ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2193/2022 от 01.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2193/2022

55RS0007-01-2022-002845-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения № 211 от 11.03.2022 «Об определении разрешенного вида использования»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения от 11.03.2022 «Об определении разрешенного вида использования».

В обоснование заявленных требований указано, что 14.04.2022 административный истец из открытых интернет источников при просмотре публичной кадастровой карты в отношении земельного участка с кадастровым номером узнала об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка с «Офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства» на «Деловое управление (код 4.1), бытовое обслуживание (код 3.3), банковская и страховая деятельность (код 4.5), общественное питание (код 4.6)» в соответствии с распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска № 211 от 11.03.2022 «Об определении разрешенного вида использования».

Не соглашаясь с внесенными изменениями, административный истец, ссылаясь на наличие имеющегося у нее права собственности на помещение в здании по в , которое в свою очередь расположено на земельном участке с кадастровым номером , обращает внимание на тот факт, что является объектом культурного наследия и ФИО1, как и иные собственники помещений в здании, имеет соответствующее охранное обязательство.

Кроме того, часть земельного участка с учетным номером /2 площадью 1147 кв.м. имеет обременение в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ на основании Приказа Министерства культуры Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное также подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства культуры . Также в соответствии с Решением об осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ в отношении части земельного участка с учетным номером /1, площадью 348 кв.м. установлен сервитут.

Полагает, что с учетом изложенных обстоятельств в виды разрешенного использования данного земельного участка в обязательном порядке должны быть включены виды разрешенного использования с ко.3 «Историко-культурная деятельность», с кодом 12.0 «Земельные участки (территории) общего пользования».

При этом принадлежащие ей на праве собственности помещения сдаются в аренду для оказания юридических и психологических услуг, которые не подпадают под установленные виды разрешенного использования. В связи, с чем имеется факт нецелевого использования земельного участка, что создает риск быть подвергнутым административному наказанию, предусмотренному ст. 8.8 КоАП РФ.

С учетом изложенного и уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении разрешенного вида использования» незаконным в части не включения в число видов разрешенного использования: историко-культурная деятельность (код 9.3), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) (т. 2 л.д. 78-81).

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство культуры Омской области, департамент имущественных отношений Администрации , ФИО13, ФИО14, ООО «Луговская слобода».

В судебном заседании административный истец ФИО1 и её представитель ФИО12, действующий на основании устного ходатайства, одновременно являющегося представителем на основании доверенности заинтересованного лица ООО «Луговская слобода», заявленные требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении (т. 1 л.д. 4-7, т. 2 л.д. 78-81), настаивали на удовлетворении заявленных требований. Полагали, что оспариваемым распоряжением нарушены права административного истца, арендаторов принадлежащих ей нежилых помещений в здании на с учетом видов осуществляемой ими деятельности. При этом административный истец указала, что договор аренды на данный земельный участок с ней не заключен. С самостоятельным заявлением о заключении с ней договора аренды на земельный участок она не обращалась, направила отказ на включение ее в действующий договор аренды в отношении данного земельного участка.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 245), возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивая на законности принятого распоряжения № 211 от 11.03.2022, необоснованности доводов о нарушении прав административного истца и иных третьих лиц, осуществляющих аренду помещений в здании, расположенном на спорном земельном участке. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала не подлежащими удовлетворению заявленные требования, указала, что согласно Карте градостроительного зонирования территории города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ , утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территориальной зоны исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности (ИЗ-2). Виды разрешенного использования «деловое управление (код 4.1)», «бытовое обслуживание (код 3.3)», «банковская и страховая деятельность (код 4.5)», «общественное питание (код 4.6)» являются основными для указанной территориальной зоны. В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 16.02.2018 № 201-п, испрашиваемый земельный участок определяется в зоне размещения объектов административно-делового и общественного назначения. В отношении рассматриваемой территории постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден проект межевания территории, в соответствии с которым кадастровых действий в отношении земельного участка с кадастровым номером не предусмотрено. Положениями ст. 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ установлен градостроительный регламент зоны исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности ИЗ-2, в том числе перечень видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в такой зоне. В связи с чем, доводы административного истца о невозможности использования земельного участка для оказания юридических и психологических услуг полагала несостоятельными. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо Министерство культуры Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещено (т. 2 л.д. 246), явка представителей не обеспечена. В представленном в материалы дела отзыве на административное исковое заявление указали на тот факт, что здание «Комплекс зданий», вторая половина XIX в., расположенное по адресу: , является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) Российской Федерации регионального значения, поставлено на государственную охрану решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Омской области и о порядке археологического обследования земельных участков на территории области», зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером . Ссылаясь на положение статьи 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» пояснили, что к полномочиям Министерства культуры Омской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, полномочия по: сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и так далее. Вместе с тем, у Министерства отсутствуют полномочия по изменению, согласованию и определению разрешенного вида использования земельных участков, на которых располагаются объекты культурного наследия. В указанной связи заинтересованное лицо просит оставить на усмотрение суда административное исковое заявление о признании незаконным полностью или в части распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.03.2022 № 211 «Об определении разрешенного вида использования» (т. 1 л.д. 248-250).

