16RS0051-01-2020-015338-31 СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН П. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Казань Дело №2а-2185/21 27 июля 2021 года Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бусыгина Д.А. с участием административного истца ФИО1 представителя административного истца ФИО2 представителя административного соответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО3 представителя административного соответчика Управления Росреестра по РТ ФИО4 при секретаре Насыровой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО5, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО6, главному специалисту отдела геослужбы МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО7, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решения и письма незаконными, отзыве письма и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд У С Т А Н О В И Л: Административный истец ФИО1 (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что он является собственником земельного участка общей площадью 1500 кв. м. с кадастровым номером 16:50:260101:31, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, находящегося по адресу: <адрес изъят> 21 августа 2020 года административный истец обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении кадастрового учета, а именно изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид «для объектов общественно-делового значения». 4 сентября 2020 года Управление Росреестра по РТ уведомлением отказало во внесении изменений в ЕГРН, по тем основаниям, что отсутствует документ и информация, необходимая для кадастрового учета. Кроме того, административный истец указывает, что в своем отказе Управление Росреестра по РТ ссылалось на письмо МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» согласно которого, земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в красных линиях дороги, то есть в границах территории общего пользования, действие градостроительных регламентов на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется. Административный истец считает, что отказ Управления Росреестра по РТ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так, по мнению административного истца, вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения является основным видом разрешенного использования, поскольку данный земельный участок расположен в территориальной зоне «Д1 - зона коммерческой и деловой активности». Поскольку, административный истец является правообладателем земельного участка, следовательно, в соответствии нормами Градостроительного кодекса РФ имеет право самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка. Кроме того, административный истец отмечает, что в отношении его земельного участка решение о резервировании органом местного самоуправления не принималось. Таким образом, любое ограничение его права самостоятельно выбирать вид разрешенного использования для своего земельного участка из числа установленных основных видов разрешенного использования является незаконным. На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным уведомление Управления Росреестра по РТ от 4 сентября 2020 года №КУВД-16-0-1-271/3003/2019-1021 об отказе в удовлетворении заявления об осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:260101:31, на вид «для объектов общественно - делового значения»; обязать Управление Росреестра по РТ осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:260101:31, на вид «для объектов общественно-делового значения»; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» отозвать письмо от 1 сентября 2020 года, явившееся для Управления Росреестра по РТ основанием для отказа в удовлетворении заявления административного истца. В ходе судебного разбирательства административный истец дополнил административные исковые требования и также просил суд признать незаконным письмо МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 1 сентября 2020 года, обязать Управление Росреестра по РТ осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:260101:31 на вид «магазины». В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены государственный регистратор ФИО5, заместитель начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани» ФИО6, главный специалист отдела геослужбы МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО7, а в качестве заинтересованного лица – МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани». На судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить. Представители административных соответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани», Управления Росреестра по РТ административный иск не признали. Иные участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены. Вывод о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, сделан судом также и на основании положений частей 8-10 статьи 96 КАС РФ, сведений, содержащихся в материалах административного дела о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями о начавшемся судебном разбирательстве, и отсутствия заявлений от таких лиц о невозможности получения сведений из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Изучив материалы дела, выслушав административного истца, его представителя, представителей административных соответчиков, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вид разрешенного использования земельного участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона. Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что правила застройки землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил, внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, а также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Согласно статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно решения Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года №51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила). Согласно частям 1, 2, 3 статьи 58 Правил, территория города Казани, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также бесхозяйные земельные участки, в пределах границ муниципального образования г. Казани делится на зоны, которые фиксируются на карте территориальных зон градостроительных регламентов. Согласно части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Частью 4 статьи 30.1 Правил, не допускается изменение разрешенного вида использования земельного участка, на который Градостроительный регламент не распространяется. