ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2179/18 от 26.06.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2018 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Пестюрине Е.И.,

с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Родионовой Е.А., представителя административных ответчиков Белобородовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2179/2018 по административному исковому заявлению Курбайлов З.М. к Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Курбайлов З.М. с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области о признании решений незаконными.

В основание административного иска административный истец указал, что в отношении Курбайлова З.М. была проведена выездная налоговая проверка за 2016 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, решением Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (оставленным без изменения решением УФНС России по Иркутской области от <Дата обезличена>) Курбайлов З.М. привлечен к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения, ему произведено начисление налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2016 год в размере 1 989 728 рублей.

Данные решения Курбайлов З.М. полагает незаконными и необоснованными, вывод налоговых органов о систематическом получении им доходов от сдачи в аренду помещений в проверяемом периоде в размере 10 118 485 рублей (от ООО «ЗБСМ МК-162» в размере 8 217 630 рублей, от ООО «Модуль-С» в размере 1 900 855 рублей) и фактическом осуществлении предпринимательской деятельности не соответствует фактическим обстоятельствам, а также положениям абз.3 п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.4 ст.208, п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В 2016 году Курбайлов З.М. не осуществлял предпринимательскую деятельность, не имел статуса индивидуального предпринимателя, доходы от сдачи имущества, которое было им приобретено как физическим лицом, в аренду были получены им также как физическим лицом, в связи с чем им был уплачен налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в соответствии со ст.224 НК РФ (по ставке 13%), вывод налогового органа об осуществлении им предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли (получение дохода), носит вероятностный характер, не соответствует положениям ст.ст.209, 608, 621 ГК РФ. Так в период с января по июнь 2016 года административный истец не получал никакого дохода от сдачи имущества в аренду по договорам аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, №ПБ-1 от <Дата обезличена>.

Тем самым является незаконным решение налогового органа о возложении на него обязанности по уплате НДС, штрафа (общий размер которого составил 80%), привлечении к налоговой ответственности по п.1 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ за непредставление в установленные НК РФ сроки налоговой декларации по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года.

В связи с чем Курбайлов З.М. просит суд (с учетом изменения административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ) признать незаконными решение Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о привлечении Курбайлова З.М. к ответственности за совершения налогового правонарушения, решение УФНС России по Иркутской области <Номер обезличен>д от <Дата обезличена> об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

Административный истец Курбайлов З.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца в соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ, поскольку его явка в суд не является и не признана судом обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца Родионова Е.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, повторив доводы, указанные в административном иске.

Представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области Белобородова Е.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просит в удовлетворении требований отказать, представив возражения на административный иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд, рассмотрев административные исковые требования Курбайлова З.М., проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом о принятии на личном приеме, после обжалования решения в порядке подчиненности, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом требований ст.ст.92, 93 КАС РФ.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Решением Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Курбайлов З.М. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также ему начислена недоимка по НДС за 1-4 кварталы 2016 года в размере 1 989 728 рублей, пени в размере 212 289, 99 рублей, штраф за неуплату НДС в размере 99 486, 40 рублей, штраф за не предоставление налоговой декларации по НДС за 1-4 кварталы 2016 года в размере 149 229, 60 рублей, штраф за не предоставление налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год в размере 98 655, 23 рублей.

Из описательной части решения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Курбайлов З.М. на основании договоров сдавал недвижимое имущество в аренду ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «Модуль-С», что подтверждается представленными договорами аренды, согласно которым ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «Модуль-С» производили ему оплату арендной платы, а также производили начисление НДФЛ в размере 13% от размера арендной платы.

Как указал налоговый орган фактами и обстоятельствами, свидетельствующими о наличии в действиях Курбайлова З.М. признаков предпринимательской деятельности, являются:

- систематический характер возмездных сделок;

- приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования и продажи;

- устойчивые связи с арендатором и получателем арендных платежей.

Решением УФНС России по Иркутской области <Номер обезличен>@ от <Дата обезличена> данное решение оставлено без изменения.

Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что оспариваемые решения приняты уполномоченными лицами, соответствуют требованиям закона, основания для признания их незаконными отсутствуют.

