УИД 19RS0001-02-2022-002722-84 Дело № 2а-2250/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 06 июня 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Транспортного прокурора Абаканской транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия по Республике Хакасия об исключении из реестра маломерных судов самодельных несамоходных плавучих объектов,
с участием старшего помощника Абаканского транспортного прокурора Бондаренко О.М., представителя административного ответчика ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Транспортный прокурор Абаканской транспортной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия по (далее по тексту – Центр ГИМС ГУ МЧС России по ) об исключении из реестра маломерных судов самодельных несамоходных плавучих объектов, указав, что Абаканской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлен факт регистрации в Центре ГИМС ГУ МЧС России по плавучего объекта. Так, ДД.ММ.ГГГГ в Центре ГИМС ГУ МЧС России по гражданину ФИО2 выдан судовой билет , подтверждающий государственную регистрацию несамоходного плавучего сооружения в виде понтона пассажировместимостью 8 человек в реестре маломерных судов и удостоверяющий право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Зарегистрированному в реестре маломерных судов плавучему объекту присвоен регистрационный (бортовой) №. Однако в силу действующего законодательства данный объект относится к плавучим объектам, а не маломерным судам, подлежит учету бассейновыми организациями (ФБУ «Администрация Енисейречтранс»), а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов, а не органами ГИМС МЧС России. Просил обязать Центр государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исключить из реестра маломерных судов несамоходное плавучее сооружение в виде понтона, имеющее регистрационный (бортовой) №, принадлежащее ФИО2
В судебном заседании помощник Абаканского транспортного прокурора Бондаренко О.М. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО1, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения требований, суду пояснил, что данный объект можно исключить (снять с учета) из реестра маломерных судов только на основании решения суда, либо по заявлению владельца, либо при переходе в другой реестр или при гибели объекта. После изменения законодательства данный объект перестал относится к маломерным судом, и подлежать регистрации в ГИМС МЧС России.
Заинтересованные лица ФБУ «Администрация Енисейречтранс», ФИО2, не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из частей 1, 3 ст. 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее по тексту - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно понятиям данным в ст. 3 КВВТ РФ плавучий объект – это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
Судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
В рамках реализации ч. 4 ст.35 КВВТ РФ, ФАУ «Российский Речной Регистр» разработаны и утверждены приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов».
В силу ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.
Согласно ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
В связи с чем, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляю учет и освидетельствование плавучих объектов.
При таких обстоятельствах, с учетом требований закона, объекты относящиеся к числу плавучих объектов подлежат учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны ФАУ «Российский Речной Регистр», а не органами ГИМС МЧС России.
Как следует из материалов дела, Абаканской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлен факт регистрации в Центре ГИМС ГУ МЧС России по РХ плавучего объекта – несамоходного плавучего сооружения в виде понтона, регистрационный (бортовой) №.
Согласно регистрационной карточке – заявления судоводителя собственником данного плавучего объекта является ФИО2
В силу действующего законодательства, в отношении плавучих объектов (несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал) установлен особый порядок учета. Их учет осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей.
Незаконная регистрация указанных плавучих объектов в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения, установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства, что создает угрозу жизни и безопасности неопределенного круга физических лиц.
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, исходя из того, что плавучий объект – несамоходное плавучее сооружение в виде понтона, регистрационный (бортовой) №, к маломерным судам фактически не относится, он не может состоять на учете в реестре маломерных судов, ведение которого осуществляется органами ГИМС МЧС России.
Следовательно, требования Транспортного прокурора Абаканской транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия по Республике Хакасия об исключении из реестра маломерных судов самодельных несамоходных плавучих объектов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Транспортного прокурора Абаканской транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия по Республике Хакасия об исключении из реестра маломерных судов самодельных несамоходных плавучих объектов - удовлетворить.
Обязать центр Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия исключить из реестра маломерных судов несамоходное плавучее сооружение в виде понтона, имеющее регистрационный (бортовой) №, принадлежащее ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов