Дело № 2а-2163/2021 18 августа 2021 года
29RS0014-01-2021-004007-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Арюткиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску ФИО1 к участковому уполномоченному полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к участковому уполномоченному полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным бездействия.
В обоснование исковых требований указала, что на заявление административного истца участковый уполномоченный полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 отказала в возбуждении уголовного дела и приобщила материалы проверки к номенклатурному делу. Административный истец просила провести проверку по факту самоуправства, хищения ее имущества и привлечения к ответственности причастных к данным преступлениям лиц. Участковый уполномоченный полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 проверять наличие самого события преступления отказалась, как и устанавливать причастных к преступлениям лиц. Считает, что действия административного ответчика направлены на укрывательство преступлений и незаконны. Просит признать незаконным бездействие участкового уполномоченного полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 по заявлению ФИО1, взыскать в ее пользу госпошлину в возврат.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержал.
Административный ответчик участковый уполномоченный полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель административных ответчиков Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО4 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованное лицо начальник отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Частями 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Как указано в п. 2.1 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736 (далее - Инструкция), в территориальных органах МВД России в целях настоящей Инструкции осуществляются прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:
2.1.1. О преступлении - письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
2.1.2. Об административном правонарушении - письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
2.1.3. О происшествии - письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
В силу п. 41 Инструкции по каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Краткое содержание резолюции заносится в графу 7 КУСП.
В соответствии с п. 44 Инструкции исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
Согласно п. 63 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого произошло происшествие, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел;
- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.
Согласно п. 65 указанного приказа о результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 настоящей Инструкции, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Частью 1 ст. 145 УПК РФ предусмотрено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
В силу ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
Таким образом, на правоохранительные органы возложена обязанность по проведению проверки и принятию решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и ст. 145 УПК РФ, лишь по сообщению о преступлении.
По иным сообщениям и заявлениям граждан, проверка должностными лицами Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску проводится в ином порядке, в том числе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что 24 апреля 2021 года в отдел полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску обратилась ФИО1 с устным заявлением, в котором содержалась просьба провести проверку по факту самовольного заселения в проданную квартиру в отсутствие акта приема-передачи по договору купли-продажи, а также оказать помощь в возврате личных вещей. В ходе работы следственно-оперативной группы отобраны объяснения заявителя, признаки преступления не обнаружены, указано на необходимость проведения дополнительной проверки (КУСП <№>).
30 апреля 2021 года административным истцом в ОП № 3 УМВД России по городу Архангельску направлено заявление о приобщении документов к ранее поданному заявлению (КУСП <№>). Данное обращение было приобщено к ранее зарегистрированному материалу проверки в КУСП <№> от 23 апреля 2021 года.
Проведение проверки по данному материалу списано участковому уполномоченному полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 01 мая 2021 года в порядке проверки сообщения о происшествии.
В ходе проверки участковым уполномоченным полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 отобраны пояснения ФИО5, исследованы и приобщены договор купли-продажи квартиры от 17 апреля 2021 года, а также передаточный акт от 17 апреля 2021 года, выписка из Единого государственного реестра недвижимого имущества от 21 апреля 2021 года, а также иные документы.
Из указанных документов следует, что по договору купли-продажи от 17 апреля 2021 года административный истец продала квартиру, расположенную по адресу: г. Архангельск, ..., ФИО5 В соответствии с условиями договора на момент его подписания в объекте на регистрационном учете никто не состоит. От имущества продавца объект освобожден (п. 3.8).
В тот же день административным истцом и ФИО5 подписан передаточный акт, согласно которому административный истец передала ФИО5 указанную квартиру, а последний принял ее с исправным сантехническим и электрооборудованием.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества, право на данное недвижимое имущество за ФИО5 зарегистрировано 21 апреля 2021 года
Рапортом от 13 мая 2021 года участковый уполномоченный полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 доложила начальнику отдела полиции № 3 о том, что по данному материалу проведена проверка, данных, указывающих на признаки преступления либо административного правонарушения, не обнаружено, между ФИО1 и ФИО5 усматриваются гражданско-правовые отношения. На основании изложенного, предложено приобщить материалы проверки к материалам номенклатурного дела.
С доводами рапорта согласился начальник отдела полиции № 3, о чем свидетельствует резолюция «в дело».
Административный истец ФИО1 уведомлена об указанном решении исходящим письмом от 13 мая 2021 года <№>.
Поскольку следственно-оперативной группой признаки преступления либо административного правонарушения не обнаружены, дополнительная проверка по заявлению истца была поручена руководством отдела полиции № 3 участковому уполномоченному полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2 в порядке рассмотрения заявления о происшествии в соответствии с указанными выше положениями.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не выносилось, поскольку проверка в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не проводилась по указанным выше основаниям.
По заявлению истца вынесено решение в соответствии с пп. 63.3, 65 приказа МВД России от 29 августа 2014 года № 736, о чем ФИО1 была своевременно уведомлена, разъяснено право обжаловать данное решение в Прокуратуру города Архангельска либо в суд.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что все действия, совершенные участковым уполномоченном полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2, соответствуют требованиям Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку административным истцом не представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Административным истцом было заявлено требование о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания в пользу административного истца указанных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к участковому уполномоченному полиции отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску ФИО2, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску о признании незаконным бездействия, взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина