Дело №2а-226/2022 (УИД 37RS0022-01-2021-004735-82)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Иваново 28 апреля 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Яценко А.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Крыловой Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 к УМВД России по Ивановской области, заместителю начальника УМВД России по Ивановской области ФИО2, начальнику УВМ УМВД России по Ивановской области ФИО3, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, начальнику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4, начальнику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО5, начальнику ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6, инспектору ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7 об оспаривании решения, обжаловании действий, бездействий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с административным иском к начальнику ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6, начальнику УВМ УМВД России по Ивановской области ФИО3, в котором просил:
- признать решение УМВД России по Ивановской области об аннулировании РВП в РФ незаконным и необоснованным;
- признать действие начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново ФИО6, выраженное в снятии с регистрационного учета неправомерным, незаконным и необоснованным;
- признать бездействие ответчиков, выраженные:
- в непредоставлении уведомления о снятии административного истца с регистрационного учета,
- непредоставлении административному истцу решения об аннулирования РВП,
- нерассмотрении заявления административного истца от 24.09.2021г.,
- неознакомлении с материалом проверки, уведомлением и решением;
- обязать УМВД России по Ивановской области выдать копию решения об аннулирования РВП в РФ;
- обязать начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 выдать уведомление о снятии с регистрационного учета;
- обязать начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 ознакомить истца с материалом проверки.
В обоснование требований административный истец указывает следующее.
Он является гражданином <данные изъяты>, временно проживает на территории Российской Федерации. 20.12.2018 УМВД России по Ивановской области ему выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком по 20.12.2021. В 2021 году он подал все необходимые документы для получения вида на жительство в Российской Федерации. При получении вида на жительство ему сотрудниками ОВМ ОМВД России по Ленинскому району отказано в выдаче вида на жительство в связи с аннулированием РВП, он одновременно был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Однако, ответчик ограничился лишь устным высказыванием, те есть каких-либо уведомлений и решений об аннулировании РВП и снятии с регистрационного учета не предоставил, тем самым нарушил его права – право на обращение, право на защиту своих прав, свобод и законных интересов, право на обжалование принятого ответчиками решения, право на судебную защиту. Данные действия он считает незаконными и необоснованными. Он обратился к ответчикам с заявлением о выдаче ему решения и ознакомления его с материалами проверки. До настоящего времени его не ознакомили и копию решения не выдали, что также является нарушением его прав. Ему стало известно, что причина аннулирования – снятие с регистрационного учета. Полагает, что у ответчиков правовых оснований для аннулирования и снятия его с регистрационного учета не имелось. Бездействие ответчиков заключается в невручении ему на руки, ненаправлении в его адрес копии решения об аннулировании и уведомления о снятии его с регистрационного учета, неознакомлении с материалом проверки. Решение об аннулировании РВП, как единственного способа для пребывания в Российской Федерации вместе с супругой, которая является гражданкой Российской Федерации нарушает его право на длительное пребывание (проживание) в Российской Федерации. Поскольку аннулирование РВП препятствует его длительному пребыванию (проживанию) в Российской Федерации, это представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Полагает, что такая мера может быть применена уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом всестороннего исследования фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе семейного положения иностранного гражданина. Полагает, что оспариваемое решение УМВД России по Ивановской области об аннулировании РВП без учета личных обстоятельств, семейного положения не может считаться законным и правомерным. Оспариваемое решение об аннулировании РВП является недопустимым вмешательством со стороны публичной власти в личную и семейную жизнь, неоправданно интересам национальной безопасности и общественного порядка, экономического благополучия страны, не направлено на предотвращение беспорядков и преступлений, на охрану здоровья и нравственности, защиту прав и свобод других лиц. Оспариваемое решение нарушает баланс личных, семейных интересов с одной стороны, и публичных интересов с другой стороны.
При рассмотрении дела приняты к производству уточнения и увеличение требований административного истца.
