ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2245/2022 от 06.10.2022 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 <данные изъяты>, ГУ ФССП России по Самарской области, врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО6 <данные изъяты>, заинтересованным лицам: ФИО1 <данные изъяты>, врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО2, судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО3, ОСП Октябрьского района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области о восстановлении срока на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., о признании незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановление от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с 17.03.2016г. по 24.06.2022г.; об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем отмены постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановления от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с17.03.2016г. по 24.06.22г.,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО4 обратился в суд с административный иском к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5, ГУ ФССП России по Самарской области о восстановлении срока на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., о признании незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановление от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с 17.03.2016г. по 24.06.2022г.; об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем отмены постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановления от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с17.03.2016г. по 24.06.22г.

В обоснование своих требований указал, что 02.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 на основании судебного приказа от 05.09.2012, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, в отношении должника ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возбуждено исполнительное производство от 02.06.2022г. Размер задолженности в данном постановлении о возбуждении исполнительного производства и сумма взыскания с должника судебным приставом-исполнителем не указаны и не рассчитаны. О данном постановлении должник узнал только после вынесения судебным приставом-исполнителем 21.06.2022г. постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, согласно которому обращено взыскание на денежные средства должника на 4 счетах, открытых в ПАО «Сбербанк», в размере суммы с учетом исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в размере 493 644,25 руб. В вышеуказанных постановлениях не указано, как судебным приставом-исполнителем определены и рассчитаны размер задолженности, на какую дату, сколько составляет из них исполнительский сбор, а сколько задолженность должника, что лишает возможности должника проверить обоснованность расчета, произведенного судебным приставом -исполнителем, а также добровольно его исполнить. Отсутствие размера суммы задолженности, ее расчета в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г. лишили должника реальной возможности исполнения предъявленных к нему требований и повлекли возникновение дополнительных убытков для должника в виде исполнительского сбора, размер которого также судебным приставом-исполнителем не указан и не обоснован. При таких обстоятельствах постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г. и постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., являются незаконными и необоснованными. Оспариваемые постановления были вручены ФИО4 24.06.2022г. в связи с чем 10-ти дневный срок на их обжалование начинает течь с указанной даты. Ранее указанной даты эти постановления административному истцу не вручались и не направлялись. О наличии задолженности административный истец узнал с сайта «Госуслуг» 24.06.2022г., после чего незамедлительно обратился в службу ОСП, в связи с чем просит восстановить срок на обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства.

24.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 по результатам материалов исполнительного производства от 02.06.2022г., был произведен расчет задолженности по алиментам с 17.03.2016 по 24.06.2022 по размеру средней заработной платы в РФ на момент взыскания в сумме 1/4 части от среднемесячной заработной платы в месяц. Сумма задолженности определена в размере 859 911,38 руб. При этом расчет задолженности произведен с 17.03.2016г., несмотря на то, что должник не уклонялся от оплаты алиментов, его место жительства было постоянным с 2016г. и не изменялось. Свои алиментные обязательства по содержанию несовершеннолетнего сына должник исполнил перед взыскателем по соглашению с последним в полном объеме, передав взыскателю 11.04.2016г. сумму в размере 500 000 рублей. При вынесении оспариваемых постановлений и определении размера задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем не учтено, что 16.03.2016 взыскатель сам отозвал исполнительны лист в отношении должника после чего исполнительное производство от 04.03.2016г. , возбужденное на основании судебного приказа от 05.09.2012г., было окончено. В соответствии с действующим законодательством РФ в любой момент после отзыва исполнительного листа взыскатель может снова обратиться в ОСП с тем же листом, при этом производство возобновляется со дня подачи соответствующего заявления. По нему принудительно взыскиваются текущие алиментные платежи. Возможность взыскания алиментов за тот срок, на протяжении которого был отозван исполнительный лист, предусмотрена законом только при условии, если получателю удастся доказать, что в этот период денежные средства добровольно не выплачивались. Судебные приставы-исполнители в этом случае рассчитывают алименты за этот срок, но не больше чем за три года. Если же денежные средства от плательщика поступали, взыскание алиментов начнется только с момента возобновления исполнительного производства. Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с 17.03.2016г. по 24.06.2022г. по размеру средней заработной платы в РФ на момент взыскания в сумме 1/4 части от среднемесячной заработной платы в месяц, всего в общем размере 859911,38 руб. возлагают на административного истца исполнение в большем размере, чем это предусмотрено по закону. Такое решение судебного пристава-исполнителя привело к нарушению прав и законных интересов должника, поскольку необоснованно возложило на него обязанность погасить долг в размере, значительно большем, чем установлено законом. Таким образом, административный истец ФИО4 просил восстановить срок на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., а также просил признать незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановление от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с 17.03.2016г. по 24.06.2022г.; обязать устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем отмены постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановления от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с17.03.2016г. по 24.06.22г.,

Определениями Железнодорожного районного суда г.Самары в качестве административного ответчика привлечена к участию в деле врио начальник отдела - старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО6, в качестве заинтересованных лиц - ФИО7, врио начальник отдела - старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО2, судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО3, ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области.

