ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2242/19 от 21.10.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2242/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 21 октября 2019 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

При секретаре Поляковой А.В.,

с участием:

представителя административных истцов

Коробкина А.В., Макаровой Ю.С.,

Еремичева А.С., Шумского Д.В., Гриневой Н.Н.,

по доверенности от 02.08.2019г. Землякова И.М.,

представителя административного ответчика

администрации г. Волгограда

по доверенности от 19.12.2018г. Казанковой Д.И.,

представителя административного ответчика

Департамента по градостроительству и архитектуре

по доверенности от 27.03.2017г. Дроздова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробкина Алексея Владимировича, Макаровой Юлии Сергеевны, Еремичева Александра Сергеевича, Шумского Дмитрия Валерьевича, Гриневой Наталии Николаевны к администрации города Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным проведение общественных обсуждений, назначенных Постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы Коробкин А.В., Макарова Ю.С., Еремичев А.С., Шумский Д.В., Гринева Н.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, в котором просят признать незаконным и отменить общественные обсуждения, назначенные Постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением Главы Волгограда от 17 апреля 2019 года №117-п назначено проведение общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Волгограда в части изменения территориальной зоны, включающей адрес с кадастровым номером 34:34:060060:1576, площадью 129 333кв.м., указанный в постановлении администрации Волгограда, с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д 4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д 4-1). В соответствии с п.5 Постановления Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п, участникам общественных обсуждений предложено направлять предложения и замечания по проекту. Административные истцы обратились в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с замечаниями и предложениями по проекту. Письмами от 25.06.2019г. Департамент не признал административных истцов участниками общественных обсуждений, поскольку они не соответствуют критериям, установленным ч.2 ст.5.1 ГрК РФ. Согласно сведениям, размещенным в газете «Городские вести» 22.06.2019г., с 18.06.2019г. по 19.06.2019г. проведены общественные обсуждения, единственным участником общественных обсуждений признан АО «ДОМ РФ». Административные истцы обратились в департамент с просьбой получить выписку из протокола общественных обсуждений. Письмами от 25.07.2019г. департаментом отказано в получении выписки из протокола в связи с тем, что участниками общественных обсуждений административные истцы не признаны. Полагают, что действия департамента по непризнанию административных истцов участниками общественных обсуждений являются незаконными, общественные обсуждения проведены с нарушением законодательства РФ и подлежат отмене по следующим основаниям. 1. Действия департамента повлекли нарушения принципов законности, гласности, информированности и прав граждан, выразившихся в фактической невозможности участия заинтересованных лиц в общественных обсуждениях и внесению предложений и замечаний к проекту. Сотрудниками отдела организации общественных обсуждений департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда нарушен порядок проведения общественных обсуждений, назначенных Постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п, что выразилось в следующем. В соответствии с п.4 ст.5.1 ГрК РФ, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, в том числе информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных слушаниях или публичных обсуждениях. Пунктом 5 Постановления Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п установлено, что участниками общественных обсуждений по проекту до 19.06.2019г. направлять предложения и замечания по проекту в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, по адресу: адресадрес (каб.3). Административные истцы в установленный срок явились по указанному адресу, с целью представления письменных предложений и замечаний по рассматриваемому проекту, однако, сотрудниками отдела организации общественных обсуждений Департамента было отказано в приеме письменных замечаний и предложений, поскольку прием корреспонденции, адресованной департаменту, "осуществляется по иному адресу: адрес Кроме того, административным истцам было отказано в регистрации в качестве участников общественных обсуждений по проекту и в предоставлении книги (журнала) учета посетителей экспозиции проекта для внесения предложений и замечаний, что противоречит п. 10 ст. 5.1 ГрК РФ, в соответствии с которой в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, в том числе, посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. В соответствии со ст. 5 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград (с изм. на 13 июня 2018 года), утвержденного решением Волгоградской городской Думой от 21.02.2007 №41/1011, основными принципами организации и про ведения общественных обсуждений или публичных слушаний являются: законность, гарантированность, добровольность, гласность, информированность. Таким образом, указание недостоверного адреса места приема предложений и замечаний повлекло за собой введение граждан, желающих принять участие в общественных обсуждениях и направить свои замечания и предложения к проекту, в заблуждение, отказ в предоставлении книги (журнала) учета посетителей экспозиции проекта указывает на нарушение процедуры объявления проводимых общественных