ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2189/2023 от 01.12.2023 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-2189/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2023 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Пелипенко А.А.,

при секретаре Пятиненко С.А.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица ООО «Газпром газораспределение Томск» ФИО3 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Томского района о признании незаконным постановления Администрации Томского района от 10.11.2022 № 327-з в части установления публичного сервитута на часть земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Томского района о признании незаконным постановления Администрации Томского района от 10.11.2022 № 327-з в части установления публичного сервитута на часть земельного участка, площадью 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства; возложении на Управление Росреестра по Томской области обязанности исключить сведения о публичном сервитуте, установленном постановлением Администрации Томского района от 10.11.2022 № 327-з в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый . Указанный участок и расположенный на нем дом газифицированы, что подтверждается договором о подключении объектов капитального строительства сети газораспределения № У15-18/2346 от 13.09.2018, схемой с уточненными координатами точки подключения к газопроводу от 19.07.2019 № 450/ЕО, актом о подключении (технологическом присоединении) от 25.11.2019, актом о приемке в эксплуатацию внутридомового газоиспользующего оборудования от 26.11.2019, договором на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования № 12-19/7785 от 02.11.2019. Согласно указанным документам и фактически граница разграничения (газовый выход из земли газопровода с краном ДУ-25 мм) зон эксплуатационной ответственности и имущественной принадлежности ООО «Газпром газораспределение Томск» и ФИО1 проходит по границе земельного участка. Администрация Томского района Постановлением № 327-з от 10.11.2022 «Об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков» установила публичный сервитут на часть указанного земельного участка. Сервитут установлен в порядке главы V 7 Земельного кодекса Российской Федерации по ходатайству и в интересах ООО «Газпром газораспределение Томск» в целях эксплуатации линейных объектов системы газоснабжения, в размере 8 кв.м. Письмо об установлении сервитута ФИО1 получил 05.08.2023. Сервитут установлен незаконно и необоснованно. Спорный сервитут установлен в целях эксплуатации линейных объектов системы газоснабжения ООО «Газпром газораспределение Томск» в интересах ООО «Газпром газораспределение Томск». Газовый выход (выход из земли газопровода) расположен на границе земельного участка истца и улицы (проезжей части) и служит для подключения только его внутридомового газового оборудования к газовой сети, то есть этим выходом пользуется только истец как собственник земельного участка и дома. Таким образом, у сервитута отсутствует публичный характер, что говорит о его незаконности. Площадь земельного участка 600 кв.м, на котором расположен дом, гараж, огород и палисадник перед домом. Площадь последнего около 42 кв.м. Установление сервитута в размере 8 кв.м, более 1/5 от площади, значительно затрудняет его использование. Согласно выписке из ЕГРН от 03.08.2023 на часть земельного участка (учетный ) вокруг газового выхода установлена охранная зона инженерных коммуникаций газораспределительной сети, номер зоны 70:14-6.2244, срок действия не установлен, что подтверждается данными публичной кадастровой карты. Таким образом, в настоящее время в целях эксплуатации линейных объектов системы газоснабжения (выход газопровода) уже установлены ограничения пользования и владения земельным участком. Права и интересы ООО «Газпром газораспределение Томск» как ресурсоснабжающей и эксплуатирующей организации уже защищены. Установление ограничений прав пользования земельным участком в виде публичного сервитута чрезмерно и необоснованно. Согласно п. 2.2.5 договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового обслуживания № 12-19/7785 от 02.11.2019 административный истец обязан обеспечивать доступ ООО «Газпром газораспределение Томск» к внутридомовому газовому оборудованию для технического обслуживания и ремонта. Данное условие договора является обязательным (существенным) согласно пп. «в» п. 42 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Указанное включает, в том числе, газопровод подземный и надземный, подходящий к газопроводной сети ООО «Газпром газораспределение Томск» в виде выхода на поверхность (высота 1,5 м) подземного газопровода на границе земельного участка, для эксплуатации (доступа для эксплуатации) которого и установлен спорный публичный сервитут. Заключение договора на техническое обслуживания и ремонт внутридомового газового оборудования является обязательным условием поставки газа, без него поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке. Таким образом, в настоящее время у ООО «Газпром газораспределение Томск» есть право доступа к своему газопроводу, а у ФИО1 есть обязанность предоставить такой доступ. Права и интересы ООО «Газпром газораспределение Томск» как ресурсоснабжающей и эксплуатирующей организации уже защищены. Установление дополнительных ограничений прав пользования земельным участком в виде публичного сервитута чрезмерно и необоснованно. Установление публичного сервитута ущемляет права ФИО1 как собственника земельного участка, так как стоимость земельного участка с ограничениями и обременениями всегда ниже, чем стоимость такого земельного участка при прочих равных условиях.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром газораспределение Томск» ФИО3 возражал против удовлетворения требований по основаниям, указанным в отзыве.