В соответствии с абзацем 4 ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно пп.пп. 1, 2, 4, 6 п.1, 5 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований п.п.1, 3 ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пп.пп.2, 4, 7, 12 п.1, п.3 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

В соответствии с пп.пп. 1, п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Курбайлову З.М. на праве собственности принадлежат:

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на РММ с гаражом-стоянкой: нежилое двухэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на кузницу: нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый <Номер обезличен>, площадью 18 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на водонапорную башню: нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на ангар: нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на ангар: нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на административно-бытовой корпус: нежилое четырехэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на пункт охраны: нежилое двухэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственниками являются Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. (в размере 1/3 доли каждый);

- с <Дата обезличена> – 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 6 898,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес обезличен>), сособственником является Курбайлов С.М. (1/2 доли в праве).

Согласно представленным налоговому органу при проведении камеральной проверки договору аренды от <Дата обезличена> между Курбайловым М.М. и ООО «Модуль-М» заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, площадью 6 898,3 кв.м., сроком на 10 лет.

Размер арендной платы составляет: постоянная арендная плата (в которую входят плата за пользование помещением, плата за отопление, канализирование, налог на доходы физических лиц в размере 13%) – с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 70 012 рублей в месяц, с <Дата обезличена> и последующие месяцы – 190 085, 50 рублей в месяц; размер переменной арендной платы составляет компенсацию фактически оказанных услуг по электроснабжению, водоотведению исходя из данных прибора учета.

На основании дополнительного соглашения к договору аренды от <Дата обезличена> арендодателями являются Курбайлов З.М., Курбайлов С.М. в связи с заключением договора дарения и смены собственника нежилого помещения.

Факт оплаты арендных платежей подтверждается представленными платежными поручениями, согласно которым ООО «Модуль-С» производило оплату арендных платежей в 2016 году в размере 1 900 855 рублей Курбайлову З.М.

Также ООО «Модуль-С» в 2016 году (с марта по декабрь) в соответствии с условиями договора аренды производило удержание из арендной платы и перечисление налога на доходы физических лиц в размере 24 711 рублей ежемесячно, всего в размере 247 110 рублей.

Из договора аренды нежилого помещения от <Дата обезличена><Номер обезличен>-АПК (в редакции дополнительного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) следует, что Курбайлов З.М. предоставил ООО «ЗБСМ МК-162» часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, размер арендной платы согласовывается сторонами в дополнительном соглашении к договору, срок аренды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Согласно договору аренды нежилого помещения от <Дата обезличена><Номер обезличен>-АПК Курбайлов З.М. предоставил ООО «ЗБСМ МК-162» часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, размер арендной платы является расчетным, состоит из фактических затрат на коммунальные услуги, срок аренды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Факт оплаты арендных платежей за часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подтверждается представленными платежными поручениями, согласно которым ООО «ЗБСМ МК-162» производило оплату арендных платежей в 2016 году в размере 2 735 555 рублей Курбайлову З.М.

Как усматривается из договора аренды недвижимого имущества <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Курбайлов З.М., Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. передают в аренду ООО «ЗБСМ МК-162» объекты недвижимости: административно-бытовой корпус, проходную, РММ с гаражом-стоянкой, водонапорную башню, 2 ангара, кузницу, склад с мастерской, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, срок аренды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, размер арендной платы составляет 300 000 рублей в месяц.

Согласно договору аренды недвижимого имущества №ПБ-1 от <Дата обезличена>, Курбайлов З.М., Курбайлов Р.М., Курбайлов С.М. передают в аренду ООО «ЗБСМ МК-162» объекты недвижимости: административно-бытовой корпус, проходную, РММ с гаражом-стоянкой, водонапорную башню, 2 ангара, кузницу, склад с мастерской, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, срок аренды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, размер арендной платы составляет 3 208 815 рублей в месяц и перечисляется равными долями на расчетные счета арендодателей.

Факт оплаты арендных платежей за объекты недвижимости: административно-бытовой корпус, проходную, РММ с гаражом-стоянкой, водонапорную башню, 2 ангара, кузницу, склад с мастерской, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, подтверждается представленными платежными поручениями, согласно которым ООО «ЗБСМ МК-162» производило оплату арендных платежей в 2016 году в размере 6 417 630 рублей Курбайлову З.М.

Также ООО «ЗБСМ МК-162» в 2016 году (с января по декабрь) в соответствии с условиями договора аренды производило удержание из арендной платы и перечисление НДФЛ за Курбайлова З.М. ежемесячно, всего в размере 1 068 294 рубля.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Курбайлов З.М. в 2016 году передавал на праве аренды нежилые помещения, получая систематически (ежемесячно) доход (арендную плату) от ООО «ЗБСМ МК-162» в размере 9 153 185 рублей, ООО «Модуль-С» в размере 1 900 855 рублей, что не оспаривалось сторонами.

