ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2218/2021 от 28.10.2021 Абинского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-2218/2021 года

УИД 23RS0001-01-2021-003574-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абинск 28 октября 2021 года

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – Дубинкина Э.В.,

при помощнике судьи – Хальцеве Д.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубровой В.Г. к администрации МО <адрес> о признании недействующим постановления в части установления публичного сервитута,

УСТАНОВИЛ:

Дуброва В.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации МО <адрес> о признании недействующим постановления в части установления публичного сервитута, ссылаясь на то, что в ином порядке сделать этого не имеет возможности.

Административный истец - Дуброва В.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Так, из содержания поданного административного искового заявления следует, что Дуброва В.Г. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:01:0202018:45 площадью 1517 кв.м., и расположенного на нем жилого дома, площадью 238,5 кв.м. по адресу: <адрес>. Земельный участок входит в категорию земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. Пунктом 2 Постановления главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут в общественных интересах на часть земельного участка площадью 114 кв.м., находящегося в охранной зоне газопровода низкого давления, принадлежащего ОАО «<адрес>газ», расположенного в <адрес>. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке истца с кадастровым номером 23:01:0202018:45 зарегистрировано ограниченное право пользования земельным участком площадью 114 кв.м. (сервитут). Однако, из содержания писем, направленных в адрес главы МО <адрес>, следует, что земельный участок с площадью 114 кв.м., расположенный по адресу <адрес> не стоит на балансе АО «<адрес>газ» не используется и не находится в охранной зоне газопровода. Ранее Дуброва В.Г. обращалась к главе администрации МО <адрес> с письмом от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о снятии публичного сервитута с ее земельного участка в связи с неиспользованием его АО «<адрес>газ». Согласно ответов, специалистами администрации при визуальном осмотре земельного участка по адресу <адрес> установлено, что публичный сервитут используется для доступа к территории земельного участка расположенного по адресу <адрес> его собственником и иного подхода не имеет. В то же время, из заключения кадастрового инженера К.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и выполненной топографической съемки от ДД.ММ.ГГГГ доступ и проезд к земельному участку с кадастровым номером 23:01:0202018:1374, расположенного по адресу <адрес>, так же возможен через земельный участок, находящийся в ведении МО <адрес> с кадастровым номером 23:01:0202018:1375. Таким образом, установленный пунктом 2 Постановления главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ публичный сервитут площадью 114 кв. м, проходящий посередине земельного участка истца нарушает ее права как собственника. В связи с чем, Дуброва В.Г. была вынуждена обратиться в суд с данным административным иском.

Представитель административного ответчика - администрации МО <адрес> – Горбунова Ю.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила заявление, в котором возражений, относительно заявленных Дубровой В.Г. требований, не высказала.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено, что истица на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:01:0202018:45 площадью 1517 кв.м., и расположенного на нем жилого дома, площадью 238,5 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается письменными материалами дела.

Земельный участок входит в категорию земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

Пунктом 2 Постановления главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут в общественных интересах на часть земельного участка площадью 114 кв. м, находящегося в охранной зоне газопровода низкого давления, принадлежащего ОАО «<адрес>газ», расположенного в <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке истца с кадастровым номером 23:01:0202018:45 зарегистрировано ограниченное праве пользования земельным участком площадью 114 кв.м. (сервитут).

Однако, из содержания писем от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал (правопреемник АО «<адрес>газ»), направленных в адрес главы администрации МО <адрес>И.В.А., следует, что земельный участок с площадью 114 кв.м., расположенный по адресу <адрес> не стоит на балансе АО «<адрес>газ» не используется и не находится в охранной зоне газопровода. АО «<адрес>газ» просит снять публичный сервитут, ранее установленный Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес>. Основанием для прекращения сервитута является п. 4 ст. 48 Земельного кодекса РФ, по которому публичный сервитут прекращается в случае, если деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет. АО «<адрес>газ» не использует выделенный ему публичный сервитут по адресу <адрес> более двух лет.

Ранее Дуброва В.Г. обращалась к главе администрации МО <адрес>И.В.А. с письмом от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о снятии публичного сервитута с ее земельного участка в связи с неиспользованием его АО «<адрес>газ».

Согласно ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации при визуальном осмотре земельного участка по адресу <адрес> установлено, что публичный сервитут используется для доступа к территории земельного участка расположенного по адресу <адрес> его собственником и иного подхода не имеет.

Однако из заключения кадастрового инженера К.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и выполненной топографической съемки от ДД.ММ.ГГГГ доступ и проезд к земельному участку с кадастровым номером 23:01:0202018:1374, расположенного по адресу <адрес>, так же возможен через земельный участок, находящийся в ведении МО <адрес> с кадастровым номером 23:01:0202018:1375.

Таким образом, установленный пунктом 2 Постановления главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ публичный сервитут площадью 114 кв. м, проходящий посередине земельного участка истца нарушает ее права как собственника.

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно ч.1 ст. 275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.Согласно ч.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса.

Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

В силу п. 4 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если: 1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; 2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам; 3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам: в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами; 4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

Согласно п. 5 и п. 6 ст. 48 ЗК РФ при наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

нарушение порядка установления публичного сервитута;

отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Таким образом, согласно положениям гражданского и земельного права, сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Вместе с тем какие-либо публичные нужды, для обеспечения которых установлен публичный сервитут площадью 114 кв.м. на земельном участке административного истца, в действительности отсутствуют, что подтверждается письмами АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал . За счет данного публичного сервитута, согласно ответов административного ответчика, проход обеспечивается к только одному земельному участку, находящемуся во владении частного лица (земельный участок с кадастровым номером 23:01:0202018:1374, расположенный по адресу <адрес>).

Следовательно, фактически публичный сервитут обеспечивает возможность прохода к одному земельному участку, то есть обслуживает исключительно частные интересы в отсутствие публичных нужд.

Использование соседнего земельного участка для проезда собственником к своему участку является примером частного сервитута. Спецификой установления публичного сервитута является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

В данном случае административный ответчик неправомерно отказывает в прекращении публичного сервитута, т.к. общественные нужды, для удовлетворения которых был спорный сервитут установлен, в настоящее время отпали.

К земельном участку с кадастровым номером 23:01:0202018:1374, расположенного по адресу <адрес> имеется свободный доступ с территорий общего пользования через земельный участок, находящийся в ведении МО <адрес> с кадастровым номером 23:01:0202018:1375, что также свидетельствует о неправомерности ограничения прав административного истца по владению и пользованию земельным участком с кадастровым номером 23:01:0202018:45, при наличии иной возможности обеспечения доступа к земельном участку соседа.

Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", прекращение зарегистрированного сервитута также подлежит государственной регистрации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Дубровой В.Г. административных исковых требований о признании недействующим постановления в части установления публичного сервитута.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Дубровой В.Г. к администрации МО <адрес> о признании недействующим постановления в части установления публичного сервитута, удовлетворить.

Признать пункт 2 Постановления главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен публичный сервитут в общественных интересах на часть земельного участка площадью 114 кв. м, находящегося в охранной зоне газопровода низкого давления, принадлежащего ОАО «<адрес>газ», расположенного в <адрес>, недействующим.

Решение суда является основанием для регистрации прекращения публичного сервитута, установленного на земельном участке с кадастровым номером 23:01:0202018:45 площадью 114 кв.м., по адресу: <адрес> погашения соответствующих записей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: Дубинкин Э.В.