обсуждениях, порядка и формы внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, что повлекло за собой нарушение принципов законности, гласности и информированности, и фактической невозможности участия заинтересованных лиц в общественных обсуждениях и внесения предложений и замечаний к проекту. Также, сотрудниками отдела организации общественных обсуждений Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда нарушен порядок оповещения о форме проведения общественных обсуждений, назначенных постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019 №117-п, что выразилось в следующем. В соответствии с П. 4 ст.5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, в том числе, информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Согласно требованиям закона по результатам рассмотрения заявления с предложением о проведении общественных обсуждений администрация в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации принимает постановление о назначении общественных обсуждений, в котором должно быть указано: вопрос, выносимый на общественное обсуждение; наименование и адрес заказчика; место, дата, время про ведения общественных обсуждений в форме слушаний, время начала и окончания регистрации участников общественных слушаний либо период времени проведения общественных обсуждений в форме опроса, дата подписания протокола опроса; форма проведения общественных обсуждений; состав оргкомитета общественных обсуждений. Вместе с тем, в постановлении Главы Волгограда от 17.04.2019 №117-п не указана форма про ведения общественных обсуждений, а также порядок и форма, в соответствии с которыми участники общественных обсуждений могут вносить предложения и замечания на проект. Форма подачи участниками общественных обсуждений предложений и замечаний на проект также не была приложена к постановлению и не была опубликована на официальном сайте администрации Волгограда, в связи с чем участники общественных обсуждений не имели представления о порядке оформления предложений и замечаний. Вышеуказанные обстоятельства указывают на нарушение процедуры объявления о проводимых общественных обсуждениях, порядка и формы внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, установленных действующим законодательством, что приводит к нарушению принципов законности, гласности и информированности, и фактической невозможности участия заинтересованных лиц в общественных обсуждениях и внесения предложений и замечаний к проекту. 2. Административные истцы, являясь жителями города-героя Волгограда, желали высказать свое мнение относительно предложенных изменений в Правила землепользования и застройки городского округа города-героя Волгоград, однако по решению администрации города были лишены такой возможности, что повлекло нарушение прав истцов. Как указывалось выше, Департамент не признал административных истцов участниками общественных обсуждений, поскольку они не соответствовали критериям, установленным ч. 2 СТ. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В целях соблюдения права человека благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ и другими федеральными законами. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п. 4 СТ. 28 Федерального закона от 06.1 0.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно П. 1 СТ. 2 Федерального закона от 06.10.2003 Г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Целью правового института общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 Г. № 931-О-О. В соответствии со ст. 3 решения Волгоградской городской думы от 21.02.2007 №41/1011 «О принятии Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» (с изменениями на 22 мая 2019 года), общественные обсуждения и публичные слушания проводятся в целях: реализации права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях; обеспечения гласности и соблюдения интересов населения Волгограда при подготовке и принятии муниципальных правовых актов Волгограда по вопросам местного значения; информирования населения Волгограда о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами местного самоуправления Волгограда; выявления общественного мнения по вопросам, выносимым на общественные обсуждения и публичные слушания; содействия взаимопониманию между органами местного самоуправления Волгограда и населением Волгограда; подготовки рекомендаций (предложений) для принятия решений органами местного самоуправления Волгограда по проектам муниципальных правовых актов Волгограда, выносимых на общественные обсуждения и публичные слушания. Согласно СТ. 5 решения от 21.02.2007 года №41/1011, населению Волгограда гарантируется беспрепятственное участие в общественных обсуждениях и публичных слушаниях в порядке, установленном федеральным законодательством, Уставом города-героя Волгограда, настоящим Положением. Однако, администрацией Волгограда принято решение об отказе в участии общественных обсуждений всех административных истцов. Более того, из ответа Департамента следует, что от жителей города-героя Волгограда поступило 2800 обращений, которые не признаны участниками общественных обсуждений. На основании изложенного, Департамент отказал в признании административных истцов участниками общественных обсуждений, что противоречит законодательству Российской Федерации, а также решению Волгоградской городской думы от 21.02.2007 №41/1011 «О принятии Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград», и как следствие не учтено мнение жителей города-героя Волгоград по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа города-героя Волгограда. Коробкин А.В. является жителем города-героя Волгоград и зарегистрирован по адресу: адрес.