В окончательной редакции административный истец просит:
- признать решение УМВД России по Ивановской области об аннулировании РВП в РФ от 20.12.2018 незаконным и необоснованным;
- признать действие начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново ФИО6, выраженное в снятии с регистрационного учета неправомерным, незаконным и необоснованным;
- признать бездействие ответчиков, выраженные:
- в непредоставлении уведомления о снятии административного истца с регистрационного учета,
- непредоставлении административному истцу решения об аннулирования РВП,
- нерассмотрении заявления административного истца от 24.09.2021,
- неознакомлении с материалом проверки, уведомлением и решением;
- обязать УМВД России по Ивановской области выдать копию решения об аннулирования РВП в РФ;
- обязать начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново ФИО6 выдать уведомление о снятии с регистрационного учета;
- обязать начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 ознакомить истца с материалом проверки;
- признать заключение об установлении факта фиктивной регистрации незаконным и необоснованным;
- признать решение УМВД России по Ивановской области об аннулировании ВНЖ в РФ неправомерным, незаконным и необоснованным;
- обязать УМВД России по Ивановской области рассмотреть повторно заявление истца о выдаче ВНЖ в РФ;
- признать действие ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженное в проведении проверок для выявления факта фиктивной регистрации истца неправомерными, незаконными и необоснованными;
- признать бездействие инспектора ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7, выраженное в не составлении рапортов по результатам проверок неправомерным и незаконным;
- признать действие ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженное в проведении проверок с нарушением порядка факта выявления постановки истца на регистрационный учет неправомерным и незаконным;
- признать действие ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженные в вынесении заключения и решения об аннулировании истцу ВНЖ с нарушением сроков неправомерными и незаконными;
- обязать административных ответчиков выдать истцу ВНЖ в РФ.
В уточнениях и дополнениях к административному иску административный истец указывает на то, что оспариваемые решения об установлении факта фиктивной регистрации нарушают его права, поскольку нарушают право быть приняты в гражданство Российской Федерации. Полагает данное заключение незаконным, поскольку он проживал и проживет по адресу регистрации, характер его работы связан с постоянными командировками и разъездами, в связи с чем в то время, когда проводилась проверка, и сотрудники полиции приходили по месту его жительства, возможно, его не было дома. Участковому и сотрудникам миграционной службы ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново известен номер его телефона, однако они ему не позвонили, не попросили дать объяснения и показать квартиру, где он живет. В данной квартире он проживает на условиях найма по договору, заключенному с собственником одной из комнат – ФИО8 Опрошенная соседка не могла его видеть, поскольку он уходит на работу утром в 07 часов 00 минут и возвращается с работы в 22 часа 00 минут. Полагает, что у ответчиками не представлено достаточных, относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих их правомерные действия, выраженные в снятии его с регистрационного учета, а впоследствии – аннулировании ему РВП. Полагает, что при проведении проверки его проживания по адресу регистрации были допущены нарушения, результаты проверки в связи с её неполнотой не могут быть приняты во внимание. Наличие лишь рапортов инспектора ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и объяснений одного соседа не могут быть достаточными для установления факта фиктивной регистрации. Рапорты были составлены 05.04.2021 и 07.04.2021 инспектором ФИО9 на имя ФИО10, заключение об установлении факта фиктивной регистрации вынесено 14.04.2021, начальником ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4 утверждено 25.04.2021, то есть с нарушением установленных законом порядка и сроков. Показания свидетеля от 09.04.2021 полагает недопустимым доказательством, поскольку не была установлена личность свидетеля, в объяснении отсутствуют паспортные данные свидетеля. Истец полагает, что отсутствует полный комплекс проверочных мероприятий, необходимых для вывода о фиктивности его регистрации. Также полагает, что ответчиками нарушен порядок, процедура снятия с регистрационного учета, составления документов – рапортов, заключения и решения.
При подготовке дела к рассмотрению дела, при рассмотрении дела к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков - УМВД России по Ивановской области, Начальник УМВД России по Ивановской области ФИО2, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, Начальник ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4, Начальник ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО5, инспектор ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7, в качестве заинтересованного лица ФИО8
Административный истец ФИО11 извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уполномочил на представление своих интересов представителя.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнениях и дополнениях к иску, просил административные исковые требования удовлетворить.
Административные ответчики - УМВД России по Ивановской области, заместитель начальника УМВД России по Ивановской области ФИО2, начальник УВМ УМВД России по Ивановской области ФИО3, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, начальник ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4, начальник ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО5, начальник ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6, инспектор ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7, заинтересованное лицо ФИО8 извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель УМВД России по Ивановской области ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее в судебном заседании, а также в письменном отзыве с требованиями административного истца не согласился, в их удовлетворении просил отказать, указывая на то, что ранее выданное ФИО11 разрешение на временное проживание в Российской Федерации отдельным решением государственного органа не аннулировалось, оно прекратило своё действие в связи с выдачей административному истцу 09.04.2021 вида на жительство в Российской Федерации, которое было аннулировано решением УМВД России по Ивановской области от 23.06.2021 в связи с предоставлением административным истцом ложных сведений при подаче заявления о выдаче вида на жительство, что стало известно в результате проверки, в ходе которой 15.04.2021 вынесено заключение об установлении факта фиктивной регистрации административного истца по месту жительства по адресу: <адрес>. Полагает, что решение от 23.06.2021 об аннулировании вида на жительства принято компетентным органом, на основании действующего законодательства, соответствует цели исполнения иностранными гражданами законов Российской Федерации. Данное решение является адекватной мерой государственного реагирования, УМВД России по Ивановской области руководствовалось исключительно требованиями законодательства Российской Федерации, действовало в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушало. Аннулирование вида на жительство административному истцу является в данном случае адекватной мерой государственного реагирования, отвечающей принципам пропорциональности и соразмерности. Административному истцу на основании решения от 09.04.2021 был оформлен вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, за получением бланка вида на жительство серии №№ ФИО11 не обращался (на руки не получен).