Заинтересованные лица ФИО13, ООО «Луговская слобода», ФИО14 участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены (т. 2 л.д. 245, 242, 244). Представитель заинтересованного лица ФИО6ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании при участии до перерыва, вопрос рассмотрения заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли продажи нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности 27/1000 нежилое помещение , площадью 11,9 кв.м. с номером на поэтажном плане 30, этаж 2. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 56).

Кроме того, на основании указанного договора купли-продажи нежилых помещений от 08.04.2010 ФИО1 принадлежат на праве общей долевой собственности, а также на праве собственности:

- 428/1000 права общей долевой собственности на нежилое помещение , площадью 11,2 кв.м. с номерами на поэтажном плане 15-17, 27 этаж 3. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 57);

- на праве собственности на нежилое помещение , площадью 42,8 кв.м. с номерами на поэтажном плане 14, 18-20, этаж 3. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 62).

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.09.2011 ФИО1 принадлежат:

- на праве собственности - офис, площадью 46,9 кв.м. с номером на поэтажном плане 9, 10, 11, этаж 3. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 58);

- на праве общей долевой собственности 30/1000 на нежилое помещение , площадью 124,5 кв.м. с номером на поэтажном плане 1 этаж: 46; 2 этаж: 33; 3 этаж: 13; 4 этаж: 14. Этаж: 1-4. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 59);

- на праве общей долевой собственности на офис, назначение: нежилое, площадью 40,6 кв.м. с номером на поэтажном плане: : 1, 8. Этаж: 3. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 60);

- на праве общей долевой собственности 30/1000 на нежилое помещение 19П, площадью 11,9 кв.м. с номером на поэтажном плане: 30. Этаж: 2. Литер: А. Адрес (местоположение): . Кадастровый (или условный) . О чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (т. 1 л.д. 61).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 приняла на себя охранное обязательство на недвижимый памятник истории и культуры дом ФИО16 (Доходный дом), 1865 г., 1911 г., 1930 г, расположенного по адресу: , Литера А, А1, А4 (т. 2 л.д. 107-108), а также на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) дом ФИО17ФИО18 (Доходный дом), 1865 г., 1911 г., 1930 г, расположенного по адресу: (северная часть), ФИО15 (т. 2 л.д. 109-111).

Нежилые помещения, принадлежащие ФИО1 расположены в здании по адресу: пределах земельного участка с кадастровым номером , адрес (местоположение) участка согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир – здание. Почтовый адрес ориентира: , Центральный АО, . Кадастровый номер здания . Виды разрешенного использования: офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует санитарно-защитных зон, для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства. Раздел выписки «Особые отметки» содержит сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: Вид ограничения (обременения): сервитут. Срок действия с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок ; реквизиты документа-основания – Приказ Министерства культуры Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, выдан: Министерством культуры Омской области (т. 1 л.д. 12-18).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 01 (т. 1 л.д. 40-46).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием земельного участка, из земель находящихся в государственной собственности подготовлен межевой план участка (т. 1 л.д. 33-38, 47).

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на указанный земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ заключены соглашения к данному договору. Арендаторами данного земельного участка являются ФИО13, ФИО14, ООО «Луговская слобода».