Административные исковые требования в части применения срока исковой давности в отношении расчета суммы задолженности по алиментам за период с марта 2016г. по июнь 2019г. вынесено определение о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренном п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ.

Административный истец ФИО4 и его представитель по доверенности ФИО8 административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенных в административном исковом заявлении и с учетом дополнениях к ним, просили их удовлетворить в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5, врио начальник отдела - старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО6 административные исковые требования не признали по основаниям, изложенных в письменных возражениях на административное исковое заявление, просили в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо - ФИО7 в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила в удовлетворении их отказать. При этом пояснила, что расчет задолженности по алиментам судебным приставам-исполнителям правильно рассчитан, с ним она согласна. Расписка датированная от 2016г. написана ею собственноручно, так как на тот период времени задолженность по алиментам ФИО4. погашена, после чего ФИО4 не платил алименты на содержание ребенка и когда у нее было трудное материальное положение, она решила вновь предъявить исполнительный лист на принудительное исполнение.

Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО3, будучи извещенной надлежащим образом, суду предоставила ходатайство о рассмотрении дело в ее отсутствие. В прошлом судебном заседании административные исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать.

Представитель ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области и ее врио начальника отдела по доверенности ФИО9 также административные исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании исполнительные производства № 45110/22/63043-ИП, № 60651/22/63039-ИП, суд полагает в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено и подтверждается как материалами административного дела, так материалами исполнительного производства , что судебным приказом от 05.09.2021г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 3 Самарской области, взысканы с ФИО4 в пользу ФИО7 алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка - сына <данные изъяты>, в размере 1/4 части всех видов заработка и иного дохода должника, начиная с 05.09.2012г. и до совершеннолетия сына. На основании указанного судебного приказа и заявления ФИО7 в ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области 02.06.2022г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО4

Статья 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» гласит, что если взыскателю неизвестно в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление по последнему известному ему адресу проживания должника.

Как следует из материалов административного дела, судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направила копию постановления о возбуждении исполнительного производство по адресу должника, который был указан ФИО7 в заявлении, заказной корреспонденцией 07.06.2022г.(почтовый реестр № 14 (партия 6492), статус доставлен от 09.06.2022г.

В соответствии с ч.3 ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве» извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.29 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными если несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой или иным извещением, направленными по его адресу.

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, закрепляющий в качестве общего правила, что момент, с наступлением которого для лица возникают гражданско-правовые последствия, связанные с юридически значимым сообщением, определяется моментом доставки такого сообщения лицу или его представителю, а также приравнивающий к доставке сообщения его поступление лицу, которому оно направлено (адресату), но не было вручено по зависящим от этого лица обстоятельствам или которое не ознакомилось с этим сообщением, направлен на обеспечение определенности гражданских правоотношений и стабильности гражданского оборота.

Таким образом, судом не установлен факт бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 по не уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ФИО4 направил административный иск в Железнодорожный районный суд г.Самары 01.07.2022г., в связи с чем просит восстановить срок на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., так как оно получено им только 24.06.2022г.

Судом установлено, что административный истец ФИО4 по адресу: <...> не проживает, в связи с чем не получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена ему повторно только 24.06.2022г., что не оспаривает самим судебным приставом -исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части восстановления срока на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г.

Оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено должностным лицом - судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве», копия которого направлена должнику. Доводы административного истца и его представителя о том, что размер задолженности в данном постановлении не указан и не рассчитан, в связи с чем лишили его реальной возможности исполнения предъявленных к нему требований и повлекли возникновению дополнительных убытков в виде исполнительского сбора, суд не принимает во внимание, поскольку согласно п. 3.1 Методических указаний в постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается размер удержания с учетом задолженности (при ее наличии). В данном случае в исполнительном документе определен размер удержания (1/4 часть от дохода должника). В случае если в исполнительном документе была указана задолженность, то она была указана в постановлении о возбуждении исполнительного производства. В рассматриваемом случае в исполнительном документе указан только размер удержаний без указания задолженности, поэтому судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФСПП России по Самарской области в постановление о возбуждении исполнительного производства размер задолженности не указал, а для того, чтобы рассчитать задолженность по алиментах правильно запросил у должника необходимые документы для дальнейшего вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам. Кроме того, не указания в постановлении о возбуждении исполнительного производства размера задолженности по алиментам, а также его период, не привело нарушению прав и законных интересов административного истца, а также не лишило его возможности исполнения предъявленных к нему требований добровольно, не повлекло возникновению у него дополнительных убытков в виде исполнительского сбора, тогда как согласно Семейному законодательству содержать несовершеннолетних детей является прямой обязанностью родителей. Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г. является законным и обоснованным, следовательно, у суда нет основания для признания его незаконным.

Согласно ст.64 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а являясь самостоятельным процессуальным лицом, самостоятельно определяет комплекс данных мер.

