ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2221/18 от 28.06.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Пестюрине Е.И.,

с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2221/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к комитету по градостроительной политике администрации г.Иркутска о признании решения незаконным, устранении нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился ФИО1 с административным исковым заявлением к комитету по градостроительной политике г. Иркутска о признании решения незаконным, устранении нарушений прав.

Определением суда от 30.05.2018 произведена замена ненадлежащего административного ответчика надлежащим - комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

В основание административного иска административный истец указал, что ФИО1 на основании договоров долевого участия в строительстве <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> принадлежат нежилые помещения в цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>, однако он не может зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимости в связи с отсутствием постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>, разрешение на ввод в эксплуатацию <адрес обезличен> от <Дата обезличена> выдано комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

<Дата обезличена> ФИО1 обратился с заявлением в администрацию г.Иркутска о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет, из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска следует, что предоставления в Управление Росреестра по Иркутской области сведений для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома не входит в компетенцию данного комитета, обращение ФИО1 направлено административному ответчику.

<Дата обезличена> комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска отказал ФИО1 в предоставлении документов в Управление Росреестра по Иркутской области для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, поскольку осуществление данных действий не входит в их компетенцию.

ФИО1 полагает данное решение незаконным, не соответствующий требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. ст.14, 218 Федерального закона от <Дата обезличена> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее -Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости").

В связи с чем административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение - отказ комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части подачи документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, устранить нарушение его прав путем подачи всех необходимых сведений и документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>, в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, изложив свою правовую позицию в возражениях на административный иск, в которых просит суд отказать полностью в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «НОРД-ВЕСТ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, просит о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ, поскольку их явка не является и не признана судом обязательной.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд, рассмотрев административные исковые требования ФИО1, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена> получения оспариваемого решения от <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом требований ст.ст.92, 93 КАС РФ.

В судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> между ФИО1, ООО УК «Перспектива» и ООО «Норд-Вест» заключены договоры долевого участия в строительстве <Номер обезличен> и <Номер обезличен> (с учетом дополнительных соглашений), в соответствии с которыми застройщик обязуется построить многоквартирные дома по адресу: <адрес обезличен>, на земельных участках, кадастровые номера <Номер обезличен>, и передать участнику долевого строительства нежилые помещения, предварительные номера на поэтажном плане 3 и 4 блок-секция 9В, общей площадью 53,3 кв.м. и 53,3 кв.м., а участник обязуется оплатить цену по договору в размере 50 000 рублей за каждый объект, принять объекты по окончании строительства при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Как видно из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, объект капитального строительства по адресу: <адрес обезличен> в том числе блок-секция 9В, разрешен к эксплуатации.

Согласно выпискам из ЕГРН от <Дата обезличена><Номер обезличен> сведения о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>, отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>, введен в эксплуатацию, однако на кадастровый учет застройщиком ООО «НОРД-ВЕСТ» на кадастровый учет поставлен не был.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.03.2018 по делу №А19-26123/2017 в отношении ООО «НОРД-ВЕСТ» введена процедура банкротства – наблюдение на срок до <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> ФИО1 обратился с заявлением в администрацию г.Иркутска о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет путем предоставления сведений и документов в Управление Росреестра по Иркутской области, из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что предоставление в Управление Росреестра по Иркутской области сведений для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома не входит в компетенцию данного комитета, обращение ФИО1 направлено для рассмотрению по существу административному ответчику.

<Дата обезличена> комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска отказал ФИО1 в предоставлении документов в Управление Росреестра по Иркутской области для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, поскольку осуществление данных действий не входит в их компетенцию, до 01.01.2017 (до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости») обязанность по постановке на кадастровый учет веденного в эксплуатацию объекта капитального строительства возлагалась на застройщика ООО «НОРД-ВЕСТ», которому <Дата обезличена> выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Проверив довод ФИО1 о незаконности отказа в совершении действий по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с п.10 ст.55 ГрК РФ (введен в действие 30.12.2004) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию 28.12.2009 и до 01.01.2017) с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

На основании п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона «О кадастровой деятельности» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В силу ч. 4.2 ст. 25 (введена с 01.10.2013) Федерального закона «О кадастровой деятельности» орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в сроки, установленные статьей 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что основания и полномочия, предусмотренные законодательством для обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома у административного ответчика имелись как на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так имеются в настоящее время.

В соответствии с ч.5 ст.72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

В связи с чем суд, учитывая требования ч.5 ст.72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», приходит к выводу, что поскольку разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное <Дата обезличена> (до <Дата обезличена>), не было направлено для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с чем административный ответчик как уполномоченный орган местного самоуправления с учетом наличия полномочий, предусмотренных ч.1 ст.19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», обязан рассмотреть по существу заявление ФИО1

В связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято административным ответчиком без учета данных обстоятельств, тем самым оспариваемое решение не может быть признано законным, оно является необоснованным, принятым без учета всех обстоятельств дела.

Согласно Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 18.01.1996 №2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд не может обязать комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, являющийся органом местного самоуправления г. Иркутска, уполномоченным на обращение в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о постановке на кадастровый многоквартирного дома, принять конкретное решение по заявлению ФИО1, которое не было рассмотрено административным ответчиком по существу, в том числе обязать подать в регистрирующий орган все необходимые сведения и документы для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, в связи с чем суд полагает необходимым в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о подаче документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом всех установленных обстоятельств.

Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 27, 33, 45, 46 Конституции РФ, ст.ст. 4, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст. 55 ГрК РФ, ст.ст. 14, 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. 15, 20, 25 Федерального закона «О кадастровой деятельности», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел своего подтверждение факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение – отказ комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части подачи документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Возложить на комитет по градостроительной политике администрации г.Иркутска обязанность устранить нарушение прав ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления о подаче документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет составлено 03 июля 2018 года.

Председательствующий: Латыпов Р.Р.