дело № 2а-2156/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» марта 2020 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Позныревой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9 к председателю Совета депутатов городского округа Власиха ФИО1, председателю Контрольной счетной палаты депутатов городского округа ФИО2 Владимировне, ФИО3, ФИО4, председателю постоянной комиссии ФИО5, председателю постоянной комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании бездействий незаконными, о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратился в суд с административным иском к председателю Совета депутатов городского округа Власиха ФИО1, председателю Контрольной счетной палаты депутатов городского округа ФИО2 Владимировне, ФИО3, ФИО4, председателю постоянной комиссии ФИО5, председателю постоянной комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8, в котором просил признать незаконным бездействие Председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области ФИО1 по неисполнению требований Регламента Совета депутатов городского округа Власиха Московской области третьего созыва при проведении 4-ого заседания Совета депутатов городского округа Власиха (внеочередного) от 27.11.2019 года, выразившегося: во внесении вопросов в повестку внеочередного Совета депутатов 27.11.2019 года без предоставления заключений постоянных комиссий; во внесении вопросов в повестку внеочередного Совета депутатов 27.11.2019 года без предоставления финансово-экономического обоснования; во внесении вопроса О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 05.12.2018 года № 129/57 О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов без предоставления ему и Совету депутатов соответствующих заключений Контрольно-счетной палаты городского округа Власиха; в не организации проведения заседаний постоянных комиссий Совета депутатов городского округа Власиха Московской области по внесенным на рассмотрение Совета вопросам; признать незаконным бездействие Председателя постоянной комиссии Совета депутатов городского округа Власиха Московской области по вопросам занятости и развития местного самоуправления ФИО10, выразившееся в не проведении заседания комиссии и не предоставлении заключения по вопросу ведения вверенной ей комиссии на Совете депутатов 27.11.2019 года; признать незаконным бездействие Председателя постоянной комиссии Совета депутатов по экологической политике, градостроительству, развитию городского хозяйства и охране окружающей среды ФИО5, выразившееся в не проведении заседания комиссии и не предоставлении заключения по вопросу ведения вверенной ей комиссии на Совете депутатов 27.11.2019 года; признать незаконным бездействие Председателя постоянной комиссии Совета депутатов по экономической политике, муниципальной собственности, бюджету и финансам Шик Г.Я., выразившееся в не проведении заседания комиссии и не предоставлении заключения по вопросу ведения вверенной ей комиссии на Совете депутатов 27.11.2019 года;
признать незаконным бездействие Контрольно-счетной палаты городского округа Власиха Московской области, выразившееся в не предоставлении Совету депутатов заключения (экспертизы) на четвертый вопрос повестки (О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Власиха О бюджете городского округа Власиха на 2019 год, плановый период 2020-2021 годов; признать незаконным действие Совета депутатов городского округа ФИО2 Владимировны, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, выразившееся в голосовании ЗА и принятие повестки дня 67-ого заседания Совета депутатов городского округа Власиха Московской области в нарушение требований регламента Совета депутатов городского округа Власиха третьего состава.
Свои требования мотивировал тем, что является депутатом Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, 22.11.2019 года на его электронную почту с электронного адреса оао@vlasiha-zato.ru получил рассылку в виде повестки 4-ого заседания Совета депутатов городского округа третьего созыва (внеочередного). Согласно повестке заседание назначено на 27.11.2019 года на 16-30 в конференц-зале Дворца культуры. К повестке были приобщены проекты решений по предлагаемым вопросам, пояснительные записки и скан-копия письма Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области ото 01.11.2019 года. Повесткой было предложено к рассмотрению четыре вопроса, четвертый вопрос касался принятию изменений в бюджет городского округа Власиха 2019. К повестке не были приложены заключения соответствующих комиссий, финансово-экономические обоснования, заключения Контрольно-счетной палаты городского округа Власиха. Также не были представлены обоснования срочности их рассмотрения от инициаторов созыва внеочередного заседания. Административным истцом было должным образом направлено соответствующее обращение на имя Председателя Совета депутатов городского округа Власиха ФИО1 и Совета депутатов городского округа Власиха от 25.11.2019 года с предложением не проводить заседание депутатов в связи с нарушением норм Регламента, отсутствием срочности рассмотрения поставленных вопросов, однако заседание было проведено, чем нарушены права ФИО9 При вынесении вопроса об утверждении повестки заседания ПРОТИВ голосовали ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, остальные депутаты проголосовали ЗА.
