ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/2022 от 09.06.2022 Качугского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Качуг 09 июня 2022 г.

Качугский районный суд Иркутской области в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Куртовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурор Качугского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Залогского сельского поселения о признании бездействия незаконным, об обязании принять меры по корректировке генерального плана,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Качугского района обратился в суд с иском в защиту неопределенной круга лиц, Российской Федерации к Администрации Залогского сельского поселения о признании бездействия незаконным, об обязании принять меры по корректировке генерального плана.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Качугского района в рамках надзора законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что в течение длительного времени изменения в генеральный план не внесены, границы зон подтопления паводковыми водами не приведены в соответствие с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» вопрос местного значения - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, закреплен за сельскими поселениями Качугского района.

Согласно п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1,2 ст. 24 Градостроительного кодекса генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020 установлены границы зоны затопления территории, прилегающей к р. Ключ в границах населенного пункта с.Залог Качугского района, что является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения.

Границы зоны затопления с.Залог зарегистрированы в ЕГРН 19.05.2021.

В соответствии со ст. 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 105 ЗК РФ зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории.

В силу ч. 1 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Однако в нарушение требований пункта 8 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, в течение длительного времени изменения в генеральный план не внесены, границы зон подтопления паводковыми водами не приведены в соответствие с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

По выявленным нарушениям закона главе поселения прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений, однако нарушения не устранены, меры по корректировке генерального плана и документов территориального планирования не приняты.

Непринятие мер по корректировке генеральных планов и документов территориального планирования может повлечь выделение земельных участков и возведение нового жилья, иных объектов в зонах затопления, что в свою очередь угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокурор Качугского района просит суд признать бездействие администрации Залогского муниципального образования по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций незаконным; возложить на администрацию Залогского муниципального образования обязанность в срок до 30.12.2022 принять меры по корректировке генерального плана Залогского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

В судебном заседании прокурор Качугского района Иркутской области Мартынов Р.О. исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - глава администрации Залогского муниципального образования Истомин М.А. против исковых требований не возражал, однако полагал, что указанные меры нецелесообразны в связи с отсутствием зон затопления.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

Согласно п.8 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 №96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (п.11 Приложение №7) вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, закреплен за сельскими поселениями Качугского района.

В соответствии со ст. 104 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч.2 ст.104 ЗК РФ).

Согласно п.17 ст. 105 ЗК РФ зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории.

В силу ч. 1 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

По правилам ч.1, ч.2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

На картах, включаемых в состав материалов по обоснованию генерального плана поселения должны быть отображены территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 8 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Пунктом 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 установлено, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

По материалам дела судом установлено, что приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020 установлены границы зоны затопления территории, прилегающей к р. Ключ, в границах населенного пункта с.Залог Качугского района, что является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения.

По информации Министерства строительства Иркутской области от 17.03.2022 г., №02-59-1187/22, границы зоны затопления с.Залог поставлены на кадастровый учет 19.05.2021 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Качугского района Иркутской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 8 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, в течение длительного времени изменения в генеральный план не внесены, границы зон подтопления паводковыми водами не приведены в соответствие с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

По информации главы Залогского сельского поселения М.А.Истомина в правила землепользования и застройки, генеральный план с.Залог границы зон затопления и подтопления не внесены в связи с отсутствием зон затопления и подтопления.

Административным истцом указано, что выявленные прокурорской проверкой нарушения административным ответчиком до настоящего времени не устранены.

Доказательств принятия главой местной администрации поселения решения о подготовке предложений по внесению в генеральный план изменений в связи с установлением границ зон затопления территории в с.Залог Качугского района согласно приказа Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020, материалы дела не содержат, административным ответчиком суду не представлены.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение требований пункта 8 части 8 статьи 23, ч.1, 2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ, п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, в течение длительного времени администрацией сельского поселения не принято решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, до настоящего времени границы зоны затопления территории, прилегающей к р. Ключ, в границах населенного пункта с.Залог Качугского района не приведены в соответствие с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020, что не обеспечивает конституционные гарантии охраны здоровья населения, проживающих в данном сельском поселении. Непринятие мер по корректировке генеральных планов и документов территориального планирования может повлечь выделение земельных участков и возведение нового жилья, иных объектов в зонах затопления, что в свою очередь угрозу жизни и здоровью граждан.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административными ответчиками суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, надлежит признать бездействие Администрации Залогского сельского поселения, выразившиеся в непринятии решения о внесении в генеральный план сельского поселения изменений, незаконным.

При установленных обстоятельства, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, а также исходя из принципа разумных пределов исполнения решения, суд приходит к выводу о необходимости установить для административного ответчика администрации Залогского сельского поселения срок исполнения соответствующей обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, на администрацию Залогского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежит возложить обязанность принять меры по корректировке генерального плана Залогского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Качугского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Залогского муниципального образования по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций незаконным.

Обязать администрацию Залогского муниципального образования в срок до 30.12.2022 года принять меры по корректировке генерального плана Залогского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказом Енисейского бассейнового водного управления № 359 от 04.08.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Качугский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Подпись Д.С. Черкашина