72RS0013-01-2021-001994-50
Дело № 2а-2179/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 25 марта 2021 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Блохиной О.С.,
при секретаре Закирьяновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Межмуниципального отделу по Голышмановскому, Аромашевскому и Бердюжскому районам Управления Росреестра по Тюменской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 О.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-27957407/6; обязании произвести государственную регистрацию прав в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании соглашения о выделении долей от ДД.ММ.ГГГГ; взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств, кредитных средств и средств материнского (семейного) капитала истец и ее супруг приобрели в совместную собственность указанную однокомнатную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ после снятия обременения в виде ипотеки во исполнение требований части 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» супруги ФИО10, действуя, в том числе, как законные представители своих несовершеннолетних детей, заключили соглашение об определении долей, по условиям которого в собственность супругов и детей выделено по 8/100 доли в праве общей долевой собственности каждому, остальные 68/100 доли в праве собственности на квартиру остались в совместной собственности супругов. ДД.ММ.ГГГГ соглашение было представлено на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области. ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным отделом по Голышмановскому, Аромашевскому и <адрес>м Управления Росреестра по Тюменской области было принято решение в форме уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в отношении помещения в связи с отсутствием обязательного нотариального удостоверения соглашения. Данное решение (уведомление) по мнению административного истца является незаконным.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО7 с административным исковым заявлением не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложены в отзыве.
Административный истец ФИО10 О.Б., заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи таким основанием являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно свидетельства о заключении брака ФИО2 и ФИО3 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, они являются родителями ФИО10 Евы ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что следует из свидетельств о рождении.
В период брака супругами ФИО11ДД.ММ.ГГГГ приобретена квартира, расположенная по адресу <адрес>, с использованием кредитных денежных средств.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный объект недвижимости за ФИО3
В связи с намерением воспользоваться правом направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданному ФИО10 О.Б. ГУ - УПФР в г. Тюмени на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору, ФИО3 дано обязательство в течение шести месяцев после снятия обременения оформить вышеуказанную квартиру в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе, первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
ДД.ММ.ГГГГ после снятия обременения в виде ипотеки во исполнение данного обязательства, а также требований части 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ФИО10 О.Б. и ФИО3, действуя, в том числе, как законные представители своих несовершеннолетних детей, ФИО10 Евы ФИО5 и ФИО4, заключили соглашение об определении долей, по условиям которого в собственность супругов и детей выделено по 8/100 доли в праве общей долевой собственности каждому, остальные 68/100 доли в праве собственности на квартиру остались в совместной собственности супругов.
ФИО3, ФИО10 О.Б., действующая также как законный представитель несовершеннолетних ФИО9 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрацией права собственности в отношении вышеуказанной квартиры в соответствии с соглашением о выделении долей в праве собственности на квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявлений ФИО10 и представленных документов принято оспариваемое решение, отраженное в уведомлении ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации прав, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Основанием приостановления явилось несоответствие формы документа, предоставленного для осуществления государственной регистрации права, требованиям законодательства Российской Федерации.
Аналогичные уведомления направлены в адрес ФИО3
Согласно пункту 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон» права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
В пункте 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 256 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее также - Федеральный закон № 256- ФЗ).
В силу части 4 статьи 10 названного Федерального закона жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Федеральным законом № 256-ФЗ определен круг лиц, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, установлен вид собственности - общая долевая, и основание для определения долей в праве собственности - соглашение об определении размера долей.
Исходя из положений Федерального закона № 256-ФЗ, письменное обязательство лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить приобретенный с использованием средств материнского (семейного) капитала объект недвижимости (жилье) в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) должно быть оформлено в установленном законом порядке. Размер долей в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости должен определяться на основании письменного соглашения всех дееспособных членов семьи. При этом требование об обязательном нотариальном удостоверении данного соглашения законодательством Российской Федерации не установлено.
По смыслу приведенных норм, не являются совместно нажитым имуществом супругов средства материнского (семейного) капитала, поэтому доли в праве на квартиру, приобретенную с их использованием, определяются исходя из равенства долей родителей и детей исключительно на средства материнского (семейного) капитала, а не на все средства, за счет которых была приобретена квартира.
В связи с этим позицию Управления Росреестра по Тюменской области о необходимости нотариального удостоверения соглашения о выделении долей в праве собственности на квартиру, приобретенную за счет средств материнского капитала и личных средств ФИО10, суд полагает несостоятельной. Имея специальное целевое назначение, средства материнского капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.
При таких данных решение Межмуниципального отдела по Голышмановскому, Аромашевскому и Бердюжскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации прав является незаконным и нарушает права административного истца.
На основании изложенного, требование административного истца о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав подлежит удовлетворению.
Поскольку органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тюменской области, является Управление Росреестра по Тюменской области, на указанного административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при подаче административного искового заявления ФИО10 О.Б., в силу части 1 статьи 111 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 150, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО10ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Голышмановскому, Аромашевскому и Бердюжскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации прав.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области устранить нарушение прав административного истца.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области государственную пошлину в пользу ФИО10ФИО2 в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий судья (подпись) О.С. Блохина
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2021 года.
Копия верна.
Судья О.С. Блохина