Начальник ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6, представлявший на основании доверенности интересы ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее в судебном заседании, а также в письменном отзыве с требованиями административного истца не согласился, в их удовлетворении просил отказать, указывая на то, что сотрудниками ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ « О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» была проведена проверка проживания иностранных граждан, в том числе ФИО11, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>. При неоднократных выездах по указанному адресу не был установлен ни один факт нахождения по данному адресу каких-либо иностранных граждан, в том числе ФИО11 Поскольку факт проживания административного истца по указанному адресу не подтвердился, это свидетельствует об установлении факта регистрации по месту пребывания без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, в связи с чем 15.04.2021 было вынесено заключение об установлении факта фиктивной регистрации ФИО11 по месту пребывания по указанному адресу. 18.04.2021 административному истцу почтовым отправлением было направлено сообщение о явке с целью ознакомления с указанным решением, однако ФИО11 почтовое отправление не получил, 12.05.2021 почтовое отправление возвращено в ОВМ с пометкой «Возврат по истечении срока». 07.10.2021 ФИО11 был повторно приглашен в ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново для ознакомления его с материалами проверки. Полагает, что заключение ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново об установлении факта фиктивной постановки административного истца на регистрационный учет по месту жительства от 15.04.2021 принято компетентным органом, на основании действующего законодательства, соответствует цели исполнения иностранными гражданами законов Российской Федерации. Данное решение является адекватной мерой государственного реагирования. ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново руководствовался исключительно требованиями законодательства Российской Федерации, действовал в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушал. Полагает, что оспариваемое заключение об установлении факта фиктивной постановки на регистрационный учет по месту жительства является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса. Также ФИО6 пояснил, что запросы в ресурсоснабжающие организации были сделаны, а также опрос собственника указанной квартиры ФИО8 был произведен после проведенной проверки для уточнения информации в связи с рассмотрением в суде настоящего дела.
Инспектор ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7 ранее допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что проверка проживания иностранных граждан, в том числе административного истца ФИО11, была проведена ею в пределах её полномочий и должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством. По результатам неоднократных выходов по адресу: <...>, было установлено, что ФИО11 по данному адресу не проживает, в связи с чем ею были составлены соответствующие рапорты на имя врио начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО10, исполнявшей обязанности начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 в период нахождения его в отпуске. В ходе проверки ею было осуществлено около 8 выходов по указанному адресу, однако составлено всего 2 рапорта, так как информация в данных рапортах была бы одинаковая. Также ею был проведен опрос соседей, однако письменное объяснение пожелала дать лишь одна соседка. Со слов соседей, ФИО11 в указанной квартире не проживает, в квартире отключены коммуникации. По телефону до ФИО11 дозвониться не удалось, в почтовом ящике ему было оставлено письменное извещение, что фиксировалось путем фотосъемки, однако, данные фотографии не сохранились. Выходы по указанному адрес производились на протяжении нескольких дней в утреннее и позднее вечернее время, однако дверь в квартиру никто не открыл. По указанному адресу были также зарегистрированы иные иностранные граждане – женщины, которые по их национальным обычаям не могли проживать вместе с другими мужчинами. Другие иностранные граждане также были сняты с регистрационного учета по указанному адресу, что ими не обжаловалось.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту решения – КАС РФ) суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела в виду неявки сторон. Явка сторон в судебное заседание обязательной не признавалась.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>, документирован паспортом <данные изъяты> (т. 1 л.д. 48-49).
ФИО11 прибыл в Российскую Федерацию в 2015 году. 20.12.2018 административному истцу выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком по 20.12.2021 (т. 1 л.д. 12, 97-99). 20.08.2020 ФИО11 поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 50). В качестве принимающей стороны выступил ФИО8
ФИО11 11.12.2020 обратился в УМВД России по Ивановской области с заявлением о получении вида на жительство в РФ, в котором указал местом своего пребывания вышеуказанный адрес (т. 1 л.д. 45-47).