Впоследствии, приказом Министерства культуры Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Комплекс зданий», вторая половина ХIХ в., расположенного по адресу: (северная часть), и утверждении особого режима использования земельных участков в данных границах» установлены границы территории объекта культурного наследия и утвержден особый режим использования земельных участков в границах территории объекта (т. 1 л.д. 19-21).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Омской области вынесено Распоряжение -рм «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регионального значения «Комплекс зданий», вторая половина ХIХ в., расположенного по адресу: » согласно которого утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регионального значения «Комплекс зданий», вторая половина ХIХ в., расположенного по адресу: (т. 1 л.д. 22-32).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента архитектуры Администрации г. Омска № 211 «Об определении вида разрешенного использования» вид разрешенного использования «офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон» земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 1933 кв.м, расположенного в границах территориальной зоны исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности (ИЗ-2), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: , Центральный административный округ, , изменен на вид разрешенного использования «деловое управление (код 4.1), бытовое обслуживание (код 3.3), банковская и страховая деятельность (код 4.5), общественное питание (код 4.6)» (т. 1 л.д. 65, 208).

Полагая данное распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска незаконным, административный истец обратилась в суд с заявленными требованиями.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (п. 1).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с положениями ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования (п. 1); условно разрешенные виды использования (п. 2); вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п. 3).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2).

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4).

Аналогичные положения содержатся в ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета № 201 от 10.12.2008.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Правил, изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти Омской области, Администрации города Омска.

Таким образом, решение об определении разрешенного вида использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления.

В соответствии с положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности проведение в пределах компетенции департамента муниципальной градостроительной политики Администрации города Омска, направленной на формирование и устойчивое развитие гармоничной и безопасной среды жизнедеятельности, обеспечение градостроительных условий для сохранения исторического и культурного наследия города Омска, а также повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Омска.

Кроме того, является органом, уполномоченным на осуществление деятельности, направленной на обеспечение надлежащего качества архитектурных и градостроительных решений на территории города Омска в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, и обеспечение на этой основе прав граждан на благополучную среду жизнедеятельности, в пределах компетенции, определенной указанным Положением, обеспечивает подготовку проектов муниципальных правовых актов города Омска о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.

Применительно к изложенным положениям, обжалуемое распоряжение принято по обращению от 03.03.2022 заинтересованного лица департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска об определении вида разрешенного использования земельного участка уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения принятия такого решения, в данной части оспариваемое распоряжение административным истцом не обжалуется.

Доводы административного истца и ее представителя сводятся к несогласию с не включением в виды разрешенного использования в число видов разрешенного использования: историко-культурная деятельность (код 9.3), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), которые по мнению административного истца подлежали установлению, отклоняя которые суд полагает необходимым указать следующее.

В состав Правил землепользования и застройки входят, в том числе градостроительные регламенты. Как ранее указывалось для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливаю допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешительные и вспомогательные. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 1, 2, 2.1 ст. 37 ГрК РФ).

Постановлением Администрации города Омска от 30.05.2017 № 517-п утвержден проект межевания территории, в соответствии с которым кадастровых действий в отношении земельного участка с кадастровым номером не предусмотрено.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны «зона исторической застройки (ИЗ-1)».

В соответствии со ст. 49 Правил, зона исторической застройки (ИЗ-1) включает в себя территории, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), включая выявленные объекты культурного наследия; объекты (в том числе комплексы) исторической застройки, не являющиеся объектами культурного наследия. Зона предназначена для максимального сохранения своеобразия архитектурно-градостроительного ландшафта, архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизации и капитального ремонта, реставрации и приспособления для современного использования памятников истории и культуры (п. 1).

К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1); малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1); блокированная жилая застройка (код 2.3); хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); оказание социальной помощи населению (код 3.2.2); бытовое обслуживание (код 3.3); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1); образование и просвещение (код 3.5); объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1); религиозное использование (код 3.7); государственное управление (код 3.8.1); представительская деятельность (код 3.8.2); обеспечение научной деятельности (код 3.9); амбулаторное ветеринарное обслуживание (код 3.10.1); деловое управление (код 4.1); магазины (код 4.4); банковская и страховая деятельность (код 4.5); общественное питание (код 4.6); гостиничное обслуживание (код 4.7); развлекательные мероприятия (код 4.8.1); обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2); площадки для занятий спортом (код 5.1.3); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3); историко-культурная деятельность (код 9.3); земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) (п. 2).

К условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); к вспомогательным виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: служебные гаражи (код 4.9).

Положениями ст. 50 Правил землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зоны исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности ИЗ-2, в том числе перечень видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в такой зоне.

В приведенной связи утверждение административного истца о невозможности в связи с принятием оспариваемого распоряжения использовать земельный участок арендаторами принадлежащих ей помещений, которые осуществляют деятельность по оказанию юридических и психологических услуг, основано на нормах права.

При этом согласно Проекту планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – улица Б.Хмельницкого – улица Масленникова – Ленинградская площадь – правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденному постановлением администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-п, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне размещения административно-делового общения и общественного назначения.

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в рамках предоставленных полномочий по управлению имуществом, находящимся распоряжении муниципального образования города Омска, ссылаясь на приведенные положения, обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об определении видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером : деловое управление (код 4.1), бытовое обслуживание (код 3.3), общественное питание (код 4.6), банковская и страховая деятельность (код 4.5).

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, заявленные виды разрешенного использования включают размещение следующих объектов: бытовое обслуживание (код 3.3) - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); деловое управление (код 4.1) - размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); банковская и страховая деятельность (код 4.5) – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги; общественное питание (код 4.6) - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Представителем департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, указано на то, что в рамках подготовки заявления был проведен анализ видов деятельности организаций размещенных в здании, расположенным на данном земельном участке. Виды разрешенного использования определялись с учетом максимального охвата видов деятельности данных организаций.

По результатам рассмотрения данного заявления департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска 11.03.2022 принято распоряжение № 211 «Об определении вида разрешенного использования» на основании обращения департамента имущественных отношений Администрации города Омска, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11 апреля 2012 года № 3. Которым вид разрешенного использования «офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон» земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 1933 кв.м, расположенного в границах территориальной зоны исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности (ИЗ-2), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, , изменить на вид разрешенного использования «деловое управление (код 4.1), бытовое обслуживание (код 3.3), банковская и страховая деятельность (код 4.5), общественное питание (код 4.6)» (т. 1 л.д. 65, 208).

В соответствии с представленными материалами требования действующего порядка стороной заявителя соблюдены. Правовых оснований для не рассмотрения заявления или отказа в удовлетворении заявления не установлено. Иных видов разрешенного использования указанного земельного участка, в том числе перечисленных административным истцом, к установлению заявлено не было. Представленный акт обследования видов деятельности, осуществляемых собственниками и арендаторами помещений в здании Ленина, 20 расположенном в г. Омске, с приложением выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, не подтверждает необоснованность установленных видов разрешенного использования земельного участка.

Из систематического анализа приведенных выше правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается.

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского совета от 5.10.2011 № 452, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся распоряжении муниципального образования города Омска.

Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.

Несогласие административного истца с установленными видами разрешенного использования не свидетельствует о нарушении ее прав.

При этом суд полагает необходимым указать, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, заявленные виды разрешенного использования включают размещение следующих объектов: историко-культурная деятельность (код 9.3) - сохранение и изучение объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе: объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, исторических поселений, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, являющаяся историческим промыслом или ремеслом, а также хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм; земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) - земельные участки общего пользования. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 12.0.1 - 12.0.2, а именно: улично-дорожная сеть (код 12.0.1) - размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1 (хранение автотранспорта - размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9), 4.9 (служебные гаражи - размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0 (общественное использование объектов капитального строительства - Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1-3.10.2 (коммунальное обслуживание, предоставление коммунальных услуг, Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, Социальное обслуживание, и т.д.), 4.0 (предпринимательство - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10), а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств; благоустройство территории (код 12.0.2) - размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