В рамках исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 были направлены запросы в регистрирующие государственные органы, банки и иные кредитные организации с целью установления имущества должника. С учетом установления счетов в банке, 21.06.2022г. судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст.ст. 68, 70 ФЗ вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке, и направлено для исполнения в ПАО Поволжский банк Сбербанк.

24.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 согласно п.4. ст.113 СК РФ вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, задолженность рассчитана с 17.03.2016г. по 24.06.2022г и составляет 859911,38 руб. В этот период должник не предоставил сведения об официальном месте работы и официальных доходах, на учете в ЦЗН не состоял, алименты самостоятельно не оплачивал, задолженность рассчитана на основании сведений о средней заработной плате по РФ, представленных РОССТАТОМ. В судебном заседании административный истец пояснил, что в указанный период он официально не работал, документы, подтверждающий официальный заработок представить не может.

Согласно ч.2 ст.113 СК РФ в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного документа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п.2 ст.107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Временными рамками взыскания задолженности по алиментам за прошлое время в пределах трехлетнего срока действуют только в случаях, если задолженность по алиментам образовалась по причинам, не связанным с виновными действиями лица, обязанного уплачивать алименты (из-за задержки заработной платы в организации, где работает плательщик алиментов, из-за нахождения одной из сторон на территории, где произошла катастрофа и т.п.), то есть обстоятельствам, независящим от сторон. Если же удержание алиментов на основании исполнительного документа не производилась по вине должника, то алименты взыскиваются за весь период, в течении которого они не уплачивались, даже если продолжительность превышает трехлетний срок.

Согласно п.2 ст.117 СК РФ алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.

Трехлетних срок, в течении которого возможно взыскание судом алиментов запрошлое время, имеет значение только для определения объема первоначального требования управомоченного лица об удержании алиментов. Если же решение о взыскании алиментов было принято судом, но не выполнялись длительное время по вине лица, обязанного уплачивать алименты, то удержание алиментов возможно за весь период неуплаты алиментов, даже если он и превышает три года.

Постановление от24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с17.03.2016 по 24.06.2022г. является законным и обоснованным, размер задолженности рассчитан с учетом требований ч.4 ст.113 СК РФ и ч.3 ст.102 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», то есть из средней заработной платы по РФ, так как должник ФИО4 не предоставил судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие его официальный заработок и (или) иной доход, официальное место работы и т.п. Доводы административного истца и его представителя о том, что должник не уклонялся от оплаты алиментов, свои алиментные обязательства исполнял надлежащим образом и в полном объеме, являются голословными и ничем документально не подтверждены. Представленная суду расписка от 11.04.2016г. о том, что ФИО7 получила от ФИО4 в счет погашения задолженности по решению суда и алиментов сумму в размере 500 000 рублей, не является основанием для освобождения ФИО4 от задолженности по алиментам за период который указан в постановлении о расчете задолженности по алиментам, а также не является основанием для признания указанного постановления незаконным. В судебном заседании ФИО7 пояснила, что 500 000 руб. выплатил административный истец в счет погашения задолженности по решению суда по разделу имущества и в счет погашения задолженности по алиментам на дату 11.04.2016г., в связи с чем исполнительное производство 16.03.2016г. было окончено по ее заявлению. Административный истец обратное суду не предоставил, а также не предоставил доказательства, подтверждающие добровольную выплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Таким образом, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем правильно определен срок задолженности с 17.03.2016г.

Что касается требований о принятии срока давности в отношении расчета суммы задолженности по алиментам за период с марта 2016г. по июнь 2019г., то их следует рассматривать в рамках гражданско-процессуального законодательства, в связи с чем производство по делу в этой части было прекращено по основаниям, предусмотренном п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Предъявление административного иска об оспаривании действия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из положений ст.3,ст.4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий/бездействий и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права истца.

Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий/бездействий закону и нарушение оспариваемым действием прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, учитывая, что при рассмотрении дела нарушение прав административного истца судом не установлено, то требования об их устранении подлежат отклонению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 <данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 <данные изъяты>, ГУ ФССП России по Самарской области, врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО6 <данные изъяты>, заинтересованным лицам: ФИО1 <данные изъяты>, врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО2, судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самара ГУ ФССП России по Самарской области ФИО3, ОСП Октябрьского района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области о восстановлении срока на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., о признании незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства № от 02.06.2022г., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановление от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с 17.03.2016г. по 24.06.2022г.; об обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем отмены постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 21.06.2022г., постановления от 24.06.2022г. о расчете задолженности по алиментам с17.03.2016г. по 24.06.22г., - удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 <данные изъяты> срок на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.06.2022г., вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области ФИО5 <данные изъяты> на основании судебного приказа от 05.09.2012г., выданного мировым судьей судебного участка № 3 Самарской области, в отношении должника ФИО1 <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 21 октября 2022 года.

Председательствующий судья Л.М. Кривоносова