Заключением УМВД России по Ивановской области № от 09.04.2021 ФИО11 выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации (т. 1 л.д. 63), однако, заключением № от 23.06.2021 выданный ФИО11 вид на жительство аннулирован на основании пп.4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.02.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку в действиях административного истца усматривается умысел предоставления ложных сведений, касающихся фактического места проживания с целью оформления разрешительных документов и нахождения на территории Российской Федерации. Указанный вывод сделан на основании заключения ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 67).
В результате проверки соблюдения иностранными гражданами законодательства РФ о миграционном учете сотрудниками ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново установлен факт фиктивной постановки иностранного гражданина ФИО11 на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Данный факт послужил основанием для вынесения 15.04.2021 заключения об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на учет по месту пребывания (т. 1 л.д. 64).
Согласно статье 29.1 Закона № 115-ФЗ миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон № 109-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 109-ФЗ установлены основные понятия, используемые в названном Законе. Так, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых, по общему правилу, принимающей стороной - лицом, у которого иностранный гражданин проживает или осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и п.п. «а» п. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).
Такое регулирование обусловлено, в том числе целями формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 109-ФЗ).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ фиктивной постановкой на учет по месту пребывания признается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован (п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона № 109-ФЗ).
Исходя из вышеуказанных норм миграционного законодательства, фиктивной постановкой на учет по месту пребывания является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении.
При этом, решение о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства принимается при установлении должностными лицами полиции факта фиктивной регистрации.
На органы внутренних дел Российской Федерации возложена государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Ранее Приказом ФМС России от 09.12.2014 № 649 был утвержден Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. На дату проведения проверки в отношении ФИО11 данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 11.08.2020 № 561.
При этом, Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждена лишь форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении.
С целью осуществления государственной функции по контролю и пребыванием (проживанием) иностранных граждан разработан Административный регламент (далее Административный регламент), утвержденный Приказом ФМС России №367, МВД России № 807 от 31.07.2015 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников", согласно которому исполнение государственной функции осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией, предметом которого является, в том числе, соблюдение иностранным гражданином установленного режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, правил миграционного учета, правил постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, регистрации иностранных граждан по месту жительства, достоверность предоставляемой ими информации об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету, или документов для их постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства). Следовательно, при отсутствии утвержденного Порядка установления факта фиктивной регистрации проведение проверки может осуществляться и в соответствии с утвержденным Административным регламентом.
Согласно должностному регламенту инспектора ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7 в её обязанности, кроме прочего, входят: осуществление государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе проводит выездные и документарные проверки на территории Ленинского района г. Иваново, проверяет соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда в РФ, выезда из РФ, режима пребывания (проживания) в РФ, правил миграционного учета, проводит совместные проверки с сотрудниками подразделений ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и самостоятельно осуществляет отработку объектов с целью выявления нарушений миграционного законодательства (п. 3.3); а также участие в рейдах по проверке паспортного, регистрационного и миграционного режимов, проведение проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции в жилом (частном) секторе, общежитиях, гостиницах, строительных объектах, торговых объектах и других объектах на территории района, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (п. 3.4) (т. 2 л.д. 149-158)
Таким образом, проверка, в результате которой был установлен факт фиктивной постановки ФИО11 на регистрационный учет по месту пребывания, осуществлялась инспектором ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7 в рамках предоставленных ей полномочий, в связи с чем, суд полагает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании действий ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженное в проведении проверок для выявления факта фиктивной регистрации истца неправомерными, незаконными и необоснованными; признании действия ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженного в проведении проверок с нарушением порядка факта выявления постановки истца на регистрационный учет неправомерным и незаконным.
При этом порядок составления рапортов, а также количество составленных в рамках одной проверки рапортов указанными выше нормативными актами не регламентированы, в связи с чем, не подлежит удовлетворению и требование административного истца о признании бездействия инспектора ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7, выраженного в не составлении рапортов по результатам проверок неправомерным и незаконным.
Доводы представителя административного истца о неправомерности составления инспектором ФИО7 рапортов на имя врио начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО10 суд находит несостоятельными, поскольку в спорный период времени обязанности начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 временно исполняла именно заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО10, в подтверждение чего в материалы дела представлены копии соответствующих приказов (т. 2 л.д. 159-164, 165).
Также является ошибочным довод представителя административного истца о том, что оспариваемое заключение утверждено начальником ОМВД России по Ленинскому району ФИО4 25.04.2021. Из представленных в материалы дела копий указанного заключения следует, что оно было утверждено 15.04.2021.
