ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2266/18 от 17.07.2018 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-2266/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгодонск 17 июля 2018 года

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кулинича А.П.,

при секретаре Филимоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Волгодонского района Ростовской области о признании бездействия должностного лица незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеприведенным административным иском, в обоснование которого указала следующее.

12.03.2018 состоялись публичные слушания, назначенные постановлением председателя Собрания депутатов – главы Волгодонского района Ростовской области ФИО2 от 06.02.2018 № 1 по вопросу установления в интересах неопределенного круга лиц постоянного публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащем ФИО1 на праве собственности.

При проведении публичных слушаний имело место бездействие организатора публичных слушаний в лице председательствующего – председателя Собрания депутатов ФИО2

Так, помимо информации о назначении публичных слушаний, из выпуска № 6 от 10.02.2018 общественно-политической газеты «Романовский ВЕСТНИК» истцу стало известно о том, что предложения по вопросу публичных слушаний можно направить в письменном или электронном виде ФИО2 в течение 30 дней со дня официального опубликования постановления от 06.02.2018 № 1.

Поскольку схематическое изображение предполагаемого расположения публичного сервитута, имеющееся на странице № 6 выпуска № 6 от 10.02.2018 указанной газеты, совпадает с внутрихозяйственной дорогой, расположенной в комплексе с размещением полей севооборота и предназначенной для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий и их составных частей с использованием специальных транспортных средств, 11.03.2018 истцом на электронную почту Собрания депутатов Волгодонского района были направлены предложения по публичным слушаниям.

Ссылаясь на то, что в нарушение части 5 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 11 и 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ ФИО2 отказалась от исполнения обязанностей, предусмотренных приведёнными нормами, и, как председательствующий, незаконно выставила на голосование участников публичных слушаний вопрос о включении либо не включении в повестку дня предложений ФИО1, административный истец ФИО1 просила суд признать незаконным бездействие председателя Собрания депутатов – главы Волгодонского района Ростовской области ФИО2, которое выразилось в отказе от рассмотрения предложений участницы публичных слушаний ФИО1, внесенных по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий на праве собственности ФИО1, в интересах неопределенного круга лиц.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

На основании статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Выслушав представителя Собрания депутатов Волгодонского района ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица необходимо установить 2 обязательных условия, а именно, что оспариваемое действие (бездействие) не только не соответствуют закону, но и нарушает права и свободы заявителя, либо заявителю созданы препятствия к осуществлению им прав и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно частям 1 и 2 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

В силу части 4 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно выписке из решения Собрания депутатов Волгодонского района № 41 от 20.09.2005 «О проекте устава муниципального образования «Волгодонской район» соответствующим решением утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний на территории Волгодонского района (далее – Положение).

Согласно пункту 3 статьи III Положения на публичные слушания могут выноситься вопросы местного значения и проекты муниципальных правовых актов, требующие учета интересов жителей Волгодонского района.

Согласно пункту 3 статьи V Положения решение Собрания депутатов Волгодонского района или постановление Главы Волгодонского района о назначении публичных слушаний подлежит обязательной публикации в печатных средствах массовой информации.

В соответствии с пунктом 4 статьи V Положения для принятия решения о назначении публичных слушаний по инициативе населения его инициаторы направляют в Собрание депутатов Волгодонского района обращение, которое должно включать в себя:

1) ходатайство о проведении публичных слушаний с указанием темы и обоснованием ее общественной значимости;

2) список инициативной группы по образцу согласно приложению № 1;

3) протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения публичных слушаний.

Ходатайство о назначении публичных слушаний, внесенное населением Волгодонского района, рассматривается Собранием депутатов Волгодонского района на своем заседании в соответствии с его регламентом (пункт 5 статьи V).