Как указано административным истцом, договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ФИО1 не заключен.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (Арендодателем) и ИП ФИО10, ИП ФИО11 (Арендаторы) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске под капитальный объект недвижимого имущества № (т. 2 л.д. 32-40).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска предложено ФИО1 подписать и вернуть соглашение о вступлении в договор аренды земельного участка № зарегистрированного 14.07.20211 (т. 2 л.д. 41, 42-45).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направила в адрес Администрации г. Омска и департамента имущественных отношений Администрации города Омска Извещение об отказе от акцепта соглашения к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес ФИО1 повторно направлено письмо , о необходимости подписания проекта соглашения с протоколом разногласий. Также указано, что в случае не предоставления указанных документов департамент имущественных отношений намерен обратиться в суд.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента имущественных отношений Администрации г. Омска направлено письмо, в котором указано на отказ от подписания соглашения и обращено внимание на наличие намерения собственников помещений приобрести земельный участок с кадастровым номером , с января 2021 начата подготовка. Кроме того, в числе требований относительно спорного участка изложено требование о приведение в соответствие видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , поскольку актуальный статус «офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельности которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установление санитарно-защитных зон, для размещения объектов ЖКХ» не согласовывался с собственниками и не соответствует видам деятельности, которым занимаются собственники помещений в здании Ленина, 20.

По результатам рассмотрения данного обращения департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо , что в связи с мероприятиями по понуждению административного истца к вступлению в договор в судебном порядке, предложено вопросы, касающиеся использования земельного участка с кадастровым номером урегулировать в суде.

Кроме того, в материалы дела представлены сведения о наличии иных судебных споров относительно понуждения ФИО1 к заключению договора аренды с департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска

Так, относительно земельного участка с кадастровым номером в производстве Куйбышевского районного суда г. Омска находится гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту имущественных отношений города Омска о признании недействующим Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска -р от ДД.ММ.ГГГГ; о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером и восстановлении границы земельного участка под зданием ФИО15, расположенным по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о чём в материалы дела представлены подтверждающие данные факты копии документов (т. 2 л.д. 82-98).

В настоящее время договор аренды земельного участка между сторонами ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г Омска не заключен.

Учитывая данные обстоятельства указание административного истца на возможность наступления для нее негативных последствий в виде внесения оплаты за использование в рамках договорных отношений по завышенному коэффициенту 5,9, в то время, как на земельные участки и территории общего пользования установлен коэффициент 0,8, подлежит отклонению. При этом не представлено доказательств, свидетельствующих об увеличении её расходов в указанной связи. Данные доводы административного истца сами по себе не свидетельствуют о чрезмерности и увеличении в будущем расходов на оплату за использование земельного участка, а потому не влияют на выводы суда в данной части.

Наличие принятого административным истцом охранного обязательства в отношении здания, не свидетельствует на незаконность принятого распоряжения.

Применительно к изложенным уточненным требованиям, а так же исходя из анализа оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу о том, что из них не следует о принятии административным ответчиком какого-либо решения, принимаемого за пределами предоставленных полномочий. Доказательств нарушения прав административного истца не представлено. При этом субъективное мнение административного истца о нарушении ее прав отсутствием учета департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска фактического использования в настоящее время помещений в здании несостоятельны и не свидетельствует о нарушении прав административного истца обжалуемым распоряжением.

Вопреки доводам административного истца доказательств ее привлечения к какой-либо ответственности за нецелевое использование земельного участка не представлено. При этом обжалуемое распоряжение само по себе не подтверждает предположение административного истца о возможности применения меры административной ответственности в будущем.

В приведенной связи, изложенные доводы не свидетельствуют о нарушении прав административного истца при рассмотрении заявления.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц предполагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности, что установлено ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

Статьей 226 КАС РФ установлена необходимость, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (п. 1 ч. 9, ч. 11).

Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого действия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: оспариваемое действие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.).

Формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты. (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 № 88А-6676/2021).

Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска № 211 от 11.03.2022 «Об определении разрешенного вида использования» в части не включения в число видов разрешенного использования следующих видов разрешенного использования: историко-культурная деятельность (код 9.3), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска № 211 от 11.03.2022 «Об определении разрешенного вида использования» в части не включения в число видов разрешенного использования следующих видов разрешенного использования: историко-культурная деятельность (код 9.3), земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2022 года.