Административные Коробкин А.В., Макарова Ю.С., Еремичев А.С., Шумский Д.В., Гринева Н.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Обеспечили явку своего представителя.

Представитель административных истцов Коробкина А.В., Макаровой Ю.С., Еремичева А.С., Шумского Д.В., Гриневой Н.Н. по доверенности Земляков И.М. в судебном заседании заявленный административный иск поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г. Волгограда по доверенности Казанкова Д.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленного административного иска. Пояснила, что на уровне Федерального законодательства урегулирован вопрос, кто может быть зарегистрирован в слушаниях и обсуждениях в качестве участника, вносить свои предложения по проекту, которые могут быть отражены в протоколе обсуждений и слушаний и опубликованы в заключении по результатам проведенных обсуждений и слушаний по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки. В общественных обсуждениях по проекту приняло участие АО «ДОМ РФ», как единственный правообладатель вышеуказанного земельного участка. Таким образом, участники общественных обсуждений департаментом определены верно, в силу чего сотрудниками отдела организации публичных слушаний департамента предложения административных истцов в журнале экспозиции проекта не отражены. Доводы административных истцов о том, что в постановлении Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п указан неверный адрес для направления участниками общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту не соответствуют действительности.

Представитель административного ответчика Департамента по градостроительству и архитектуре по доверенности Дроздов А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного административного иска. Поддержал позицию администрации Волгограда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя полномочия Главы Волгограда на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также соблюдение порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Документами территориального планирования городских округов, согласно статьям 9,18 Градостроительного кодекса РФ, являются генеральные планы.

Генеральные планы городских округов содержат в себе карты функционального зонирования, которые в соответствии со статьями 1, 23 Градостроительного кодекса РФ определяют границы и функциональное назначение территории муниципального образования.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Таким образом, территориальное планирование предполагает сочетание частных и публичных интересов и необходимость учета развития территорий при осуществлении градостроительной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Установление функционального зонирования генеральным планом направлено на устойчивое развитие территории, соблюдение интересов жителей городского округа город-герой Волгоград.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, как указано выше, в пункте 7 статьи 1 данного кодекса содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что земельный участок может быть расположен в границах одной территориальной зоны, для которой градостроительным регламентом устанавливается вид разрешенного использования земельных участков. Размещение одного земельного участка в границах нескольких территориальных зон нормами Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

утверждение правил землепользования и застройки поселений;

утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить нормам градостроительного законодательства.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона N 160-ФЗ).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Согласно статье 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

Согласно п. 25 ст. 5 Устава города-героя Волгоград, к вопросам местного значения городского округа Волгограда относятся: утверждение Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана Волгограда документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа Волгоград, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Волгоград, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Волгоград, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа Волгоград для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа Волгоград, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Постановление главы Волгограда от 17 апреля 2019г. №117-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» и информационное сообщение о проведении общественных обсуждений были опубликованы в муниципальном печатном издании «Городские вести. Царицын – Сталинград – Волгоград» 18.04.2019г. и размещены на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.

Предметом судебной проверки по настоящему делу является законность процедуры оповещения о начале публичных слушаний и соблюдение прав административных истцов на участие в градостроительной деятельности.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса (ч. 1 ст. 33 ГрК РФ).

Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии со ст.16 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград от 21 февраля 2007 г. № 41/1011:

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства обсуждение градостроительной документации проводится в форме общественных обсуждений или публичных слушаний.

2. По проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения.

3. По проекту Генерального плана Волгограда, проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденный Генеральный план Волгограда, по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся публичные слушания.

4. Процедуры проведения общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляются поэтапно в порядке, установленном частями 4, 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании ст.5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Как установлено частью 6 оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

7. Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

8. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Проанализировав вышеизложенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, сопоставив их относительно установленных фактических обстоятельств по оспариваемому решению о назначении публичных слушаний, суд приходит к выводу о возможности согласиться с административными истцами.

Суд усматривает основания признать оспариваемое решение действительно противоречащим положениям закона.

Организация публичных слушаний в части опубликования и распространения информации имеет цель информирование местных жителей и выявление их мнения относительно проекта муниципального акта.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Объявление о проводимых слушаниях, опубликованное в муниципальном печатном издании «Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград» 18.04.2019г. не соответствует требованиям, установленным Положением о порядке проведения публичных слушаний. До сведения жителей города-героя Волгоград не доведена информация о порядке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Как следует из ч.10 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Пунктом 12 данной статьи установлено, что участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

Из содержания ст.17 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград от 21 февраля 2007 г. № 41/1011, следует, что:

1. Участники общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности - граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории, проекты правил благоустройства территорий, проекты, предусматривающие внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

2. Участники публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности - граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект Генерального плана Волгограда, проекты, предусматривающие внесение изменений в утвержденный Генеральный план Волгограда, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены указанные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены указанные проекты, а в случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации указанных проектов.

Как следует из представленных копий замечаний и предложений по проекту, административными истцами указаны фамилии, имена, отчества и адрес регистрации. Административные истцы зарегистрированы на территории города-героя Волгоград, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания в отказе регистрации административных истцов в качестве участников общественных обсуждений.

Следовательно, порядок и процедура принятия решения, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, Уставом, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний не соблюдены. Публичное обсуждение проекта не состоялось.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, признавая их в совокупности достаточными для разрешения данного дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Коробкина Алексея Владимировича, Макаровой Юлии Сергеевны, Еремичева Александра Сергеевича, Шумского Дмитрия Валерьевича, Гриневой Наталии Николаевны к администрации города Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным проведение общественных обсуждений, назначенных Постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить общественные обсуждения, назначенные Постановлением Главы Волгограда от 17.04.2019г. №117-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья О.В. Матюхина.