В тоже время, оценивая доводы административного истца и его представителя, указанные в обоснование административных исковых требований, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания ввиду отсутствия достаточных оснований для признания регистрации ФИО11 по месту пребывания фиктивной.
В судебном заседании установлено, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО21 (16/100 доли), ФИО22 (16/100 доли), ФИО8 (47/100 доли) и ФИО23 (21/100 доли), представляет собой трехкомнатную квартиру общей площадью 69,7 кв.м. (т. 2 л.д. 2-8).
В судебном заседании установлено, что инспектором ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7 в ходе мониторинга по имеющимся учетам было установлено, что в <адрес> зарегистрирован и предположительно проживает гражданин <данные изъяты> ФИО11, с целью проверки фактического проживания иностранного гражданина по указанному адресу инспектором ФИО7 был осуществлен выход по адресу: <адрес>, о чем составлены рапорты от 05.04.2021 и 07.04.2021, в которых указано, что 05.04.2021 в вечернее время суток, 07.04.2021 в утреннее время суток инспектором ФИО7 был осуществлен выход по указанному адресу, в период проверки в жилое помещение доступ предоставлен не был, так как дверь никто не открыл, ни собственник квартиры, ни лица, проживающие там, во время проверки в жилое помещение никто не входил и не выходил из него (т. 1 л.д. 71, 73), а также 09.04.2021 получено объяснение от гражданки ФИО24, проживающей по адресу: <адрес>, которая пояснила, что собственника квартиры ФИО8 она знает, в указанной квартире с лета прошлого года иностранные граждане не проживают, после того, как соседи из 9 квартиры её протопили около двух месяцев назад, в квартире были отключены все коммуникации, на первый взгляд, условия для проживания в квартире отсутствуют (т. 1 л.д. 75).
Вместе с тем, суд считает, что наличие лишь указанных рапортов сотрудника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, из которых следует, что выход по указанному адресу был осуществлен 2 раза - 05.04.2021 в вечернее время суток, 07.04.2021 в утреннее время суток, и объяснения одного гражданина, проживающего в квартире, расположенной на этаж ниже проверяемого адреса, не может быть достаточным основанием для установления факта фиктивной регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение приведенных положений процессуального закона, административными ответчиками не представлена достаточная совокупность доказательств, указывающих на законность оспариваемого решения миграционного органа.
Так, судом установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что опросы административного истца ФИО11, собственника указанного помещения, выступающего в качестве принимающей стороны иностранного гражданина - ФИО8, не производились, соответствующие объяснения и протоколы не составлялись, доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления опроса указанных лиц также не предъявлено, каких-либо мер, направленных на установление местонахождения административного истца, не предпринималось. В рапортах указано на выход по адресу регистрации административного истца. Вместе с тем, какие-либо акты выходов в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт отсутствия административного истца по месту регистрации достаточным основанием для выводов о фиктивности регистрации не является. Доказательства того, что административный истец не проживал по указанному адресу, не представлены.
Между тем, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что по указанному адресу расположена квартира, общей площадью 69,7 кв. м., состоящая из трех изолированных комнат, кухни, санузла, имеет коммуникации.
При этом, объяснения, полученные инспектором ФИО7 от гражданки ФИО24, проживающей по адресу: <адрес>, об отключении в феврале 2021 года спорной квартиры от коммуникаций опровергаются сведениями, полученными по запросу суда от управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций.
Сотрудниками управляющей компании ООО УК «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК» отключение квартиры № от коммуникаций в 2021 году не производилось (т. 2 л.д. 54). Согласно сведениям Филиала АО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Иваново и Ивановском районе отключение газоиспользующего оборудования указанной квартиры от сети газопотребления в период с 2020 г. по 2021 г. не производилось (т. 2 л.д. 117). Согласно сведениям АО «Водоканал» отключение коммунальных услуг квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не производилось (т. 2 л.д. 75).
Режим электропотребления указанной квартиры по лицевому счету № (потребитель ФИО8), согласно сведениям Ивановского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», был приостановлен лишь 13.10.2021 по причине ненадлежащего исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии (т.2.л.д. 107).
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что по названному выше адресу проживание возможно, в том числе было возможно на дату регистрации административного истца по указанному адресу и в период проведения ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново проверки.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО25 и ФИО37 пояснили, что им известно, что ФИО11 проживал по адресу: <адрес>, ФИО38 был у него в гостях приблизительно 1-1,5 года назад, ФИО25 также неоднократно приходил в гости, последний раз - в конце осени, начале зимы 2021 года. Во время посещения находились на кухне, пили чай, играли в игры, обсуждали работу. В одной из комнат находилась супруга административного истца.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется.