Административный истец ФИО9 в судебное заседание явился, настаивал на иске.
Административные ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО1, Шик Г.Я., ФИО16 в судебном заседании в удовлетворении требований возражали, полагая их необоснованными.
Административные ответчики ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Заинтересованные лица ФИО12, ФИО17, ФИО13, ФИО14 поддержали заявленные требования.
Заинтересованные лица ФИО15, ФИО11, прокурор Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в судебное заседание не явились, о дате месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. 156 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, уведомленных судом надлежащим образом о дате месте и времени судебного разбирательства.
Изучив представленные доказательства, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов городского округа Власиха от 30.10.2019 года № 143/40 утверждена новая редакция Регламента Совета депутатов городского округа Власиха.
Принятый Регламент является муниципальным правовым актом и подлежит обязательному исполнению на всей территории городского округа Власиха Московской области.
Порядок формирования повестки, а также права и обязанности участников процесса установлены ст. 18 Регламента, порядок предварительного рассмотрения проектов решений совета депутатов - ст. 21 Регламента.
Ст. 22 Регламента определен порядок организации внеочередных заседания Совета депутатов городского округа Власиха, в соответствии с которой инициаторы созыва внеочередного заседания должны указать прилагаемые к рассмотрению вопросы и привести обоснование срочности их рассмотрения.
Согласно п. 7 ст. 20 Регламента основанием для возращения проекта решения Совета депутатов автору (исполнителю) внесения является несоблюдение требований настоящего регламента.
Решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 12.11.2014 года № 80/70 утверждено Положение о постоянных комиссиях Совета депутатов городского округа Власиха ( том 1 л.д. 19-28), в соответствии с которым к функциям комиссий в том числе отнесена подготовка заключений по проектам правовых актов Совета депутатов по результатам их предварительного рассмотрения постоянной комиссией.
Согласно п. 1 ст. 24 Устава городского округа Власиха внеочередные заседания собираются по инициативе председателя Совета депутатов городского округа Власиха либо по требованию не менее 1/3 от установленного числа депутатов Совета депутатов городского округа Власиха.
Согласно ст. 41 Регламента в соответствии с Уставом городского округа, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе Власиха Совет депутатов рассматривает и утверждает бюджет и изменения в бюджет городского округа и отчет об исполнении бюджета. Заключения по проекту бюджета и другие материалы направляются всем депутатам не позднее чем за 5 дней до рассмотрения проекта бюджета на заседании Совета депутатов.
Из материалов дела следует, что ФИО9 является депутатом Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
22.11.2019 года на электронную почту истца с электронного адреса оао@vlasiha-zato.ru поступила повестка 4-ого заседания Совета депутатов городского округа третьего созыва (внеочередного), согласно которой назначено заседание Совета депутатов на 27.11.2019 года на 16-30 в конференц-зале Дворца культуры.
Инициатором проведения внеочередного собрания выступил Председатель Совета депутатов городского округа Власиха Московской области ФИО1
Повесткой было предложено к рассмотрению четыре вопроса: 1. Внесение изменений в Структуру Администрации городского округа Власиха, утвержденную решением Совета депутатов городского округа Власиха от 05.12.2018 года № 129/60; 2. Внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа Власиха; 3. Внесение изменений в решение Совета Депутатов городского округа Власиха Московской области от 09.10.2013 года № 61/50 «О земельном налоге на территории городского округа Власиха Московской области» с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 25.12.2014 года № 82/87; от 06.04.2016 года № 93/17; от 02.11.2018 года № 125/41; от 28.08.2019 года № 139/33. 4. Внесение изменений в Решение Совета депутатов городского округа Власиха от 05.12.2018 года № 129/57 О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 25.12.2018 года № 131/69, от 13.02.2019 года № 132/2, от 20.03.2019 года № 134/12, от 24.04.2019 года № 135/19, от 22.05.2019 года № 136/23, от 26.06.2019 года № 138/27, от 28.08.2019 года № 139/29, от 02.10.2019 года № 142/39, от 30.10.2019 года № 143/47.