Суд, проверив доводы Курбайлова З.М. о том, что он не осуществлял предпринимательскую деятельность, поскольку не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а также довод о том, что уплата НДФЛ исключает начисление и уплату НДС, находит необоснованными в виду следующего.

Из предписаний абзаца третьего пункта 1 статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ у физического лица при осуществлении предпринимательской деятельности возникает обязанность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 приведенной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (пункт 4 этой же нормы).

Анализ положений ст.ст.2, 23 ГК РФ в совокупности с абзацем 4 ст.11 НК РФ показывает, что законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 ГК РФ, о наличии которой в действиях гражданина могут свидетельствовать, в частности, приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.

Пунктом 2 статьи 11, статьей 143, подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлена обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп.4 ст.208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

На основании пунктов 2, 5, 8 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований; выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании ч. 1, 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются индивидуальные предприниматели.

В силу ч. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку Курбайлов З.М. в 2016 году осуществлял предпринимательскую длительность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно им не был выбран специальный налоговый режим, в связи с чем он обязан уплачивать налоги по общей системе налогообложения, то есть как НДФЛ (который был уплачен им через налоговых агентов ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «Модуль-С»), так и НДС, начисление которого произведено налоговым органом по результатам камеральной проверки.

Кроме того, суд учитывает, что Курбайлов З.М. с <Дата обезличена> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <Номер обезличен>), основной вид деятельности по ОКВЭД - «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».

Суд, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу, что Курбайлов З.М. сдавал принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения юридическим лицам ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «Модуль-С» для использования в производственной деятельности арендаторов, целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли, следовательно Курбайлов З.М. являлся плательщиком НДС, а также НДФЛ, ему в соответствии с требованиями налогового законодательства начислена недоимка по НДС в размере 1 989 728 рублей, пени в размере 212 289,99 рублей (размер начислений административным истцом не оспорен), в связи с неуплатой которых налогоплательщик законно привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, штрафные санкции (общий размер которых составил 1 989 728 рублей) снижены с учетом ст.ст.112, 114 НК РФ до 99 486, 40 рублей.

Проверив довод Курбайлова З.М. о незаконности привлечения к налоговой ответственности за не представление налоговых деклараций по НДФЛ, НДС, суд также полагает необоснованным.

В соответствии с абз. 1,2 ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Курбайловым З.М. не представлена в налоговый орган в соответствии с требованиями ст.ст. 119, 174, 229 НК РФ ни налоговая декларация по НДФЛ, ни налоговые декларации по НДС, в связи с чем он правомерно привлечен к налоговой ответственности за данные налоговые правонарушение в виде штрафа, за не представление налоговой декларации по НДФЛ в размере 1 315 403 рубля и налоговых деклараций по НДС в размере 1 989 728 рублей, которые снижены с учетом ст.ст.112, 114 НК РФ до 98 655,23 рублей и до 149 229, 60 рублей соответственно.

Довод Курбайлова З.М. о том, что налоговая декларация по НДФЛ за 2016 год им не представлена в виду фактической оплаты налога налоговым агентами не влияет на законность принятого в данной части решения о привлечении к налоговой ответственности, поскольку фактическая уплата налога не освобождает физическое лицо, фактически осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от обязанности предоставлять налоговую декларацию при получении дохода в налоговом периоде в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст.227, п.1 ст.229 НК РФ.

Так же суд полагает необоснованным довод Курбайлова З.М. о незаконности привлечения к ответственности как за уплату НДС, так и за не предоставление налоговых деклараций, поскольку данные правонарушения являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, ответственность за их совершение которых предусмотрена ст. ст. 119, 122 НК РФ.

Таким образом, учитывая требования ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст. 11, 23, 30, 31, 32, 44, 80, 119, 143, 146, 174, 207, 229, 346.13, 346.26 НК РФ, ст.ст.2, 23 ГК РФ, ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-I «О налоговых органах Российской Федерации», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; нарушения требований законодательства со стороны административных ответчиков в пределах их компетенции при принятии оспариваемых решений не установлено, доводы о нарушении прав, свобод и законных интересов Курбайлова З.М. в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Курбайлов З.М. к Межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области о признании решений незаконными отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет составлено 02 июля 2018 года.

Председательствующий: Латыпов Р.Р.