Административный ответчик Администрация Томского района, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила.

В отзыве на административное исковое заявление представителем Администрации Томского района указано на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, заинтересованное лицо государственный регистратор ФИО4, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Государственный регистратор ФИО4 в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В письменных возражениях представителем Управления Росреестра по Томской области указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Газопроводы образуют газотранспортную систему, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях (абз. 6 п. 3абз. 6 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162).

Согласно абз. 4 - 9 п. 7 Технического регламента безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 (далее - Регламент безопасности газораспределительных сетей), предусмотрены следующие виды газопроводов: газопровод внутренний - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания; газопровод наружный - подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания; газопровод подземный - наружный газопровод, проложенный в земле ниже уровня поверхности земли, а также по поверхности земли в насыпи (обваловании); газопровод надземный - наружный газопровод, проложенный над поверхностью земли, а также по поверхности земли без насыпи (обвалования); газопровод продувочный - газопровод, предназначенный для вытеснения газа или воздуха (по условиям эксплуатации) из газопроводов и технических устройств; газопровод сбросной - газопровод, предназначенный для отвода природного газа от предохранительных сбросных клапанов.

Согласно п. п. 14 - 16 Регламента безопасности газораспределительных сетей сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (выписка из ЕГРН от 03.08.2023 № КУВИ-001/2023-176656314).

13.09.2018 между газораспределительной организацией ООО «Газпром газораспределение Томск» (исполнитель) и ФИО1 (заявитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с применением установленной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов платы за подключение № У15-18/2346, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – жилой дом к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями настоящего договора.

По итогам выполнения исполнителем предусмотренного настоящим договором комплекса мероприятий будет создан объект капитального строительства до границ земельного участка заявителя «Газопровод к жилому дому, расположенный по адресу: <адрес>» (п.5.8 договора).

Как усматривается из плана газопровода низкого давления от 09.07.2019, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 24.08.2018, схемы газопроводов с указанием границы разграничения эксплуатационной ответственности, границей разграничения имущественной принадлежности сторон является отключающее устройство Ду-25 мм на выходе из земли газопровода низкого давления ООО «Газпром газораспределение Томск». Существующий газопровод «Газопровод к жилым домам, расположенным по адресу: <адрес>, код объекта В-ТП/У- 360, к которому выполнено фактическое присоединение объекта капитального строительства принадлежит исполнителю. Газопровод от границы разграничения имущественной принадлежности до газоиспользующего оборудования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит заявителю.

Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка имеются сведения об ограничении права на земельный участок, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании постановления Администрации Томского района об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков от 10.11.2022 № 327-з. Содержание ограничения (обременения): публичный сервитут для эксплуатации, прохода и проезда к существующему сооружению: газопровод к жилым домам, расположенным по адресу: <адрес> сроком на 49 лет, , площадь 8 кв.м.

Обращаясь с настоящим иском в суд административным истцом ФИО1 указано, что сервитут не обладает признакам публичности, нарушает его права как собственника земельного участка, кроме того права ООО «Газпром газораспределение Томск» имеет право доступа к газопроводу в рамках договора на техническое обслуживание и наличия охранной зоны.