Учитывая, что из представленных суду материалов проверки по указанному факту, рапортов сотрудника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, не следует, что в оспариваемый период ФИО11 по данному адресу не проживал, суд приходит к выводу о недоказанности административными ответчиками факта фиктивной регистрации в отношении ФИО11
На основании изложенного, установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии полного комплекса проверочных мероприятий, необходимых для вывода о фиктивности регистрации административного истца.
Приведенные выше обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами оспариваемое решение миграционного органа незаконно, а требование административного истца ФИО11 признании незаконным заключения ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на миграционный учет по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым обязать ОМВД России по Ленинскому р-ну г. Иваново внести сведения о регистрации Латоона Силаба по адресу: <адрес>. в электронные базы данных, соответствующие учеты.
В то же время, признание незаконным заключения ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на миграционный учет по адресу: <адрес>, не свидетельствует о незаконности и необоснованности действий должностного лица по снятию с регистрационного учета ФИО11
В силу пп. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», пп. «е» п. 16 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.
Заключением ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново от 15.04.2021 было постановлено аннулировать ранее выданный вид на жительство гражданину <данные изъяты> ФИО11; сообщить о принятом решении направить в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново; отделу по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново обеспечить внесение изменений в учеты.
Во исполнение указанного заключения 15.04.2021 ФИО11 был снят с регистрационного учета по адресу <адрес>, сведения о чем в соответствующие учеты были внесены 17.04.2021 (т. 1 л.д. 94).
Обязанности по предоставлению государственной услуги и осуществлению снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляются должностными лицами государственного органа в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, и Административным регламентом предоставления МВД России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации», утвержденным Приказом МВД России от 10.12.2020 № 856.
В служебные обязанности начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново входит осуществление контроля за предоставлением государственных услуг в сфере миграции.
Поскольку на дату снятия административного истца ФИО11 заключение ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на миграционный учет по адресу: <адрес>, оспорено, отменено либо изменено не было, оснований для признания действий должного лица по снятию ФИО11 с регистрационного учета незаконными и необоснованными не имеется.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, начальник ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 на дату снятия ФИО11 с регистрационного учета в период с 15.03.2021 по 23.04.2021 находился в дополнительном отпуске для прохождения промежуточной аттестации, его обязанности исполняла заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО10
В связи с изложенным, требование ФИО11 признании действия начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново ФИО6, выраженного в снятии с регистрационного учета неправомерным, незаконным и необоснованным, удовлетворению не подлежит.
О вынесенном решении о снятии административного истца с регистрационного учета по месту пребывания (проживания) ФИО11 был извещен путем направления в адрес административного истца (<адрес>) отделом по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново соответствующего сообщения от 19.04.2021 (т. 1 л.д. 78, 79). Однако, 12.05.2021 почтовое отправление было возвращено в адрес отправителя с отметкой «возврат по истечении срока» (т. 1 л.д. 80).
В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручен или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
С учетом изложенного, требование ФИО11 признании незаконным бездействия ответчиков, выраженного в непредоставлении уведомления о снятии административного истца с регистрационного учета, удовлетворению не подлежит.
Неполучение ФИО11 направленного в его адрес сообщения о снятии его с регистрационного учета не является основанием для возложения на начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново ФИО6 обязанности по выдаче уведомления о снятии с регистрационного учета, в связи с чем требование ФИО11 в указанной части также не подлежит удовлетворению.
Разрешая требование административного истца о признании решения УМВД России по Ивановской области об аннулировании вида на жительство в РФ неправомерным, незаконным и необоснованным, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Выдача такого документа, как вид на жительство, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 4 ст. 8 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно п. 20 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 09.11.2017 № 846 (далее – Административный регламент), государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел РФ. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.
Результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину вида на жительство, отказ в выдаче иностранному гражданину вида на жительство; продление срока действия вида на жительство; отказ в продлении срока действия вида на жительство.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
По смыслу пп. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под сообщением заведомо ложных сведений понимают умышленное указание гражданином недостоверной информации о себе в случаях, когда обязанность по предоставлению определенной информации предусмотрена законом, то есть, осознанное указание гражданином информации, которая не соответствует действительности и об этом достоверно известно гражданину в момент предоставления такой информации.
Как установлено ранее, заключением УМВД России по Ивановской области № от 09.04.2021 административному истцу ФИО11 был выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Заключением № от 23.06.2021 выданный ФИО11 вид на жительство аннулирован на основании пп.4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.02.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", основанием для данного заключения послужило заключение ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что обстоятельства, послужившие основанием к принятию оспариваемого решения отпали в связи с признанием незаконным заключения ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на учет по месту пребывания, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения УМВД России по Ивановской области от 23.06.2021 об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданного ФИО11 УВМ УМВД России по Ивановской области 09.04.2021.