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, находящиеся в границах территорий общего пользования. Частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 1500 кв. м. с кадастровым номером 16:50:260101:31, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, находящегося по адресу: <адрес изъят> 21 августа 2020 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением №16-0-1-271/3003/2020-1021 о государственном кадастровом учете изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:50:260101:31, в связи с изменением вида разрешенного использования на «для объектов общественно – делового значения». В ходе рассмотрения данного заявления Управлением Росреестра по Республике Татарстан был направлен межведомственный запрос в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани» о предоставлении документов, сведений на указанный земельный участок. 1 сентября 2020 года на указанный запрос поступил ответ от МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани» в виде письма из которого следует, что в соответствии с проектом планировки территории по улице Мамадышский тракт, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29 декабря 2016 года №25410, земельный участок с кадастровым номером 16:50:260101:31, расположен в красных линиях дороги, в границах территории общего пользования. В соответствии с частью 2 статьи 28 Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, действие градостроительных регламентов на земельные участки в границах территории общего пользования не распространяется. 4 сентября 2020 года Управлением Росреестра по Республике Татарстан принято решение об отказе административному истцу во внесении изменений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на «для объектов общественно – делового значения», в связи с тем, что ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимых для кадастрового учета. Посчитав отказ во внесении изменений в ЕГРН от 4 сентября 2020 года, а также письмо МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 1 сентября 2020 года незаконными административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями. Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 4 сентября 2020 года, а также письмо от 1 сентября 2020 года являются законным и обоснованным по следующим основаниям. Так, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Поскольку, поступивший ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимых для кадастрового учета, в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», органом регистрации прав было принято решение об отказе во внесении изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:260101:31. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется Управлением Росреестра по Республике Татарстан в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Согласно нормам статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы власти местного самоуправления в течение 5 рабочих дней обязаны направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН, в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. В данном случае, суд отмечает, что если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН запрашиваемых сведений. Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый); виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий). Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - Классификатор). В силу пунктов 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 16:50:260101:31 находится в зоне Д1 (зона коммерческой и деловой активности). Для этого вида использования классификатором разрешено размещение административных офисов, объектов для осуществления государственной власти и управления, здания организаций оказывающих правовые услуги, здания финансовых организаций и т.д. Как усматривается из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 декабря 2016 года утвержден проект планировки территории «Мамадышский тракт», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 16:50:260101:31, расположен в красных линиях дороги, в границах территории общего пользования. В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, действие градостроительных регламентов не распространяются на земельные участки в границах территорий общего пользования. Таким образом, поскольку участок административного истца расположен в границах общего пользования, следовательно, изменить вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами только по заявлению административного истца не представляется возможным. При этом, суд отмечает, что установить вид разрешенного использования земельного участка возможно только после приведения Правил землепользования и застройки данной территории в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что возможно осуществить в соответствии с порядком, указанным в статье 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Учитывая, что на момент обращения административного истца в Управление Росреестра по РТ, изменения в Правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором, не были внесены, сам земельный участок административного истца находился в границах утвержденных красных линий на основании постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 декабря 2016 года утвержден проект планировки территории «Мамадышский тракт», у административного ответчика отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу. Указанное обстоятельство не лишает административного истца возможности вновь обратиться в уполномоченный орган для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Федеральными законами, как указано в части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доводы административного истца, о том, что для земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, дополнительно разрешены все виды разрешенного использования, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеприведенным нормам законодательства. С учетом вышеизложенного, суд также приходит к выводу, что письмо МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 1 сентября 2020 года является законным, поскольку в нем указана существующая в настоящее время градостроительная ситуация в отношении земельного участка административного истца. Ввиду отказа в удовлетворении требований о признании оспариваемых решения от 4 сентября 2020 года, а также письма от 1 сентября 2020 года незаконными, у суда не имеется правовых оснований для понуждения административных соответчиков к совершению определенных действий в виде понуждения осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:260101:31, на вид «магазины» и отозвать письмо от 1 сентября 2020 года. При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска надлежит отказать. Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО5, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО6, главному специалисту отдела геослужбы МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО7, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решения и письма незаконными, отзыве письма и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд. Судья Советского районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин Мотивированное решение суда составлено 10 августа 2021 года Судья Д.А. Бусыгин |