При отклонении инициативы проведения публичных слушаний, выдвинутой населением Волгодонского района, ее инициаторы могут в течение 20 дней повторно внести предложение о назначении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта с приложением подписей не менее 5% жителей Волгодонского района, обладающих избирательным правом, в поддержку назначения публичных слушаний. В таком случае слушания по указанному проекту муниципального правового акта назначаются Собранием депутатов Волгодонского района в обязательном порядке (пункт 6 статьи V).

Из материалов дела следует, что постановлением Собрания депутатов Волгодонского района Ростовской области от 06.02.2018 № 1 назначены публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута прохода или проезда через земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Слушания назначены на 12.03.2018 в 17 часов 00 минут.

Кроме того, в постановлении указано, что предложения по вопросу публичных слушаний можно направлять в письменном или электронном виде председателю Собрания депутатов – главе Волгодонского района в течение 30 дней со дня официального опубликования постановления.

Указанное постановление опубликовано в общественно-политической газете «Романовский ВЕСТНИК» от 10.02.2018 (выпуск № 6).

07.03.2018 ФИО1 направила Председателю Собрания депутатов – главе Волгодонского района Ростовской области ФИО2 заявление о включении в повестку дня публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута следующих вопросов:

1. Установить и исследовать доказательства ограничения свободного доступа на земельный участок способом прохода;

2. Установить цели введения публичного сервитута на земельный участок в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ;

3. С учётом положений статей 6, 65 Водного кодекса РФ, ст. 23 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях» определить способ свободного доступа - проход или проезд;

4. С учётом положений статей 6, 65 Водного кодекса РФ, ст. 23 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях», определить лиц, в интересах которых будет установлен публичный сервитут и лиц, на которых будут возложены расходы, связанные с его установлением;

5. С учётом положений ст. 23 Земельного кодекса РФ возложить оплату за осуществление публичного сервитута:

- в соответствии с п. 6 ст. 23 ЗК РФ на лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- в соответствии с п. 7 ст. 23 ЗК РФ на орган местного самоуправления, установивший публичный сервитут;

6. Утвердить текст соглашения об установлении публичного сервитута, предложенный ФИО1

Согласно протоколу № 5 публичных слушаний от 12.03.2018 на обсуждение участников публичных слушаний поставлен вопрос о включении в повестку дня публичных слушаний вышеуказанных предложенных ФИО1 вопросов, однако внесение соответствующих вопросов в повестку дня публичных слушаний отклонено большинством голосов.

Учитывая изложенное, принимая во внимание также, что предложенные ФИО1 для рассмотрения на повестке дня публичных слушаний вопросы не были включены в соответствующую повестку в порядке, установленном Положением о порядке проведения публичных слушаний на территории Волгодонского района (пункты 4, 5, 6 статьи V), так как не соблюдена процедура их включения, у суда не имеется оснований считать, что не рассмотрев соответствующие вопросы, а именно отклонив их рассмотрение большинством голосов участников, Собрание депутатов Волгодонского района либо его председатель нарушили какие-либо нормы закона.

Ссылки ФИО1 на положения Градостроительного кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку соответствующий закон не регулирует порядок проведения публичных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута в отношении земельного участка.

Кроме того, суд не усматривает в действиях Собрания депутатов и его председателя ФИО2 нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1, которая о проведении публичных слушаний была уведомлена своевременно, представила предложения по вопросу публичных слушаний, а на слушаниях присутствовал ее представитель, имеющий право на выступление.

Принимая во внимание, что в административном исковом заявлении не приведены доводы и не указаны доказательства, свидетельствующие о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом не имеется сведений о создании истцу препятствий к осуществлению им прав и законных интересов, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности, возникновения у истца неблагоприятных последствий, учитывая положения статьи 218 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Собранию депутатов Волгодонского района Ростовской области о признании незаконным бездействия председателя Собрания депутатов – главы Волгодонского района Ростовской области ФИО2, выразившегося в отказе от рассмотрения предложений участницы публичных слушаний ФИО1, внесенных по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 23.07.2018.

Судья Волгодонского районного суда

Ростовской области подпись А.П. Кулинич