбанову P.M. об освобождении земельного участка и отказа в удовлетворении встречных требований об установлении границ земельного участка отменено. В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований мэрии муниципального образования г. Черкесска к Курбанову P.M. об освобождении земельного участка. Установлены границы земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика,<адрес>, согласно заключению судебной экспертизы от 29 октября 2021 г., с определением площади земельного участка в 779 кв.м (приведены координаты поворотных точек).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 14 апреля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 11 мая 2023 года решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы мэрии МО г. Черкесска и Курбанова Р.М. – без удовлетворения.
Таким образом, решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 марта 2020 года вступило в законную силу 11 мая 2023 года.
26 апреля 2023 года административный истец обратился с административным иском к Управлению Ресреестра по КЧР о признании незаконными решение об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец полагает, что изменение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с выявленной реестровой ошибкой, не согласовывалось органом местного самоуправления.
Проведенным кадастровым инженером ФИО6 в межевом плане сопоставлением границ указанного земельного участка по состоянию на 11.11.2022 г. установлено, что была выявлена кадастровая ошибка при привязке к спорной межевой сети границ земельного участка. Местоположения границ земельного участка определялось по фактическим границам на момент проведения кадастровых работ, которые закреплены металлическим забором и заборами из металлической сетки 15 и более лет. В целях устранения не соответствия местоположения границ земельного участка требуется внести изменения в сведения ГКН. В целях устранения не соответствия местоположения границ земельного участка требуется внести изменения в сведения ГКН.
Как следует из мотивировочной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 11 мая 2023 года, согласно выписке из ЕГРН от 16.11.2022 г. на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровым номером № было произведено уточнение описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с целью исправления реестровой ошибки в описании местоположения его границ и (или) площади, №
Согласно топографической съемке расстояния между спорным строением и границей земельного участка со стороны<адрес>, являющейся красной линией, составляет более 5 метров. Соответственно, ранее существовавшее нарушение право землепользования и застройки муниципального образования г. Черкесска, утвержденных решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 25.03.2010 года № 32, в части отступа от красной линии в настоящее время устранено.
Согласно уведомлению о планируемых в строительстве или реконструкции проекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.11.2022 года на застройщика Курбанова Р.М. содержатся сведения об отступах от границ земельного участка по<адрес>: от красной линии – 5,001 м, от смежного участка с кадастровым номером№.по<адрес> – 4,018 м, с тыльной стороны – 3,186 м, с южной стороны – 7,281 м.
Перечисленные документы приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, поскольку сведения, содержащиеся в них, согласуются с другими исследованными судом доказательствами, не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции представителем Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска Камурзаевым Р.В. поданы письменные пояснения от 26.12.2022 года, согласно которым Курбановым Р.М. изменено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером№, расположенного по адресу:<адрес>. Согласно представленной ответчиком топографической сьемки расстояние между спорным строением и границей земельного участка со стороны<адрес>, являющейся красной линией составляет более 5 метров.
Как он пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в настоящее время установленные правилами землепользования и застройки отступа Курбановым Р.М. соблюдаются, в связи с чем полагал, что довод апелляционной жалобы по вопросу о соответствии спорного объекта правилам землепользования и застройки в части отступа от красной линии с учетом изменения координат земельного участка по адресу:<адрес>. Курбановым Р.М. разрешен.
Однако впоследствии представителем Управления градостроительства и архитектуры мэрии МО г. Черкесска было заявлено, что Курбановым Р.М. изменено месторасположение границы земельного участка, фактически он сдвинут в сторонуул. Кубанская на 2 метра, то есть, изменена конфигурация земельного участка.
Таким образом, в рамках рассмотрения гражданского дела № 11/2020, в суде апелляционной инстанции был предоставлен межевой план от 11.11.2022 года и выписка из ЕГРН с уточнением границ спорного земельного участка, и представитель Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска Камурзаев Р.В. в письменных пояснениях от 26.12.2022 года указал, что ранее существовавшее нарушение правил землепользования и застройки муниципального образования г. Черкесска, утвержденных решением Думы МО г. Черкесска от 25.03.2010г. № 32 в части отступа от красной линии в настоящее время Курбановым устранено.
Так, согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу положений статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ кадастровый учет земельного участка - это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
К указанным сведениям, подлежащим внесению в ЕГРН в отношении земельных участков, действующим законодательством о государственной регистрации недвижимости относятся сведения о местоположении границ земельных участков, которые устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельных участков и деления их на части.
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 названной выше статьи).
Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в названной статье Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пунктов 285 и 286 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278, следует, что при выявлении реестровой ошибки орган государственной регистрации вправе самостоятельно исправить реестровую ошибку в части местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В частности, согласно требованиям п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).
Фактическая площадь земельного участка в ограждении составляет 586 кв. м. Ранее, прежнему собственнику был предоставлен в собственность земельный участок по <адрес> в г. <адрес>. 586 кв.м., согласно договора купли-продажи от 24.01.2017г. и постановления от 24.01.2017г. № 85
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в сведениях о границах земельного участка истца, содержащихся в ЕГРН, вопреки возражениям стороны административного истца, имеется реестровая ошибка, которую в определении суд апелляционной инстанции от 11 мая 2023 года фактически установил.
Представителем заинтересованного лица Курбанова Р.М. – Чагаровым Т.С-А. заявлено о применении срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет изменений в связи с исправлением реестровой ошибки на земельный участок произошел 16.11.2022 года, с административным иском Управление обратилось в суд 26.04.2022 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Как установлено судом, Управление по имущественным отношениям мэрии МО г. Черкесска принимало участие при рассмотрении денного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В тоже время в настоящем судебном заседании, административный истец указывает, что ему не было известно о проведении межевых работ и исправлении реестровой ошибки, до момента подачи иска в суд.
Указывая о пропуске административным истцом установленного процессуального срока на обращение в суд с административным иском, судом отмечается, что доказательств, подтверждающих уважительность причин его пропуска, в материалы дела не представлено и судом не установлено. В то же время судом учитывается, что рассматриваемый спор является одним из видов иска об устранении препятствий в пользовании имуществом, к которым в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не применяется.
Более того, по общему правилу, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), поэтому соответствующее заявление, сделанное заинтересованным лицом, не является основанием для применения судом исковой давности.
Учитывая, что по данному административному делу необходимой совокупности оснований для удовлетворения требований административного истца, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской республике о признании незаконными решение об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди