ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2233/2021 от 09.12.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым

в составе председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Аблятиповой Р.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шевкиева Э.Н. к Администрации города Симферополя РК, Главе Администрации г. Симферополя, заинтересованное лицо: МКУ «Департамент развитие муниципальной собственности Администрации <адрес> РК», Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района РК, Менаспиев Э.Э,, Администрация Симферопольского района, о признании бездействий незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

по административному иску Шевкиева Э.Н. к Администрации города Симферополя РК, Главе Администрации г. Симферополя, заинтересованное лицо: МКУ «Департамент развитие муниципальной собственности Администрации города Симферополя РК», Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района РК, о признании бездействий незаконным, понуждении к совершению определенных действий, -

у с т а н о в и л :

Шевкиева Э.Н. обратилась в Киевский районный суд г. Симферополя Республики с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований и изложения их в новой редакции, просила:

- признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя Республики Крым, выраженное в нерассмотрении по существу заявления Шевкиевой Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план;

- возложить обязанность на коллегиальный орган при главе Администрации г. Симферополя – Комиссию по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Шевкиевой Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план, подготовить заключение о рассмотрении предложений о внесении изменений в Генеральный план, которое направить главе Администрации г. Симферополя для рассмотрения;

- возложить обязанность на Администрации г. Симферополя по принятию решения по заявлению Шевкиевой Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план, в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда о подготовке проекта изменений в Генеральный план либо мотивированного отказа.

По данному административному иску возбуждено производство, присвоен .

Также административный истец Шевкиева Э.Н. обратилась к администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно», обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Шевкиева Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать госпошлину. Возбуждено производство по административному иску Шевкиева Э.Н., присвоен

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. Киевским районным судом объединены в одно производство исковые требования Шевкиевой Э.Н. к Администрации г. Симферополя по административным делам с присвоением номера

В ходе рассмотрения дела судом привлечены в качестве ответчика: Главу администрации г. Симферополя, в качестве заинтересованных лиц: МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Симферополя, Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района, Администрацию Симферопольского района, Менаспиева Э.Э.

Заявленные требования в части бездействия Администрации г. Симферополя мотивированы тем, что ответчиком допущено незаконное бездействие, выраженное в нерассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план г. Симферополя, в связи с чем обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Как указывает истец, нахождение земельного участка за границами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не является основанием для отказа в соответствии с Законом Республики Крым №38-ЗРК. Административный истец считает, что разработчиком Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь испрашиваемый земельный участок ошибочно не был включен в границы муниципального округа города Симферополь, что фактически лишает его возможности завершить оформление права на данный земельный участок.

В судебном заседании истец и его представитель не явились, ранее представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Администрации г. Симферополя ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее возражал против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2017 года № 3064-О, в соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения государственного органа, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. В частности, суду предписывается выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3 части 9 указанной статьи). Нарушение данных требований является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и потому безусловная проверка судом их соблюдения отвечает интересам административного истца, оспаривающего указанные решения, и согласуется с задачей правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (пункт 3 статьи 3 данного Кодекса).

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).

Так, согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами),.

В соответствии с ч. 1, 2, 15, 16, 17, 20 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается Комиссия.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований.

Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и внесения в него изменений (далее Положение ).

Согласно п. 1.1 Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Разделом 4 Положения установлено, что внесение изменений в Генеральный план осуществляется на основании предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц, в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе администрации города Симферополя с предложениями о внесении изменений в Генеральный план.

Уполномоченный орган местного самоуправления городского округа в сфере градостроительной деятельности в течение 30 дней со дня получения предложений о внесении изменений в Генеральный план дает заключение о целесообразности подготовки проекта изменений Генерального плана и направляет его главе администрации города Симферополя для принятия решения о подготовке проекта изменений Генерального плана либо направления мотивированного отказа субъекту, внесшему данные предложения.

Внесение изменений в Генеральный план осуществляется в соответствии с положениями статей 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом разделов 2, 3 настоящего Положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

По результатам изучения материалов дела судом установлено, что Шевкиева Э.Н.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г. Симферополя с заявлением о внесении изменений в Генеральный план г. Симферополя в части включения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>), в границы муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ в Шевкиевой Э.Н. Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым направило ответ , согласно которому сообщено о том, что предложение о внесении изменений в Генеральный план в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> передано в Комиссию по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ истцу письмом повторно сообщено о том, что предложение о внесении изменений в Генеральный план в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> передано в Комиссию по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ Шевкиевой Э.Н. письмом сообщено о том, что предложение о внесении изменений в Генеральный план в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> передано в Комиссию по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым направило письмо , согласно которому сообщалось, что в соответствии с разработанными проектными границами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , входит в границы муниципального образования городской округ Симферополь.

Как пояснил представитель Администрации г. Симферополя в ходе рассмотрения настоящего дела, между Муниципальным казенным учреждением Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым и ООО «НИИ ПГ» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на составление технического задания на определенные виды работ, включая анализ утвержденной документации градостроительной сферы. Подрядчиком в Арбитражном суде Республики Крым оспаривается вышеуказанный контракт, в связи с чем, заседания Комиссии по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым не состоялись с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу на запрос суда Администрации Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположен в границах городского округа Симферополь за пределами муниципального образования Симферопольский район Добровское сельское поселение Республики Крым.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше правовое регулирование, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также подтверждение материалами дела того, что в муниципальном контракте от ДД.ММ.ГГГГ на составление технического задания на определенные виды работ, включая анализ утвержденной документации градостроительной сферы, оспариваемого в настоящий момент в Арбитражном суде Республики Крым, содержаться сведения о включении спорного земельного участка с кадастровым номером в границы городского округа Симферополь, учитывая представленный ответ Муниципального казенного учреждения Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в соответствии с разработанными проектными границами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , входит в границы муниципального образования городской округ Симферополь, учитывая соблюдение сроков предоставления административному истцу ответов, установленных Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Симферополя при рассмотрении заявления административного истца о внесении изменений в Генеральный план не было допущено незаконное бездействие.

Совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого действия (бездействия) должностных лиц Администрации г. Симферополя требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца, по настоящему делу не установлено, с учетом фактического рассмотрения поставленного Шевкиевой Э.Н. вопроса по внесению изменений в Генеральный план и согласования с Администрацией г. Симферополя сведений о необходимости включения спорного земельного участка с кадастровым номером в границы городского округа Симферополь.

Ссылки административного истца на несоблюдение, по его мнению, Администрацией г.Симферополя требований п. 4.3 Положения при рассмотрении заявления административного истца, в совокупности с установленными и описанными выше обстоятельствами дела, представленными административному истцу ответами, наличием объективных препятствий в работе Комиссии по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым, не могут свидетельствовать о бездействии Администрации г. Симферополя и не являются доказательством нарушения прав административного истца с учетом вышеизложенного.

Кроме того, судом учитывается и то, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевкиевой Э.Н. Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым направило письмо , согласно которому в соответствии с разработанными проектными границами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), кадастровый , входит в границы муниципального образования городской округ Симферополь.

В связи с вышеизложенным, отсутствуют правовые основания и для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на коллегиальный орган при главе Администрации г. Симферополя – Комиссию по подготовке предложений о внесении в Генеральный план МОГО Симферополь Республики Крым в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление адрес Шевкиевой Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план, подготовить заключение о рассмотрении предложений о внесении изменений в Генеральный план, которое направить главе Администрации г. Симферополя для рассмотрения, возложения обязанности на Администрацию г. Симферополя по принятию решения по заявлению Шевкиевой Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план, в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить проект изменений в Генеральный план либо мотивированный отказ, поскольку такие требования являются производными от основного требования по признанию бездействия незаконным, в удовлетворении которого отказано.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части.

