ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2211/20 от 17.11.2020 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2А-2211/2020

УИД 03RS0064-01-2020-002340-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Уфа 17 ноября 2020 г.

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Легкового В.В.,

при секретаре Зинатулиной Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Машковского ФИО6 к администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в генеральный план деревень в части включения земельных участков в границы населенных пунктов и об обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратился в суд с административным иском, уточнив его в ходе судебного разбирательства, к администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ, администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план деревень Бурцево и Шмидтово в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в границы населенных пунктов с целью размещения на них парковой, спортивной и жилых зон, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов путем возложения обязанности по осуществлению процедуры внесения изменений в генеральный план.

Административный иск мотивирован тем, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , которые относятся к категории земель населенных пунктов. В настоящее время земельные участки полностью окружены жилой застройкой и границами населенных пунктов <адрес> и <адрес>, в связи с чем использование земельных участков по целевому назначению (сельскохозяйственное производство) затруднено: проезд грузового транспорта осуществляется через д.Бурцево, использование агрохимических средств предполагает установку санитарно-защитных зон от границ населенного пункта, что значительно снижает экономический эффект от владения данными земельными участками.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за исх. административный ответчик на заявление ФИО1 сообщил о невозможности внесения изменений в генеральный план деревень <адрес> в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в границы населенных пунктов, в связи с тем, что административный истец не обращался в комиссию по проведению публичных слушаний с соответствующим предложением в установленные сроки.

ФИО1 считает, что отказ административного ответчика нарушает его право на участие в градостроительной деятельности и свободы таковой, противоречит положениям градостроительного законодательства, так как главе администрации сельского поселения предоставлены полномочия по принятию решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, но не предоставлены полномочия по отказу.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала полностью.

Представитель административного ответчика администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении слушания не просил. В заявлении просят о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, вынести решение на усмотрение суда, в иске отказать.

Представитель административного ответчика администрации МР Уфимский район РБ – ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях на административный иск.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов,
устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены
нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: РБ, Уфимский рйон, с/с Русско-Юрмашский, имеет следующие характеристики: категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «Для сельскохозяйственного производства», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, имеет следующие характеристики: категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

ФИО1 обратился с заявлением к Администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ в части включения в черту населенного пункта указанных земельных участков с целью размещения на них парковой, спортивной и жилой зон.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за исх. администрация СП Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ сообщил о невозможности внесения изменений в генеральный план деревень <адрес> в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в черту населенных пунктов, в связи с тем, что на основании полученного ответа от администрации МР Уфимский район РБ в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. «О подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ», опубликованном в районной газете «Уфимские нивы», прием предложений о внесений изменений в генеральный план поселения проводился в 30-дневный срок со дня обнародования постановления, однако в комиссию по проведению публичных слушаний предложение о внесений изменений в генеральный план в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в границу населенного пункта в регламентированный срок не поступало.

Указанный отказ суд находит обоснованным ввиду следующего.

Ни администрация МР Уфимский район РБ, ни администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ не наделены действующим законодательством полномочиями по внесению изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлены Градостроительным кодексом РФ.

Градостроительный кодекс РФ был принят ДД.ММ.ГГГГ., вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статей 18, 24 Градостроительного кодекса генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, и утверждается, как и изменения к нему, представительным органом местного самоуправления. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Главой местной администрации принимаются решения о подготовке проекта генерального плана, о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений. До утверждения проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Процедура внесения изменений в генеральный план аналогична процедуре утверждения генерального плана. Внесение изменений в генеральный план муниципального образования, проводимое органом местного самоуправления на основании требований Градостроительного кодекса, сроком не ограничено.

Согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных, местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса).

Генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления, решение о подготовке проекта генерального плана, о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, принимаются главой местной администрации поселения, городского округа (части 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно кадастровой выписке для земельных участков с кадастровыми номерами установлен вид разрешенного использования – «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «для сельскохозяйственного производства» соответственно, категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».В соответствии со статьей 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения доля нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий у административных ответчиков не имеется.

Иное противоречило бы действующему законодательству.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 указанной статьи, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов; 3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий; 4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости. в пределах таких зон, территорий; 5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенных норм ст.ст. 77, 79 ЗК РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принципа сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО1 относится к вышеуказанной категории лиц.

В силу п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного выше земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, если процедура утверждения генерального плана не нарушена, то акт об утверждении генерального плана является актом о переводе земель или земельных участков.

При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.

Особенностью земель сельскохозяйственного назначения является то, что земля при этом выступает в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных и сырья для промышленности. Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

В обращении ФИО1 о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско -Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ в части включения в черту населенного пункта земельных участков с кадастровыми номерами не указаны основания, перечисленные в части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав ФИО1 оспариваемым отказом, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Кроме того, в компетенцию Уфимского районного суда РБ не входит обязанность возлагать на административный орган обязанность внести изменения в генеральный план, поскольку порядок, процедура внесения указанных изменений определены Градостроительным кодексом РФ.

Руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Решил:

в удовлетворении административных исковых требований Машковского ФИО6 к администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в генеральный план деревень в части включения земельных участков в границы населенных пунктов и об обязании устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.

Судья В.В. Легковой