Само по себе то, что оспариваемое решение принято 23.06.2021, а заключение от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на учет по месту пребывания признано незаконным настоящим решением, о законности решения об аннулировании вида на жительство не свидетельствует, напротив, факт признания незаконным указанного заключения является достаточным основанием для принятия решения об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения УМВД России по Ивановской области от 23.06.2021 об аннулировании вида на жительство.
В целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым обязать УМВД России по Ивановской области восстановить в соответствующих учетах информации сведения о действии вида на жительство в Российской Федерации от 09.04.2021 на имя ФИО11
При этом оснований для повторного рассмотрения заявления ФИО11 выдаче вида на жительство в Российской Федерации не имеется, поскольку в силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" вид на жительство ФИО11 был выдан без ограничения срока его действия.
Поскольку вид на жительство в Российской Федерации ФИО11 был выдан на основании заключения УМВД России по Ивановской области № от 09.04.2021, и оформлен на бланке серии №№, за получением которого, по сведениям УВМ УМВД России по Ивановской области, административный истец не обращался (на руки не получен) (т. 2 л.д. 144), оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по выдаче ФИО11 вида на жительство в Российской Федерации не имеется.
Допустимых доказательств того, что ФИО11 обращался в уполномоченный орган по вопросу получения указанного бланка вида на жительство, и ему в этом было отказано, административным истцом не представлено.
Оснований для удовлетворения требования административного истца о признании действий ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, выраженных в вынесении заключения и решения об аннулировании истцу вида на жительство с нарушением сроков неправомерными и незаконными, не имеется, поскольку указанным государственным органом решение об аннулировании административному истцу ФИО11 вида на жительство в Российской Федерации не принималось.
Относительно требований административного истца о признании незаконным и необоснованным решения УМВД Росси по Ивановской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 20.12.2018, признании бездействий ответчиков, выраженных в непредоставлении административному истцу решения об аннулировании вида на жительство, возложении обязанности на УМВД России по Ивановкой области выдать копию решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
Таким образом, разрешение на временное проживание дает иностранцу (лицу без гражданства) статус временно проживающего, а вид на жительство – постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание предусмотрены положениями ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 20.12.2018 административному истцу ФИО11 решением УМВД России по Ивановской области № выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до 20.12.2021 (т. 1 л.д. 12, 59).
На основании заключения УМВД России по Ивановской области № от 09.04.2021 ФИО11 выдан вид на жительство в Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выданное ранее административному истцу разрешение на временное проживание в Российской Федерации утратило свою силу 09.04.2021 в связи с выдачей ФИО11 вида на жительство в Российской Федерации. Вынесение каких-либо решений об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации в данном случае не предусмотрено.
Поскольку государственным органом решение в отношении Латоона С. об аннулировании выданного 20.12.2018 разрешения на временное проживание в Российской Федерации не принималось, требования административного истца о признании незаконным и необоснованным решения УМВД Росси по Ивановской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 20.12.2018, признании бездействий ответчиков, выраженных в непредоставлении административному истцу решения об аннулировании вида на жительство, возложении обязанности на УМВД России по Ивановкой области выдать копию решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Административным истцом также заявлены требования о признании бездействия ответчиков, выраженных в нерассмотрении его заявления от 24.09.2021, неознакомлении его с материалом проверки, уведомлением и решением, а также о возложении на начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 обязанности ознакомить его с материалом проверки.
Из материалов дела установлено, что 26.09.2021 административным истцом ФИО11 в адрес начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново и начальника УВМ МВД России по Ивановской области ФИО3 направлены заявления от 24.09.2021, в которых административный истец просил ознакомить его с материалом проверки по установлению факта фиктивной регистрации, выдать ему копию решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, выдать ему копию уведомления об аннулировании разрешения на временное проживание (т.1 л.д. 14, 15, 85).
Обращение в адрес ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново поступило 30.09.2021 (т. 1 л.д. 85), обращению присвоен № (т. 1 л.д. 82).
08.10.2021 в связи с поступившим обращением административному истцу направлено уведомление от 07.10.2021 о повторном вызове для ознакомления его с заключением об установлении факта фиктивной регистрации, в котором указано на то, что ранее данное извещение было направлено 19.04.2021 за № (т. 1 л.д. 86), однако почтовое отправление от 08.10.2021 было возвращено в адрес ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново с отметкой «возврат по истечении срока» (т. 1 л.д. 87).