Решением 57-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу Шевкиевой Э.Н. разрешено разработать проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность площадью 0,0600 га. в <адрес>), для строительства и обслуживания жилого дома.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> поставлен ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет, категория земель - земли населенных пунктов, присвоен кадастровый .

С целью реализации своих прав па приобретение в собственность земельного участка, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. с соответствующим заявлением в Администрацию города Симферополя Республики Крым.

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Шевкиевой Э.Н.» отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа явилось обстоятельство того, что спорный земельный учасок находится за границами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также в связи с тем, что решение 57-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ. утратило силу, т.к. истек годичный срок его действия.

Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым №54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).

Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ.

При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем для государственной регистрации прав на земельный участок

Кроме того, правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.

Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность Шевкиевой Э.Н., Администрацией г. Симферополя указано, что испрашиваемый земельный участок находится за границами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Указанный отказ вынесен с учетом того, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь испрашиваемый земельный участок находится за границами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – на территории Добровского сельского поселения совета Симферопольского района Республики Крым.

Согласно ответу на запрос суда Администрации Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположен в границах городского округа Симферополь за пределами муниципального образования Симферопольский район Добровское сельское поселение Республики Крым.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевкиевой Э.Н. Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым направило письмо , согласно которому в соответствии с разработанными проектными границами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , входит в границы муниципального образования городской округ Симферополь.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие сведений об исключении земельного участка из границ муниципального образования городской округ Симферополь, отсутствие данных о расположении земельного участка в Добровском сельском поселении Симферопольского района Республики Крым, с учетом рассматриваемого вопроса о включении земельного участка в границы муниципального образования г. Симферополь, выводы в данной части, указанные в оспариваемом постановлении, являются неправомерными и преждевременными.

Однако, Симферопольский городской совет, будучи собственником спорного земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, в пределах своей компетенции вынес решение от ДД.ММ.ГГГГ. , которым в течение одного года административному истцу Шевкиевой Э.Н. разрешено разработать проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность площадью 0,0600 га. в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, что не противоречило действовавшему на момент принятия указанного решения земельному законодательству Украины.

В соответствии с Законом Украины от 16.09.2008г. №509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» внесены изменения в статью 151 Земельного кодекса Украины.

Согласно части 11 ст.151 Земельного кодекса (в ред. Закона Украины от 16.09.2008г. №509) предусмотрено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлен однократно на такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлен на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования о его отводе считаются аннулированными.

Поскольку указанная норма содержится в ст.151 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент принятия спорного решения) и обязательна для всех участников правоотношений, суд считает указание в пунктах 1.1, 17 решения 57-й сессии V созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 26.02.2010г.№928 аналогичных предписаний, содержащихся в ст. 151 Земельного кодекса Украины, не противоречит действовавшему на тот период времени законодательству.

Соответствующую обязанность истец не выполнил и не предоставил в городской совет на утверждение проект землеустройства по отводу земельного участка в течение одного года. При этом административным истцом не предоставлено доказательств разработки земельной документации, решение от ДД.ММ.ГГГГ. не реализовано.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ. Симферопольского городского совета утратило силу в указанной части на основании ч.1 ст.151 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного решения).

На основании изложенного, требование истца об отмене постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Шевкиевой Э.Н.» и требование обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Шевкиева Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Шевкиева Э.Н. к Администрации города Симферополя РК, Главе Администрации г. Симферополя, заинтересованное лицо: МКУ «Департамент развитие муниципальной собственности Администрации города Симферополя РК», Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района РК, Менаспиев Э.Э,, Администрация Симферопольского района, о признании бездействий незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

по административному иску Шевкиева Э.Н. к Администрации города Симферополя РК, Главе Администрации г. Симферополя, заинтересованное лицо: МКУ «Департамент развитие муниципальной собственности Администрации города Симферополя РК», Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района РК, о признании бездействий незаконным, понуждении к совершению определенных действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021 года.

Судья А.С. Цыкуренко