Согласно ч. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута); сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество; в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В силу ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Согласно п. 5 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, нескольких городских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Следовательно, установление публичного сервитута является возможным для целей размещения объектов прямо перечисленных в вышеприведенной норме с соблюдением установленных условий.

Положения подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации содержат не только цели установления публичного сервитута, но и определяют сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, как на это отсылает пункт 3 статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (ч.2).

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (ч.4).

Согласно ч. 5 ст. 39.39. Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей); размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 4.1 ст. 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся единым оператором газификации, региональным оператором газификации, - в случае установления публичного сервитута для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей.

Согласно ч. 1 ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления.

В целях принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 настоящего Кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.

В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем:

1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, муниципального округа, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);

2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;

4) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения подпунктов 1 и 3 настоящего пункта не применяются, если публичный сервитут испрашивается только в отношении земельного участка, указанного в настоящем подпункте.

Согласно ч. 4 ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, направляет указанное сообщение и документы, предусмотренные пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в орган местного самоуправления указанного муниципального образования, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 4.1 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях установления публичного сервитута для реконструкции участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем пятнадцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 39.42 настоящего Кодекса).

Согласно ч. 3 указанной статьи орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.

Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута (ч.5).

Как следует из материалов дела, администрацией Томского района 14.10.2022 на официальном сайте опубликована информация об установлении публичного сервитута, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В печатном издании «Томское Предместье» № 76(10957) от 14.10.2022 также была опубликована аналогичная информация.

Сведения о том, что в установленный законом срок от ФИО1 поступили заявление об установлении иного варианта границ публичного сервитута материалы дела не содержат.

Постановлением Администрации Томского района от 10.11.2022 № 327-з в интересах ООО «Газпром газораспределение Томск» установлен публичный сервитут в целях эксплуатации линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, являющихся объектами местного значения муниципального района, необходимых для организации газоснабжения населения, в том числе, на часть земельного участка площадью 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, административным ответчиком соблюден порядок вынесения решения на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Из анализа представленных докуметов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Согласно схеме расположения границ публичного сервитута на кадастровом плане территории (приложение № 1 к Постановлению Администрации Томского района от 10.11.2022 № 327-з) граница публичного сервитута проходит по границе земельных участков <адрес>

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в обязанность эксплуатирующей организации входит комплекс мероприятий по обеспечению безаварийной работы опасных производственных объектов.

Представителем заинтересованного лица указано, что газопровод является единым объектом, линейным сооружением, возведенным с целью обеспечения населения газоснабжением.

Учитывая указанные обстоятельства, целью установления публичного сервитута являлось оформление права пользования земельными участками в целях размещения (эксплуатации) линейных объектов - газопроводов.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца, публичный характер установления сервитута имеется.

Административным истцом указано, что в настоящее время у ООО «Газпром газораспределение Томск» есть право доступа к газопроводу.

В обоснование требований административным истцом представлен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования № 12-19/7785 от 02.11.2019, одним из условий которого является обязанность специализированной организации ООО «Газпром газораспределение Томск» своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования заказчика, а заказчик обязан обеспечивать доступ представителя исполнителя к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами пользования газом № 410 и иными нормативными актами.

Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами высоковольтных линий ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018)").

Ссылка на наличие договора технического обслуживания и ремонт внутридомового газового оборудования № 12-19/7785 от 02.11.2019 несостоятельна по тому же мотиву.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Пунктом 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Таким образом, установление публичного сервитута не препятствует использованию земельного участка его собственником по назначению. При этом материалы дела не содержат доказательств наличия в настоящее время каких-либо ограничений в пользовании и распоряжении земельным участком административным истцом с учетом имеющегося сервитута.

При установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО2 к <адрес> о признании незаконным постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-з в части установления публичного сервитута на часть земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к <адрес> о признании незаконным постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-з в части установления публичного сервитута на часть земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий /подпись/ А.А. Пелипенко

Мотивированное решение составлено 15.12.2023

Копия верна

Подлинник подшит в административном деле а-2189/2023

Судья А.А. Пелипенко

Секретарь ФИО5

УИД 70RS0-88