Как было установлено ранее, сообщение ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново от 19.04.2021 о принятии решения о снятии административного истца с регистрационного учета по месту пребывания (проживания) в адрес ФИО11 было направлено почтовым отправлением, которое 12.05.2021 было возвращено в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново по истечению срока хранения. В данном сообщении было указано на возможность ознакомления с принятым заключением в ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново.
По обращению ФИО11 административным ответчиком ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново была проведена проверка, по результатам которой установлено, что сообщение признании регистрации административного истца фиктивной направлялось в его адрес, он дважды приглашался для ознакомления с материалами о снятии его с регистрационного учета, однако почтовые отправления возвратились в ОВМ, для ознакомления с материалами ФИО11 не явился, на телефонные звонки не отвечает, по адресу дверь никто не открывает (т. 1 л.д. 88).
По результатам проведенной проверки в адрес ФИО11 был направлен ответ от 29.10.2021, в котором административному истцу разъяснено, что для ознакомления с материалами проверки по установлению факта фиктивной регистрации по месту пребывания ему необходимо явиться в ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново; указано расписание приема граждан. Также административному истцу сообщено, что принятие решения об аннулировании разрешения на временное проживание в компетенцию сотрудников ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново не входит (т. 1 л.д. 89, 127), однако, почтовое отправление возвращено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу (т. 1 л.д. 90).
Административным ответчиком УМВД России по Ивановской области обращение Латоона С. от 24.09.2021 также было рассмотрено, по результатам чего в адрес ФИО11 направлен ответ от 29.10.2021, в котором указано, что с заключением об установлении факта фиктивной постановки на регистрационный учет административный истец может ознакомиться в ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново. Также сообщено, что решение об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание УВМ УМВД России по Ивановской области не принималось (т. 2 л.д. 11).
Таким образом, довод административного истца о том, что административными ответчиками не были рассмотрены его обращения от 24.09.2021, не подтвердился, напротив, как установлено из материалов дела, оба обращения уполномоченными органами были рассмотрены, по результатам чего в адрес административного истца направлены соответствующие ответы.
То обстоятельство, что административным истцом ФИО11 указанные ответы, направленные в его адрес почтовыми отправлениями, получены не были, не свидетельствует о бездействии административных ответчиков по рассмотрению обращений, неознакомлении административного истца с материалом проверки, уведомлением и решением, а также не является основанием для возложения на начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 обязанности ознакомить ФИО11 с материалом проверки.
В силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
О несоответствии ответов ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, УМВД России по Ивановской области от 29. 10.2021 положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" административным истцом не заявлено.
С учетом изложенного, требования административного истца ФИО11 признании бездействия ответчиков, выраженных в нерассмотрении его заявления от 24.09.2021, неознакомлении его с материалом проверки, уведомлением и решением, а также о возложении на начальника ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6 обязанности ознакомить его с материалом проверки, удовлетворению не подлежат.
Согласно положениям ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление может быть поданов суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление ФИО11 подано в суд 08.11.2021.
Трехмесячный срок, установленный для обжалования в судебном порядке решения органа государственной власти, действий должностных лиц административным истцом не пропущен, поскольку с обжалуемыми решениями ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, УМВД России по Ивановской области ФИО11 ознакомлен не был, направленные в его адрес сообщения не содержат разъяснения порядка и сроков обжалования принятых решений. Административные исковые требования относительно рассмотрения обращения административного истца от 24.09.2021 заявлены также в пределах указанного трехмесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО11 к УМВД России по Ивановской области, заместителю начальника УМВД России по Ивановской области ФИО2, начальнику УВМ УМВД России по Ивановской области ФИО3, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, начальнику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4, начальнику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО5, начальнику ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО6, инспектору ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО7об оспаривании решения, обжаловании действий, бездействий должностных лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново от 15.04.2021 об установлении факта фиктивной постановки ФИО11 на миграционный учет по адресу: <адрес>.
Обязать ОМВД России по Ленинскому р-ну г. Иваново внести сведения о регистрации ФИО11 по адресу: <адрес>. в электронные базы данных, соответствующие учеты.
Признать незаконным решение УМВД России по Ивановской области от 23.06.2021 об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выданного ФИО11 УВМ УМВД России по Ивановской области 09.04.2021.
Обязать УМВД России по Ивановской области восстановить в соответствующих учетах информации сведения о действии вида на жительство в Российской Федерации от 09.04.2021 на имя ФИО11.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Яценко А.Л.
Мотивированное решение составлено 12.05.2022.