К повестке были приобщены проекты решений по предлагаемым вопросам, пояснительные записки и скан-копия письма Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области ото 01.11.2019 года.
25.11.2019 года ФИО9 на имя Председателя Совета депутатов городского округа Власиха ФИО1 и Совета депутатов городского округа Власиха от 25.11.2019 года направлено обращение с предложением не проводить заседание депутатов в связи с нарушением норм Регламента, отсутствием срочности рассмотрения поставленных вопросов. (л.д. 18).
Вместе с тем, внеочередное заседание Совета депутатов городского округа Власиха от 27.11.2019 года состоялось, при вынесении вопроса об утверждении повестки заседания ПРОТИВ голосовали ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, остальные депутаты проголосовали ЗА, по результатам проведения заседания по поставленным вопросам повестки дня приняты решения о внесении изменений в Структуру Администрации городского округа Власиха, утвержденную решением Совета депутатов городского округа Власиха от 05.12.2018 года № 129/60; о внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа Власиха; о внесении изменений в решение Совета Депутатов городского округа Власиха Московской области от 09.10.2013 года № 61/50 «О земельном налоге на территории городского округа Власиха Московской области» с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 25.12.2014 года № 82/87; от 06.04.2016 года № 93/17; от 02.11.2018 года № 125/41; от 28.08.2019 года № 139/33; о внесении изменений в Решение Совета депутатов городского округа Власиха от 05.12.2018 года № 129/57 О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 25.12.2018 года № 131/69, от 13.02.2019 года № 132/2, от 20.03.2019 года № 134/12, от 24.04.2019 года № 135/19, от 22.05.2019 года № 136/23, от 26.06.2019 года № 138/27, от 28.08.2019 года № 139/29, от 02.10.2019 года № 142/39, от 30.10.2019 года № 143/47. (л.д. 29-32 том 1).
При этом, согласно пояснительной записке основанием для внесения изменений в решение О бюджете городского округа Власиха послужили изменения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2019 год в соответствии с изменениями, внесенными в закон Московской области «О бюджете Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Администрацией городского округа Власиха документы и материалы по вопросу внесения изменений в Решение Совета депутатов городского округа Власиха от 05.12.2018 года № 129/57 О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов для проведения экспертизы в Контрольно-счетную палату городского округа Власиха не предоставлялись, соответственно, их экспертиза ответчиком не проводилась.
Ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно утверждениям административного истца действия и бездействия административных ответчиков, связанные с проведением внеочередного заседания Совета депутатов городского округа Власиха 27.11.2019 года, утверждением повестки заседания и принятием решений по результатам ее рассмотрения, являются неправомерными, поскольку осуществлены в нарушение положений действующего Регламента, Устава и Положения о постоянных комиссиях. При этом, проведение заседания и принятие по его результатам решений, в том числе, о внесении изменений в решение О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов с учетом таких отступлений от действующих актов влечет нарушение прав и охраняемых законов интересов истца. Вместе с тем, обращаясь с настоящим административным иском, ФИО9, указывая на неправомерность действий и бездействий административных ответчиков и, по сути, ссылаясь на незаконность принятых на заседании Совета депутатов решений, которыми внесены соответствующие изменения в структуру и деятельность органов местного самоуправления, а следовательно, с которыми и связаны неблагоприятные последствия для истца, сами решения, принятые по результатам рассмотрения повестки заседания от 27.11.2019 года, признать незаконными не просит. Учитывая изложенное, суд полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что исключает возможность удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО9 к председателю Совета депутатов городского округа Власиха ФИО1, председателю Контрольной счетной-палаты депутатов городского округа ФИО2 Владимировне ФИО3, ФИО4, председателю постоянной комиссии ФИО10, председателю постоянной комиссии ФИО5, председателю постоянной комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании бездействий незаконными, о признании незаконными действий, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020г.